X
Песцов любил рассуждать до конца и не удовлетворился словами Сергея
Ивановича, тем более что он почувствовал несправедливость своего мнения.
- Я никогда не разумел, - сказал он за супом, обращаясь к Алексею
Александровичу, - одну густоту населения, но в соединении с основами, а не с
принципами.
- Мне кажется, - неторопливо и вяло отвечал Алексей Александрович, -
что это одно и то же. По моему мнению, действовать на другой народ может
только тот, который имеет высшее развитие, который...
- Но в том и вопрос, - перебил своим басом Песцов, который всегда
торопился говорить и, казалось, всегда всю душу полагал на то, о чем он
говорил, - в чем полагать высшее развитие? Англичане, французы, немцы - кто
стоит на высшей степени развития? Кто будет национализовать один другого? Мы
видим, что Рейн офранцузился, а немцы не ниже стоят!- кричал он. - Тут есть
другой закон!
- Мне кажется, что влияние всегда на стороне истинного образования, -
сказал Алексей Александрович, слегка поднимая брови.
- Но в чем же мы должны полагать признаки истинного образования? -
сказал Песцов.
- Я полагаю, что признаки эти известны, - сказал Алексей Александрович.
- Вполне ли они известны? - с тонкою улыбкой вмешался Сергей Иванович.
- Теперь признано, что настоящее образование может быть только чисто
классическое; но мы видим ожесточенные споры той и другой стороны, и нельзя
отрицать, чтоб и противный лагерь не имел сильных доводов в свою пользу.
- Вы классик, Сергей Иванович. Прикажете красного ? - сказал Степан
Аркадьич.
- Я не высказываю своего мнения о том и другом образовании, - с улыбкой
снисхождения, как к ребенку, сказал Сергей Иванович, подставляя свой стакан,
- я только говорю, что обе стороны имеют сильные доводы, - продолжал он,
обращаясь к Алексею Александровичу. - Я классик по образованию, но в споре
этом я лично не могу найти своего места. Я не вижу ясных доводов, почему
классическим наукам дано преимущество пред реальными.
- Естественные имеют столь же педагогически-развивательное влияние, -
подхватил Песков. - Возьмите одну астрономию, возьмите ботанику, зоологию с
ее системой общих законов!
- Я не могу вполне с этим согласиться, - отвечал Алексей Александрович.
- Мне кажется, что нельзя не признать того, что самый процесс изучения форм
языков особенно благотворно действует на духовное развитие. Кроме того,
нельзя отрицать и того, что влияние классических писателей в высшей степени
нравственное, тогда как, к несчастью, с преподаванием естественных наук
соединяются те вредные и ложные учения,которые составляют язву нашего
времени.
Сергей Иванович хотел что-то сказать, но Песцов своим густым басом
перебил его. Он горячо начал доказывать несправедливость этого мнения.
Сергей Иванович спокойно дожидался слова, очевидно с готовым победительным
возражением.
- Но, - сказал Сергей Иванович, тонко улыбаясь и обращаясь к Каренину,
- нельзя не согласиться, что взвесить вполне все выгоды и невыгоды тех и
других наук трудно и что вопрос о том, какие предпочесть, не был бы решен
так скоро и окончательно, если бы на стороне классического образования не
было того преимущества, которое вы сейчас высказали: нравственного - disons
le mot - антинигилистического влияния.
- Без сомнения.
- Если бы не было этого преимущества антинигилистического влияния на
стороне классических наук, мы бы больше подумали, взвесили бы доводы обеих
сторон, - с тонкою улыбкой говорил Сергей Иванович, - мы бы дали простор
тому и другому направлению. Но теперь мы знаем, что в этих пилюлях
классического образования лежит целебная сила антинигилизма, и мы смело
предлагаем их нашим пациентам... А что, как нет и целебной силы? - заключил
он, высыпая аттическую соль.
При пилюлях Сергея Ивановича все засмеялись, и в особенности громко и
весело Туровцын, дождавшийся, наконец, того смешного, чего он только и ждал,
слушая разговор.
Степан Аркадьич не ошибся, пригласив Песцова. С Песцовым разговор умный
не мог умолкнуть ни на минуту. Только что Сергей Иванович заключил разговор
своей шуткой, Песков тотчас поднял новый.
