World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Мидзогути Кэндзи


 Мидзогути Кэндзи


Имя по-английскиMizoguchi Kenji
Оригинальное имя溝口健二
Дата рождения16.05.1898 г.
Дата смерти24.08.1956 г.
Полмужской
Место рожденияпреф. Токио, Япония
Wiki вики (en) вики (ru) вики (ja)
На английскомimdb 
На японскомallcinema 
Тегирежиссер, работал в японии, японцы

Мидзогути Кэндзи родился 16 мая 1898 года в Токио, в семье бедного плотника. Детство его было трудным, его сестру Судзу в юном возрасте отдали в чужую семью, которая позже продала ее как гейшу в квартал Нихон-баси. Это событие оказало огромное влияние на творчество будущего режиссера: он уделит особое внимание судьбе женщин в японском обществе. Перепробовав несколько профессий, в том числе, побывав в подмастерьях у рисовальщика узоров для кимоно, он после смерти матери (1915) покидает отчий дом и перебирается к сестре, которую содержит и «оберегает» некий знатный человек. Мидзогути очень много читает – как японские, так и зарубежные книги,изучает живопись в токийском Институте Аоибаси, потом находит работу рисовальщика рекламы в городе Кобэ, куда он и переезжает в 1917 году. Вернувшись в 1920-м в Токио, он пытается получить работу актера на студии «Никкацу» в Мукодзима (под Токио), но вынужден работать ассистентом – в частности, у режиссера Тю Огути. В 1922-1923 дебютирует как режиссер экранизациями многочисленных японских и зарубежных романов («Туманная гавань» по «Анне Кристи» Юджина О’Нила, «813. Приключение Арсена Люпена» по Морису Леблану): большинство фильмов тех лет не сохранились. В самых ранних из дошедших до нас фильмов режиссера («Песнь родины», 1925) появляется противопоставление между городской и деревенской жизнью, которое будет развито во многих его последующих картинах. После страшного землетрясения в Канто (1923) он на некоторое время устраивается в Киото, где продолжает снимать экранизации: «Нихонбаси» по Кёка Идзуми, «Токийский марш» по Кану Кикути. «Городскую симфонию» искалечила правительственная цензура, так как в этом фильме отражены прогрессивные идеи мощного левого литературно-художественного движения, возникшего в Японии на границе эпох Тайсё и Сёва. Уже в этих картинах Мидзогути блистательно владеет техникой плана-эпизода, которая впоследствии его прославит.

Все эти тенденции (социальный реализм, оттачивание формы, внимание к женским судьбам) усугубятся в начале тридцатых, когда критика и публика обратят внимание на его фильмы: они дошли до наших дней – редкий факт для картин того периода. «Белые нити водопада», «Осэн и бумажные журавлики», «Оюки-мадонна» свидетельствуют о зрелости автора и появлении у него постоянных тем (самая очевидная из которых – тема униженной женщины, превращенной обществом в товар). В эти годы Мидзогути начинает работать со сценаристом Ёсиката Ёда, с которым отныне практически не расстанется и который, по-видимому, привнес решающий вклад в его творчество. В 1936 году он подряд снимает два важнейших фильма, становясь признанным мастером нового японского кино: «Элегия Нанива» и «Гионские сестры», оба с актрисами Исудзу Ямада и Ёко Умэмура. В них замечательно показаны и проанализированы жестокая судьба проституток и тяжкий гнет общественного мнения, вплоть до рокового исхода бунта униженных женщин. Новый военный режим осуждает эти два фильма, восторженно принятые широкой публикой и критикой, и вскоре Мидзогути приходится «спастись бегством» в прошлое и в истории об актерах; тем не менее, он и здесь все более совершенствует свой стиль и уникальную технику плана-эпизода (прекрасный пример – «Повесть о поздней хризантеме», 1939). Триумф этой техники – в крупной двухсерийной постановке «Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку»: весь фильм состоит из планов-эпизодов. Критика сурово осуждает период с 1940-го по 1951-й, называя его «великим одиннадцатилетним упадком», но все же фильмы того времени свидетельствуют о художественной и нравственной требовательности Мидзогути, неизменно отказывавшегося снимать сюжеты с «национальной тенденцией», хотя некоторые картины, например, «Миямото Мусаси» (1944, биография знаменитого фехтовальщика, художника, мудреца и поэта), как будто косвенно отдают ей дань.

После войны, откликаясь на насущные темы, режиссер снимает несколько наиболее социально и политически «ангажированных» своих фильмов, призвав в союзники талант уже прославившейся актрисы Кинуё Танака, с которой сам Мидзогути начал работать лишь во время войны («Женщина из Нанива», 1940). В те годы, когда Япония демократизируется на американский манер, Кинуё Танака становится воплощением «новой японской женщины»волевой и исполненной идеализма в нескольких фильмах Мидзогути: «Победа женщин», «Любовь актрисы Сумако», «Женщины ночи» (где вновь затронута тема проституции), «Пламя моей любви» (поучительная биография феминистки и социалистки эпохи Мэйдзи). В 1950 году режиссеру с фильмом «Портрет госпожи Юки» удается обрести новое равновесие между художественным стилем и социальными устремлениями. После двух примечательных экранизаций – по произведениям Танидзаки («Госпожа Ою») и Сёхэй Оока («Госпожа Мусасино»), причем обе с Кинуё Танака,Мидзогути дает последней роль в фильме «Жизнь О’Хару, куртизанки» по классическому произведению Сайкаку Ихара. Эту роль можно по праву назвать главной из сыгранных актрисой. В 1952 году «Жизнь О’Хару» (один из лучших фильмов Мидзогути, если не лучший) получает «Серебряного льва» в Венеции, что окончательно открывает перед японским кино ворота Запада. Режиссер продолжает по-новому перерабатывать жанр «дзидайгэки» (исторического фильма) в лентах «Угэцу моногатари» по двум новеллам Акинари Уэда, «Управляющий Сансё» по Огаи Мори, «Повесть Тикамацу» по знаменитой пьесе Мондзаэмона Тикамацу и в двух своих цветных картинах: «Новая повесть о роде Тайра» и «Ян Гуйфэй». Через скрупулезно воссозданные исторические образы режиссер резко осуждает феодальные пережитки в современной Японии. Еще резче интонация его последних «гэндайгэки» (фильмов о современности): «Музыка Гиона», «Женщина, о которой ходят слухи» и, в особенности, самой последней ленты, «Улица стыда» горького размышления о беде проституции. Фильм вышел в тот самый момент, когда запрет проституции обсуждался в правительстве. Во всех серьезных фильмах Мидзогути мы встречаем одну и ту же съемочную группу (сценарист Ёда, оператор Кадзуо Миягава, художник Хироси Мидзутани), постоянных исполнителей (Кинуё Танака, позже —Матико Кё, Аяко Вакао, Кёко Кагава, Масаюки Мори, Эйтаро Синдо). Их неизменное присутствие подчеркивает художественное единство картин самого требовательного из японских режиссеров.

Сраженный лейкемией, Мидзогути умирает 24 августа 1956 года в Киото, во время работы над подготовкой сценария «Осакская история». В 1957 году этот фильм снимет его ученик Ёсимура. В 1980 году творчество Мидзогути чествуют в Венеции, подтверждая мировую славу режиссера. Ежегодно ретроспективы его фильмов демонстрируются в разных странах мира.
По материалам статьи








Автор оригинала в кино:

1940 — Женщины Нанива
1936 — Элегия Нанива
1936 — Гионские сёстры

Режиссер в кино:

1956 — Улица стыда
1955 — Принцесса Ян Гуйфэй
1955 — Новая повесть о роде Тайра
1954 — Женщина, о которой ходят слухи
1954 — Повесть Тикамацу
1954 — Управляющий Сансё
1953 — Сказки туманной луны после дождя 8.0/10 (16)
1953 — Музыка Гиона
1952 — Жизнь куртизанки Охару
1951 — Госпожа Ою
1951 — Дама из Мусасино
1950 — Портрет госпожи Юки
1949 — Наша любовь не погаснет
1948 — Женщины ночи
1947 — Любовь актрисы Сумако
1946 — Победа женщины
1946 — Утамаро и его пять женщин
1945 — Знаменитый меч Бидзёмару
1945 — Песня неотвратимой победы
1944 — Три поколения Дандзюро
1944 — Миямото Мусаси
1941 — Актерская доля
1941 — Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку
1940 — Женщины Нанива
1939 — Повесть о поздней хризантеме
1938 — Песня на привале
1937 — Между любовью и ненавистью
1936 — Элегия Нанива
1936 — Гионские сёстры
1935 — Мак
1935 — Бумажный журавлик О-Сэн
1935 — Барышня О-Кити
1935 — Непорочная О-Юки
1934 — Перевал любви и ненависти
1933 — Белые нити водопада

Сценарий/идея в кино:

1937 — Между любовью и ненавистью




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура