World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Симоне Мартини (Simone Martini)

Дата рождения:??.??.1284 г.
Дата смерти:04.09.1344 г.


Если попытаться восстановить жизнь Симоне Мартини на основе лишь строго документированных фактов, то представление о ней сложится явно неполное, изобилующее пробелами. Поэтому с известной осторожностью необходимо использовать и традиционные сведения: связав их с искусством Мартини, можно полнее реконструировать биографию этого замечательного художника.

Краткий историко-хронологический очерк начнем с достоверно известной даты смерти Симоне. В сиенском монастыре Сан Доменико в записи от четвертого августа 1344 года об умерших читаем: (Мастер Симон, художник, умер в курии; погребение его состоялось в монастыре четвертого дня в августе 1344 года). Если принять на веру замечание Вазари, согласно которому в эпитафии на гробнице Симоне указывалось, что скончался он в возрасте шестидесяти лет, тогда 1284 год является годом рождения живописца.

Каков был облик Симоне? Возможно, художник не отличался красотой, во всяком случае, так можно истолковать слова Петрарки, его близкого друга. Мнения исследователей отчасти помогают удовлетворить нашу любознательность. Как полагают некоторые из них, Дуччо придал сходство с Симоне фигуре Христа, стоящего перед Пилатом, в одной из композиций оборотной стороны Маэста (Сиена, Музео Опера дель Дуомо). Другие видят портретные черты художника в облике рыцаря в синем головном уборе, с выражением иронии и сомнения наблюдающего чудо воскрешения мальчика, во фреске капеллы Сан Мартино нижней церкви Сан Франческо в Ассизи.

К сожалению, о первых тридцати годах жизни мастера ничего неизвестно. Однако несмотря на удручающую скудость фактов, выдвинут ряд вполне убедительных предположений: он родился либо в Сиене в квартале Сант-Эджидио в семье некоего Мартини, либо, по мнению Энцо Карли, появился на свет в сиенском контадо недалеко от Сан Джиминьяно и был сыном мастера Мартино, который занимался подготовкой arriccio, то есть нижнего слоя штукатурки, накладываемого непосредственно на камень или кирпич стен, предназначенных для фресковой живописи - что объясняло бы его будущую профессию живописца.

Обучение Симоне, по всей вероятности, прошел в мастерской Дуччо ди Буонинсенья, а широкую известность приобрел, создав Маэста в зале Маппамондо в сиенском Палаццо Пубблико: на обрамлении этой фрески имеется надпись, указывающая дату (1315) и автора (работа Симоне). Сам факт, что Сиенская коммуна из всех художников города избрала для выполнения столь ответственного задания именно Симоне, свидетельствует о том, что еще до заказа Маэста он имел здесь прекрасную репутацию.

Декорирование Палаццо Пубблико, средоточия города как в буквальном, так и символическом смысле, коммуна поручала тем, кто ныне считается самыми выдающимися мастерами сиенской живописи конца XIII - первой половины XIV века: Дуччо, Симоне и Амброджо Лоренцетти. Документы, связанные с этими работами, позволяют судить о некоторых сторонах живописного мастерства Симоне - его умелом и точном изображении 60 ландшафтных видов. Алтарь Блаженного Агостино Новелло показывает, с какой тщательностью художник воспроизводил городскую среду - арки, разделенные колоннами окна и крыши (и, конечно, интерьер дома), - создавая правдивый образ тречентистской Сиены.

Любовь к правдоподобию изображения заставляла его идти еще дальше: получив от правительства заказ написать крепости, завоеванные в соседних землях войсками города, (Мастер Симоне, живописец), не колеблясь, отправился лично осмотреть их, (на лошади и со слугой он путешествовал в Арчидоссо и Кастель дель Пьяно). Взятие Арчидоссо и Кастель дель Пьяно Симоне написал в зале Маппамондо в декабре 1331 года. Принято считать, что фреска эта разрушена, однако некоторые специалисты идентифицируют ее со сценой, недавно открытой под композицией с изображением Гвидориччо.

Из убедительной реконструкции жизни и творчества художника, осуществленной Фердинандо Болонья, следует, что он часто переезжал из Сиены в Ассизи и обратно. По-видимому, это происходило между 1312 и 1315 годами, во время выполнения им рисунков для оконных витражей в капелле Сан Мартино в нижней церкви Сан Франческо в Ассизи, ибо в стилистическом отношении витражи представляются более архаичными, чем фрески той же капеллы, законченные в 1317 году.

В 1315 году Симоне написал Маэста для Палаццо Пубблико в Сиене и, вероятно, снова занялся в Ассизи декорированием капеллы Сан Мартино, завершенным в 1317 году. В том же году, после канонизации Людовика Тулузского, ему, очевидно, был заказан Неаполитанский алтарь, подписное произведение, которое традиция связывает с пребыванием мастера в Неаполе, что, правда, документально не подтверждается. В этой связи интересен один из счетов анжуйского двора от 23 июля 1317 года, в котором Роберт Неаполитанский приказывает расплатиться с .

