World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Константин Леонтьев


 Константин Леонтьев


Дата рождения25.01.1831 г.
Дата смерти24.11.1891 г.
Место рожденияКудиново, Россия
На русскомozon 
Род занятий

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич [1831-1891] - писатель-публицист. Родился в старинной дворянской семье. Работал врачом [1854-1863], дипломатом на Ближнем Востоке [1863-1873], журналистом и цензором [1880-1887]. Последние годы жизни провел в монастыре. Либеральная настроенность первых произведений Л., написанных под заметным влиянием идей Жорж Санд, уступает место после польского восстания идеям крайней реакции, наиболее полно выраженным в ст. "Византизм и славянство" [1875]. Требования Л., часто противоречивые, сводились в основном к крепкому, суровому ("иногда и до свирепости") иерархическому государству, к-рое только и сможет сохранить "культурный стиль народа"; к независимой властной церкви; национальному, в себе замкнутому обособлению от Запада ("не танцевать, а молиться богу, а если танцевать, то по-своему"). Путем целого ряда подобных мер Леонтьев рекомендовал "подморозить Россию, чтобы она не сгнила". Эту систему взглядов Л. яростно противопоставлял буржуазному развитию современной ему европейской жизни и, с целью привести их хотя бы к формальному единству, называл себя принципиальным или идейным консерватором. Особенную ненависть Леонтьева вызывала идущая с Запада "машина" ("этот физико-химический умственный разврат") и буржуазная демократия ("либерально-эгалитарное мещанство"), которая по выдвинутой Л. теории исторического процесса есть "вторичное смесительное упрощение", разложение, упадок, начавшиеся с просветительного движения XVIII в. и Великой французской революции. Упадок этот Л. считает для Запада окончательным, но здесь резко расходится со славянофилами, видя свой идеал в "истинно-консервативном" византизме: Византия терпела бунты, но революции не испытала ни одной; современные же славянские народы, по мнению Леонтьева, уже успели стремительно нахвататься идей ненавистной ему Европы, несущей новые формы классовых отношений и революцию.

Эта общая установка дворянина-крепостника с его убежденной политической апологией реакции и ненавистью к развивающимся в России капиталистическим формам отчетливо проявляется и во всех литературно-критических писаниях Л., от основных статей (о Толстом и Достоевском) до текущих журнальных рецензий. Чем больше обнажала язвы полуфеодального быта демократическая литература, тем бо́льшую ненависть вызывала она у Леонтьева-критика. Ее "односторонний и карикатурный" демократический реализм Леонтьев объясняет напором толпы, серых средних людей, которые разумеется "не ищут глубины, не понимают ее", отбрасывают "все изящное, глубоко-утонченное". Различая в лит-ре 40-50-х гг. ее эстетические теории и художественную практику, Л. считает, что последняя приняла отрицательный, насмешливый и ядовитый характер, подпав под вредное влияние Гоголя с его "мрачными односторонне-сатирическими произведениями", которыми для Л. являются "Мертвые души", "Ревизор", "Шинель" и т. п. Из этой общей принципиальной позиции Леонтьева вытекают и его конкретные лит-ые оценки. Если "Первая любовь" Тургенева вызывает его полное одобрение, то "Накануне" - "намалевано почти по заказу прогрессивного демократического хамства". Одобряя в основном творчество Толстого и Достоевского. Леонтьев подчеркивает у авторов далеко недостаточную, по его мнению, проповедь смирения низших социальных групп перед высшими ("розовое христианство"), а в стилистике обоих писателей - приемы того же ненавистного натурализма. Приветствуя "Семейную хронику" С. Аксакова, Л. враждебно пишет о "бессмысленно-грубых очерках" Решетникова и Н. Успенского, "реалистической грубости" Щедрина. Некрасов квалифицируется Л. как исковерканный модной злостью и дурными привычками "натуральной школы" петербургский редактор, олицетворяющий для Л. всю ненавистную ему революционно-демократическую литературу ("Чернышевские, Некрасовы, Салтыковы" и т. д.). Так. образом Л. бешено нападал как-раз на те лит-ые явления, которые наиболее ярко выражали исторически-революционные тенденции. Из всего критического наследства Л. наиболее примечательна его книга о Толстом ("Стиль и веяние"), изобилующая меткими стилистическими наблюдениями.

Библиография: I. Восток, Россия и славянство, 2 тт., М., 1885-1886; Наши новые христиане (Достоевский, Толстой), М., 1889; Собр. сочин., изд. В. Саблина, М., 1912-1914 (вышло 9 тт.); Страницы воспоминаний, ред. и предисл. П. Губера, П., 1922.

II. Трубецкой С., Разочарованный славянофил, "Вестник Европы", 1892, X; Милюков П., Разложение славянофильства, в сборнике его ст. "Из истории русской интеллигенции", СПБ, 1903; Бердяев Н., Философ реакционной романтики, сборн. "Sub specie aeternitatis", СПБ, 1907; Михайловский Н., Собр. сочин., т. V, 1908 (Записки современника); Преображенский П., А. Герцен и К. Леонтьев, "Печать и революция", 1922, № 2, и др.

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. - Л., 1924; "Памяти К. Леонтьева", Литературный сборник, СПБ, 1911 (с подробной биографией и библиографией).

М. Лучанский

© 2004 ФЭБ










Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура