Яков Протазанов
Дата рождения | | 04.02.1981 г. |
Род занятий | | режиссер в кино, сценарий в кино |
ПРОТАЗАНОВ, Яков Александрович (4.II.1881 8.VIII.1945) советский режиссёр. Засл. деятель искусств РСФСР (1935) и Узб. ССР (1943). Окончил Московское коммерческое училище. В 1907 начал работать в кино в фирме «Глория». В 1911 впервые выступил как режиссёр (фильм «Песнь каторжанина»). В дореволюционном кино поставил около 80 фильмов. О мастерстве режиссёра, плодотворных связях с передовыми традициями русской литературы и театра свидетельствуют фильм «Пиковая дама» (1916, по А. Пушкину) и «Отец Сергий» (1918, по Л. Толстому), отличавшиеся тонкой и правдивой игрой актёров (И. Мозжухин, В. Орлова) и высоким уровнем операторской работы. Работа с актёрами (Протазанов опирался на опыт театра, в частности Московского Художественного театра) сильнейшая сторона творчества Протозанова, он привлёк в кино ряд талантливых актёров: Н. Баталова, И. Ильинского, В. Марецкую, А. Кторова, Н. Алисову и др. Первая картина, которую Протазанов поставил в советское время (в 1920—23 он жил за границей), «Аэлита» (1924, по мотивам одноименного романа А. Толстого), отмечена точными зарисовками быта советской страны 20-х гг., яркими актёрскими работами (Н. Баталов красноармеец Гусев, В. Орлова его жена, П. Поль спекулянт). Талантливым мастером комедии предстаёт Протазанов в фильме: «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Чины и люди» (1929); в фильмах по рассказам А. Чехова «Хамелеон», «Анна на шее», «Смерть чиновника», «Праздник святого Иоргена» (1930, по X. Бергстедту). Злободневность и наблюдательность, заразительность юмора, точный выбор актёров, изобретательное использование кинематографич. средств характеризуют эти фильмы. Комедийные фильмы Протазанова также отличаются высоким мастерством актёрского исполнения: М. Блюменталь-Тамарина, М. Климов, А. Кторов, И. Ильинский, М. Тарханов, И. Москвин, В. Попов, В. Марецкая.
Фильм «Сорок первый», поставлен Протазановым в 1927 по одноименному рассказу Б. Лавренёва (в главных ролях А. Войцик, И. Коваль-Самборский, И. Штраух), отмечен строгостью стиля и цельностью замысла. Историко-революционной теме поcвящен фильм «Белый орёл» (1928, по повести Л. Андреева «Губернатор»), в котором участвовали В. Качалов и B. Мейерхольд. В 1934 Протазанов поставил звуковую сатиричекую комедию-памфлет «Марионетки», пронизанную ярким изящным юмором. В ней блестяще играли актёры C. Мартинсон, А. Кторов, М. Климов, Л. Леонидов, Н. Радин, К. Зубов, И. Аркадии, М. Жаров. Фильм «Бесприданница» (1937) по пьесе А. Островского одно из самых значительных произведений режиссёра.
Здесь показана широкая картина нравов купеческой России, создана галерея сочных и разнообразных характеров. Фильм является одной из глубоких и верных трактовок популярной пьесы Островского в кино.
Комедия «Насреддин в Бухаре» (1943, Насреддин Л. Свердлин) последняя работа режиссёра.
Картины Протазанова пользовались самой широкой популярностью у зрителя и сохраняются в советском прокате.
| |