Присутствуют спойлеры
Харуко-сан ! Я описался ! (первая фраза в фильме)
Итак, представьте себе фильм. Комедию. В жанре киберпанк. С явным социальным уклоном. По манге Кацухиро Отомо, хотя и снятый другим режиссером. Со стариком в качестве центрального персонажа (по крайней мере, судя по названию). Смотрим ? Смотрим !
Перед нами недалекое будущее, где проблемы стариков встают все острее, а рабочих рук для заботы о них не хватает все сильнее. Как решить проблему, актуальную для страны с самым большим процентом стариков среди населения ? Для этой-то цели и создается хитрое устройство, гибрид инвалидной коляски, ванны, компьютера и боевого робота-трансформера ! В качестве жертв...объекта исследования выбран Такадзава, больной одинокий старик. Но Харуко, его сиделка не хочет, чтобы тот стал подопытным кроликом...
Тут сразу следует оговориться: это не «Акира», и тут не следует искать ни больших глубин, ни претензий на новое слово. Если попытаться найти ближайший аналог в творчестве Отомо, то это, пожалуй «Бомба-вонючка» из «Воспоминаний». Конечно, сходство условное, просто в обоих более-менее схожий рисунок, в центре сюжета — обычный человек, ставший жертвой эксперимента и поставивший всех на уши, даже перехватить героя в обоих случаях пытаются возле туннеля.
Самое интересное здесь — это то, что в фильме затронуты социальные аспекты. Другое дело, что делать на этом основной упор Отомо не стал. Впрочем, много вы знаете аниме-фильмов, где старики были бы одними из основных персонажей, а часть действия происходила бы в доме престарелых ? Конечно, основную идею фильма можно уместить всего в две фразы: «о стариках надо заботиться» и «механическое кресло не заменит живой заботы», но ведь в других аниме-фильмах даже этого нет.
Главная сюжетная линия — это пробуждение в механизированном кресле ИИ (искуственный разум), после чего механизированно чудо техники со стариком начинает носиться по городу, всячески нарушая порядок (все это не без помощи Харуко и дедов хакеров). Сделано, опять же, очень неплохо, весело и динамично, да и технический уровень не подкачал.
К сожалению, те кто ожидал увидеть в главной роли старика, могут ждать дальше. Хотя Таказава и является центральным персонажем и одним из виновников беспорядков, но сам по себе участие в действие практически не принимает — дедушка старенький, почти не ходит, маразм прогрессирует — собственную жену от робота отличить не может.
Харуко — главная героиня тоже ничем особенным не выделяется. Она милая, добрая, после смерти бабушки решила посвятить себя уходу за стариками, но в целом достаточно стандартный персонаж, каких в аниме немало.
По настоящему тут удались второстепенные герои. Терада — создатель проекта чудо-кресел и на первый взгляд главный антагонист, противостоящий главной героини. На самом же деле он искренне хочет помочь старикам и улучшить их жизнь, пусть даже его методы не так хороши, как ему самому кажется. Кроме того, он не перевоспитывается и не меняет своих взглядов в тот момент, когда решился помочь Харуке, просто решил принять наиболее разумное и логичное решение, которое и могло разрулить возникшую ситуацию. В целом он получился едва ли не самым правдоподобным и реалистичным персонажем в фильме, разве что под конец слишком часто для комедийного эффекта поминает Министерство Здравоохранения.
После него, а может и перед ним — тройка стариков-хакеров. Мог ли кто подумать, что взлом сверхсовершенного компьютера, произведенного в США, приведшего к пробуждению в нем разума был произведен из дома престарелых. Особенного отличился лысый командир («От взлома пароля у меня отпустило спину и появилась эрекция»). В общем, рекомендуется к просмотру всем компьютерным взломщикам, может к концу жизни и вы такими станете.
Из прочих героев нельзя не отметить Хару — покойную жену старика, чей образ пробудился в недрах чудо-компьютера, а также толстопузого кота, появляющегося всего на пару минут, но запоминающегося надолго.
В техническом плане перед нами типичный продукт 80-х с поправкой «За авторством Отомо». С одной стороны, лица некоторых героев получились излишне карикатурными, с другой — хорошо прорисованы фоны (впрочем, это визитная карточка многих аниме-сериалов) и особенно техника — все эти битва роботов, мешанина из стальных шлангов и техники, опять же одновременное количество движущихся объектов в кадре. Одним словом хотя в визуальном плане «Старик» и не шедевр, но явно выше среднего.
Отдельно стоит отметить самих роботов и их дизайн. Поначалу они здорово напоминают «Воспитателей» из «Акиры» (манги), но после того как выпускают свои стальные шланги-щупальцы и начинают хватать все подряд — от автомобиля до игрушек, дополняя этим свое тело и в итоге превращаются в нечто, чему и названия не подберешь... В общем за дизайн тут смело можно ставить «отлично». Это не очередные гигантские человекообразные роботы, а нечто невиданное и во многом оригинальное, хотя его трансформации почему-то снова заставили вспомнить «Акиру» (помните, тот кошмар который происходил в финале с Тетсуо ?).
Что касается режиссуры, то хотя Отомо и не принимал участия, Китакубо, занявший режиссерское кресло, справился со своей работой блестяще (что не удивительно для человека, снявшего ранее «Карнавал роботов», а после «Золотой парень» и «Кровь: Последний вампир»). Единственный, на мой взгляд, минус — затемнение экрана можно было делать и по реже. В целом же «Старик Зет» безусловная удача. Неплохая попытка смешать комедию и фантастику и разбавить это темой о проблеме старости, плюс весьма нестандартные роботы и старики, играющие важную роль. Конечно же, можно было бы уделить социальной теме и больше внимание, лучше раскрыть характер самого старика Таказавы (а еще сделать его главным героем =) ), но даже так фильм все равно хорош.
Резюме: Удачная экранизация не самой удачной манги Кацухиро Отомо. Смесь комедии, фантатики и соц-драмы с участием роботов из промышленных отходов и стариков-хакеров. Если вы не ждете от фильма шедевра уровня «Акиры» или «Воспоминаний», то «Старик Зет» кино для вас.
|