- Нельзя согласиться даже с тем, - сказал он, - чтобы правительство
имело эту цель. Правительство, очевидно, руководствуется общими
соображениями, оставаясь индифферентным к влияниям, которые могут иметь
принимаемые меры. Например, вопрос женского образования должен бы был
считаться зловредным, но правительство открывает женские курсы и
университеты.
И разговор тотчас же перескочил на новую тему женского образования.
Алексей Александрович выразил мысль о том, что образование женщин
обыкновенно смешивается с вопросом о свободе женщин и только поэтому может
считаться вредным.
- Я, напротив, полагаю, что эти два вопроса неразрывно связаны, -
сказал Песцов, - это ложный круг. Женщина лишена прав по недостатку
образования, а недостаток образования происходит от отсутствия прав. Надо не
забывать того, что порабощение женщин так велико и старо, что мы часто не
хотим понимать ту пучину, которая отделяет их от нас, - говорил он.
- Вы сказали - права', - сказал Сергей Иванович, дождавшись молчания
Песцова, - права' занимания должностей присяжных, гласных, председателей
управ, права' служащего, члена парламента...
- Без сомнения.
- Но если женщины, как редкое исключение, и могут занимать эти места,
то, мне кажется, вы неправильно употребили выражение "права'". Вернее бы
было сказать: обязанности. Всякий согласится, что, исполняя какую-нибудь
должность присяжного, гласного, телеграфного чиновника, мы чувствуем, что
исполняем обязанность. И потому вернее выразиться, что женщины ищут
обязанностей, и совершенно законно. И можно только сочувствовать этому их
желанию помочь общему мужскому труду.
- Совершенно справедливо, - подтвердил Алексей Александрович. - Вопрос,
я полагаю, состоит только в том, способны ли они к этим обязанностям.
- Вероятно, будут очень способны, - вставил Степан Аркадьич, - когда
образование будет распространено между ними. Мы это видим...
- А пословица? - сказал князь, давно уж прислушиваясь к разговору и
блестя своими маленькими насмешливыми глазами, - при дочерях можно: волос
долог...
- Точно так же думали о неграх до их освобождения! - сердито сказал
Песков.
- Я нахожу только странным, что женщины ищут новых обязанностей, -
сказал Сергей Иванович, - тогда как мы, к несчастью, видим, что мужчины
обыкновенно избегают их.
- Обязанности сопряжены с правами; власть, деньги, почести: их-то ищут
женщины, - сказал Песцов..
- Все равно, что я бы искал права быть кормилицей и обижался бы, что
женщинам платят, а мне не хотят, - сказал старый князь.
Туровцын разразился громким смехом, и Сергей Иванович пожалел, что не
он сказал это. Даже Алексей Александрович улыбнулся.
- Да, но мужчина не может кормить, - сказал Песцов, - а женщина...
- Нет, англичанин выкормил на корабле своего ребенка, - сказал старый
князь, позволяя себе эту вольность разговора при своих дочерях.
- Сколько таких англичан, столько же и женщин будет чиновников, -
сказал уже Сергей Иванович.
- Да, но что же делать девушке, у которой нет семьи? - вступился Степан
Аркадьич, вспоминая о Чибисовой, которую он все время имел в виду,
сочувствуя Песцову и поддерживая его.
- Если хорошенько разобрать историю этой девушки, то вы найдете, что
эта девушка бросила семью, или свою, или сестрину, где бы она могла иметь
женское дело, - неожиданно вступая в разговор, сказала с раздражительностью
Дарья Александровна, вероятно догадываясь, какую девушку имел в виду Степан
Аркадьич.
- Но мы стоим за принцип, за идеал! - звучным басом возражал Песцов. -
Женщина хочет иметь право быть независимою, образованною. Она стеснена,
подавлена сознанием невозможности этого.
- А я стеснен и подавлен тем, что меня не примут в кормилицы в
воспитательный дом, - опять сказал старый князь, к великой радости
Туровцына, со смеху уронившего спаржу толстым концом в соус.
<-- прошлая часть | весь текст сразу | следующая часть --> | | |