World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Джозеф Конрад (Joseph Conrad)

Дата рождения:03.12.1857 г.
Дата смерти:03.08.1924 г.

 Материалы предоставлены проектом Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ)


КОНРАД Джозеф (псевдоним Теодора Иосифа Конрада Корженевского) [Joseph Konrad, 1857-1924] - английский писатель, сын польского повстанца, сосланного в Сибирь. 17 лет приехал в Марсель, чтоб сделаться моряком, но стал не французским, а английским капитаном и в течение многих лет плавал по веем океанам мира, уделяя редкие досуги писанию рассказов. В 1893 в порту Аделаида на его корабль сел писатель Голсуорси, которому К. дал на прочтение рукопись своего первого романа "Almayer’s Folly" (Причуда Олмейера). С тех пор К. опубликовал 12 больших романов и 7 сборников новелл, написал три романа совместно с Ф. М. Фордом: "The Inheritors" (Наследники, 1901), "Romance" (Романтичность, 1903), "The nature of a crime" (Природа одного преступления, 1924), и оставил "Prince Roman" (Князь римский) и недописанный роман "Suspence" (Ожидание). Лит-ая зависимость К. от Р. Стивенсона не возбуждает сомнений. Стивенсон раскрыл и осветил новыми идеями модернизма забытую романтику английских писателей прошлого, оттиснутых реалистами из поля зрения читателей, К. создал "неоромантику" авантюрно-психологического типа на основе интернациональных лит-ых влияний. У Джеймса Конрад заимствовал прием "косвенного повествования", как и Стивенсон, излагая события устами разных персонажей; последним он показывает, что всего события в целом никто охватить не в силах, но оно постепенно раскрывается в освещении отдельных персонажей, знающих только часть истории и рассказывающих ее так, как могла ее воспринять данная личность. К. - импрессионист психологического типа, его интересуют не события, а их отражение в переживаниях его персонажей. Это - типичный релятивист модернизма, с мелкобуржуазной психологией, ущемленной капитализмом. Уход от действительности в примитив, в экзотику фантастических стран, населенных наивными и простыми людьми, "неоруссоизм" характерны для мелкобуржуазной группы модернистов, и К. был ярчайшим выразителем этих настроений английской интеллигенции, искавшей у писателя "чудес и тайн, действующих на наши чувства и мысли столь непонятным образом, что почти оправдывается понимание жизни как состояния зачарованности" (enchanted state): в этих словах заключена и вся "философия" К. Жизнь - это "заколдованный мир", в к-ром судьбы людей фаталистически предопределены: человек ответственен за свои намерения и желания, но не за последствия своих поступков, ибо является лишь жертвой судьбы - страстей и обстоятельств. Влияние Достоевского сказывается в культе этой жертвы, в патетике "униженного" человека, знающего свою "правду", во имя к-рой он "бунтует": все равно, как и в чем проявляется этот "бунт" и к чему приведет его "судьба" - писателя интересует самое положение, в к-рое поставлена фаталистически обреченная личность. Эта "философия" проходит через все произведения К. В первых романах - "Almayer’s Folly" [1895], "An Outcast of the Island" (Изгнанник островов, 1896), "The Nigger of the Narcissus" (Негр с "Нарцисса", 1897), "Lord Jim" (Лорд Джим, 1900), в тех, что написаны совместно с Фордом (см. выше), и в сборниках новелл - "Tales of Unrest" (Рассказы о Непокое, 1898) и других. Герои - отщепенцы цивилизации, они вырождаются, страдают от внутренних конфликтов и бунтуют, бегут на край света и отдаются во власть окружающей экзотической природы, к-рую Конрад описывает с исключительным мастерством. Затем Конрад пишет роман "Nostromo" (Ностромо, 1904), где место бегущих от цивилизации занимают жертвы "лихорадки стяжания". Постепенно пейзаж не только теряет свою экзотичность, но уступает место городской обстановке; здесь разыгрываются психологические драмы "жертв судьбы": предатели из низких побуждений ("The secret Agent" - "Тайный агент" 1907) и жертвы предательства ("Under Western Eyes" - "На взгляд Запада" 1911); этому периоду предшествовал целый сборник подготовительных новелл ("A Set of Six" - "Шесть повестей" 1908). К. занимает психология анархического бунта, революционного протеста и предательства. К этому периоду относится и посмертная новелла К. "Prince Roman", опубликованная Кеннингам Грэхемом и повествующая о революционном движении в Польше 1831-1863. Для дальнейшей эволюции К. очень знаменателен сборник новелл "Twixt Land and See Tales" (Рассказы о суше и море, 1912) - прелюдия к роману "Chance" (Случай, 1914), вплетающему новый мотив в творчество К. В плане "косвенного повествования" в этом романе развернута история "жертв", в поражении к-рых их "победа". Те же мотивы разработаны как в романе "Victory, an Island Tale" (Победа, повесть об островах, 1915), так и в собрании новелл "Within the Tides" (Приливы и отливы, 1915). Отсюда К. сделал шаг к самому символическому из всех своих романов "The Shadow Line" (Теневая черта, 1917), носящему несомненные автобиографические черты. В 1919 К. выступает с двумя романами "The Arrow of Gold" (Золотая стрела) и "The Rescue" (На отмелях); последний писался 20 лет. В 1922 наметился последний период творчества К., прерванный смертью, к-рый обнаруживает полную трансформацию приемов и темы: в романе "The Rover" (Морской бродяга) К. не только возвратился к романтической манере Стивенсона, взяв тему из эпохи Великой французской революции, но и выполнил ее в плане прямого повествования с соблюдением хронологии, характеристик и героики исторических персонажей. Ни одной черты былой "философии" в нем не осталось, как и в недописанном "Suspence", в центр к-рого поставлена фигура Наполеона на острове Эльбе. К. выразил настроения и мысли индивидуалистической модернистской интеллигенции, оторвавшейся от основных интересов правящего класса, и потому его романы не "колониальны", а являются психограммой личности интеллигента fin de siecle, уходящего в примитив и экзотику, одержимого невропатическими рефлексиями Конрад проложил путь современному "эпосу о человеке", которым заняты крупнейшие мастера от психологии в современной литературе Англии.

Библиография: I. Собр. сочин. на русск. яз., под ред. и с литературно-критическим очерком Евг. Ланна, издается "ЗИФом". Вышли в 1924-1926 тт. I, II, IV, V. Существуют кроме того многочисленные переводы отдельных его рассказов, повестей и романов. Letters of J. Conrad to R. Curle, 1928.

II. Chevalley A., Le roman anglais de notre temps, 1921; Gould G., The english novel of to-day, 1924; Bullatt G., Modern english Fiction, 1926; Drew E., The modern novel, 1926; Braybrooke P., Novelists, 1926; Fehr B., Die moderne englische Prosa, 1927.

Р. Куллэ

© 2004 ФЭБ


Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура