Лео Арнштам
Дата рождения | | 15.01.1905 г. |
Род занятий | | работа со звуком в кино, режиссер в кино, со-режиссер в кино, сценарий в кино |
АРНШТАМ, Лео Оскарович (р. 15.1.1905) советский режиссёр и сценарист. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано (191923). С 1922 занимался концертной деятельностью. В 192427 работал заведующим музыкальной частью Театра имени В. Мейерхольда, в дальнейшем выступал как автор музыкального оформления ряда спектаклей театра «Современник» и Госнардома в Ленинграде. В 192942 работал на киностудии «Ленфильм». Творческую деятельность в кино начал в качестве звукорежиссёра («Златые горы», 1931), успешно решив ряд проблем связи изображения со звуком. Арнштам является одним из авторов сценария и сорежиссёром фильма «Встречный» (1932, режиссер Ф. Эрмлер и С. Юткевич). Благодаря новаторскому использованию речи и обработке шумов, звук в этом фильм стал музыкально-выразительным элементом драматургии, способствуя углублению образов, воспроизведению эмоциональной атмосферы. В 1936 Арнштам по своему сценарию поставил фильм «Подруги».
Фильм рассказывает о судьбе трёх подруг с рабочей окраины, узнавших нужду и горе. В рядах Красной Армии подруги отстаивают завоевания Октября; они готовы отдать свою жизнь делу революции. Фильм показывает большие исторические события через отдельные человеческие судьбы. Идейный смысл картины в раскрытии революционного героизма как героизма массового. В работе над фильмом сказались особенности творческой манеры Арнштама: внимание к работе с актёром, акцентирование лирических черт образа, точное воспроизведение атмосферы изображаемых событий.
Разработку историко-революцонной темы Арнштам продолжает в фильме «Друзья» (1938, сценарий А. и Н. Тихонова). В динамичных, насыщенных колоритными деталями эпизодах фильм Арнштама раскрывает тему дружбы северокавказских наций, крепнущей в боях гражданской войны. Подвиг советской молодёжи в период Великой Отечественной войны воплощён в фильме Арнштама «Зоя» (1944, сценарий А. и Б. Чирскова, Гос. пр. СССР, 1946). В строго документ, и вместе с тем поэтической манере фильм рассказывает о детских и юношеских годах Зои Космодемьянской. В фильме органично включены кадры кинохроники.
Арнштам автор сценария и постановщик историко-биографических фильмов «Глинка» (1947; Гос. пр. СССР, .1947). Арнштам режиссер-постановщик и автор сценария фильма «Урок истории» (1957) о вожде болгарского народа Г. Димитрове (совместно постановка киностудии «Мосфильм» и студии художественных фильмов в Софии). В 1961 Арнштам совместно с кинематографистами киностудии «ДЕФА» (ГДР) поставит фильм «Пять дней, пять ночей» (сценарий Арнштама совместно с В. Эбелингом) о спасении советскими воинами картин Дрезденской галереи.
С о ч.: Сердце Турции, М.Л., 1934 (совместно с П. Кальвар-ской и С. Юткевичем); «Встречный» (Сценарий), веб.: Драматургия кино. Книга сценариев, М., 1935 (совместно с Л. Дэлем, ФИЛЬМ Эрмлером и С. Юткевичем);Из записной книжки сценариста, в кн.: «Встречный». Как создавался фильм, М., 1935; Звуковое оформление «Встречного», там же; «Подруги» (Сценарий),в кн.: «Подруги», Л., 1936; Друзья. Киноповесть, М., 1937, и в кн.: Книга сценариев, М., 1938 (совместно с Н. Тихоновым); Иоганн Бах и «Броненосец „Потёмкин"», «Сов. киноэкран», 1940, №23; Фильм о Зое Космодемьянской, «Смена», 1943, № 2324; Глинка. Киносценарий, М., 1944; Поджигатели войны. Отрывки из сценария, «ИК», 1950, № 5; Драматургия исторического документа, там же, 1958, № 1; Карл Либкнехт (Сценарий), там же, 1957, № 5; Золото правды, там же, 1958, № 41; Дни большой дружбы,«СЭ», 1960, № 23 (совместно с X. Тилем); С любовью к человеку, «ИК», 1961, № 4; «Fiinf Tage - Flinf Nachte» Gestaltet nach dem gleichnamigen ersten gemeinsamen deutsch-sowjetischen Spielfilm, В., 1961 (совместно с W. Ebeling).
Лит.: Трауберг И., Молодые мастера кинорежиссуры, в кн.: Мастера советского кино, М., 1938; Кино и время, вып. 3, М., 1963.
| |