Симоне упомянут здесь не как художник, а в качестве - рыцаря, по терминологии, принятой в Средние века. Как доказал Болонья, в рыцарское достоинство Симоне был возведен за личные заслуги, а также за выраженные им во фресках в Ассизи и алтарном образе из Неаполя знаки почитания по отношению к Роберту, его семье и французскому королевскому дому. Дарование совереном звания рыцаря художникам такого уровня встречалось в период позднего Средневековья.

Выше уже говорилось о правдоподобии изображений Симоне. В этой связи следует вспомнить высказывание Вазари о художнике: <Обладал изобретательностью от природы и очень любил рисовать с натуры, и в этом он признавался лучшим мастером своего времени>. Впервые в средневековой живописи портретные образы появились у Мартини, который, кажется, ранее других современников стал различать физиогномические особенности. Острый профиль короля Роберта в алтаре из Неаполя или исполненный почтительности взгляд кардинала Джентиле Партино да Монтефьоре во фреске над аркой, ведущей в капеллу Сан Мартино, - все это доказательства исключительной одаренности Симоне-портретиста. Можно представить, как замечательно была передана красота Лауры на ее портрете, к сожалению, утраченном, который Симоне исполнил по желанию Франческо Петрарки. Портрет действительно должен быть восхитительным, ибо им вдохновлены два сонета Петрарки.

Концом 1310-первой половиной 1320-х годов обычно датируют обширную и довольно разнообразную группу картин на дереве, позволяющих проследить эволюцию творчества Мартини. Протоджоттистские черты, характерные для его фресок в Ассизи, реминисценции искусства Дуччо проступают здесь сквозь явно готизирующий стиль, который проявляется в новом подходе к передаче объемов, в светоносности фонов и прихотливой игре линий.

В силу малочисленности документальных свидетельств можно указать точное время создания только двух из этих произведений: 1319 год - полиптих в церкви Санта Катерина и 1320 год - полиптих из Музея в Орвьето. Что касается остальных, в особенности ряда полиптихов, вышедших из мастерской в Орвьето, то, основываясь на стилистическом анализе, историки искусства датируют их началом 1320-х годов.

Впрочем, изучение деятельности Симоне в Орвьето чрезвычайно затрудняет тот факт, что в приписываемых ему работах в той или иной мере постоянно сказывается участие помощников. В финансовых отчетах Сиенской коммуны (Libri della Biccherna) за 1320-е годы фиксируются разного рода выплаты, предназначенные Мартини, что свидетельствует о его активной деятельности в Сиене до отъезда в Авиньон. В этих документах упомянуты самые разнообразные работы, многие из которых невозможно теперь идентифицировать, а многие - вовсе утрачены.

В 1321 году Симоне получил плату за реставрацию своей собственной Маэста (столь рано она была испорчена просочившейся сквозь стену влагой!) и за роспись креста, позднее завершенную его последователем Чино ди Мино Уги. В 1322 и 1323 годах получил деньги за ряд неуточненных в счетах работ, выполненных им в Палаццо Пубблико, а в 1324 году он женился на Джованне, дочери Меммо ди Филиппуччо и сестре Липпо Мемми. Симоне, вероятно, был богатым человеком, во всяком случае живопись приносила ему солидные доходы.

Незадолго до женитьбы, в январе-феврале 1324 года он купил дом у своего будущего тестя и преподнес жене щедрый свадебный подарок, , - 220 золотых флоринов, что почти в три раза превышало сумму, которую он получил несколькими годами позднее за изображение крепостей Арчидоссо и Кастель дель Пьяно! Быть может, в этом присутствовал известный оттенок сентиментальности, дар его можно истолковать как знак благодарности: ведь Симоне было тогда уже сорок лет, он не обладал привлекательной наружностью и, следовательно, должен был испытывать чувство признательности к юной девушке, согласившейся вступить с ним в брак. Как бы то ни было, дар этот свидетельствует о щедрости художника, которая проявилась и в его последней воле, в оставленном им завещании.

Женитьба ввела Симоне в семью Липпо, укрепив между ними дружеские и профессиональные связи, которые поддерживались на протяжении всей их творческой деятельности. Высшим их проявлением стало Благовещение из Уффици, где трудно отличить руку Липпо от руки Симоне. К тем же 1320-м годам, по-видимому, относятся алтарь Блаженного Агостино Новелло и небольшая темперная картина, изображающая Святого Владислава, короля Венгрии. Подобная датировка принята не всеми исследователями, однако убедительные аргументы в ее пользу высказали Макс Зайдель (по отношению к алтарю для церкви Сант Агостино, ныне в Пинакотеке в Сиене) и Болонья (о картине из Музея Санта Мария делла Консолационе в Альтомонте, ранее находившейся в церкви с тем же названием).

В 1326 году Симоне исполнил картину для Палаццо Капитане дель Пополо, весьма значительную судя по оплате за нее, а также по тому, что в XV веке Гиберти назвал ее в своих Комментариях, <очень хорошей> (), хотя и не был поклонником искусства Симоне, предпочитая ему Амброджо Лоренцетти. В следующем году Симоне расписал два ныне не сохранившихся штандарта; они были преподнесены Сиенской коммуной герцогу Карлу Калабрийскому, сыну короля Роберта.

В 1329-1330 годах он <написал двух маленьких ангелов для алтаря Девяти> в Палаццо Пубблико в Сиене, а также представил в зале Консистории мятежника Марко Реголи (повешенным вниз головой, как то предписывала иконография позорящих изображений предателей и фальшивомонетчиков). Оба эти произведения утрачены. В том же 1330 году Симоне снова работал в Палаццо Пубблико, создав там одно из своих самых знаменитых произведений, фреску Гвидориччо да Фольяно в честь освобождения сиенской крепости Монтемасси в 1328 году (именно на год этой военной победы, а не на дату исполнения фрески указывает цифра MCCCXXVIII в нижней ее части).

Еще одна фреска с аналогичным сюжетом, недавно расчищенная под этой композицией, вызвала сомнения в правильности атрибуции. История создания, иконография и значение Гвидориччо стали предметом оживленной дискуссии между самыми авторитетными исследователями. На раме Благовещения, написанного для собора в Сиене, видна дата - 1333: это последняя из известных нам картин, выполненных Симоне до отъезда во Францию.

Перемещение в начале XIV века папской резиденции в Авиньон превратило этот маленький город Прованса в художественный центр общеевропейского значения. Туда переезжали художники и целые мастерские, привозили произведения искусства, чему, в частности, немало способствовали итальянские кардиналы. В 1336 году в Авиньоне оказался и Симоне. В оживленной художественной среде изобразительный язык северных мастеров усвоил черты аристократической элегантности, свойственной итальянской живописи, в особенности искусству Мартини, который считается одним из предшественников интернационального готического стиля, воплотившего в себе утонченность придворной культуры.

В обществе с четко выраженной дифференциацией (граждане, император и феодальная иерархия, папа и Папское государство) Симоне неизменно поддерживал связь с высшими социальными слоями. Он выполнял один за другим важные заказы для представителей высшей власти. В Сиене Симоне работал для правительства Девяти, украшая его резиденцию; потом расписывал Сан Франческо в Ассизи, главную культовую базилику францисканцев, на которую свою печать наложила и политическая ситуация эпохи.

Позже, приобретя расположение Анжуйского дома, он выполнял заказы при дворе короля Роберта и, наконец, переехал в Авиньон, чтобы служить самым могущественным представителям церкви. Из художника местного значения Симоне превратился в мастера европейского масштаба, от заказов на светские темы перешел к живописи на религиозные сюжеты для церкви и королей. Но всюду он оставался верен своему элегантному, оживленному реалистическими деталями, утонченному стилю. Рост славы художника, несомненно, способствовал его общественному признанию.

Имя Симоне можно найти в официальных документах: в 1326 году он выступил свидетелем в контракте о земельной аренде, в 1340 году участвовал в решении юридического спора, а незадолго до смерти получил назад деньги, которые ссудил для приобретения сиенскому госпиталю четырех папских привилегий. Если эти факты и не имеют прямого отношения к профессиональной деятельности Симоне, то вместе с тем они позволяют яснее представить его жизнь, о которой нам столь немного известно.

Мнения ученых о позднем творчестве Симоне достаточно разноречивы, ибо необходимые сведения почти полностью отсутствуют. Кроме фрагментов фресок в церкви Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне, до нас дошли фронтиспис рукописи Вергилия, в свое время принадлежащей Петрарке, а ныне находящейся в Библиотеке Амброзиана в Милане; датируемое 1342 годом Святое семейство из Художественной галереи Уолкер в Ливерпуле и полиптих с изображением Страстей, створки которого хранятся в Антверпене, Париже и Берлине.

Симоне Мартини умер в Авиньоне в 1344 году. Вазари сообщает, что <с ним приключилась серьезная болезнь.., побежденный недугом, он отошел в мир иной. Очевидно, Симоне был уже болен и сознавал, что конец его близок, когда 30 июня составил завещание. Написанный и засвидетельствованный флорентийским нотариусом Сер Джеппо ди Сер Бонайуто Галгани, этот документ показывает истинную природу Симоне, человека на редкость щедрого и глубоко привязанного к своей семье.

Все его имущество (два дома, земли с виноградниками и солидная сумма денег) было поделено между женой, племянницами Франческой, Джованной и детьми его брата Донато; не имея собственных детей, Симоне оставил почти все свои богатства племянницам и племянникам. Семья любила его не менее сильно, в особенности жена Джованна, которая в 1347 году вернулась из Авиньона в Сиену (возможно, спасаясь от ужасной эпидемии чумы), одетая во все черное в знак скорби по своему Симоне.

© Большая электронная детская энциклопедия


Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура