Лента, в нашем прокате получившая название «Связанные насмерть», в свое время среди прочих наград каким-то образом умудрилась получить еще и приз фестиваля Fantasporto в категории фильмов "фэнтази" - настолько рассказанная в нем история на первый взгляд выглядит нереальной и даже нелепой.
Два брата-близнеца казалось бы успешно делят и блестящую врачебную карьеру и женщин, но как-то так получается, что один из них постоянно оказывается на вручениях премий и банкетах, а второму приходится разгребать всю черновую работу и подбирать надоевших любовниц. Их бесконфликтному сосуществованию приходит конец, когда второй впервые в жизни всерьез влюбляется. С любовью приходит понимание того, что есть моменты в жизни, которые он делить ни с кем не хочет - даже с родным братом, и мысль о разделении близнецов - пока только на ментальном уровне - уже не дает ему покоя. К профессиональному алкоголизму примешиваются наркотики, грань между снами и бодрствованием медленно стирается, и, наконец, самые чудовищные кошмары воплощаются в реальность. Реальность, принять которую уже не остается сил.
"Связанные насмерть", по сути, о том, как ради обретения мнимой индивидуальности человек отрезает от себя все, что ее на самом деле составляло - профессию и семью. Отрезает, оставаясь в физически невыносимом одиночестве. Все прочее - операции, гинекологические уродства, наркотические приходы и порожденные больным сознанием хирургические инструменты - всего лишь декорации, призванные еще более драматизировать ситуацию, шокировать зрителя, выбить у него почву из-под ног. Ход может быть и спорный, но совершенно эффективный. Примерно о том же рассказывающее "Убийство Джесси Джеймса" прошло под радарами всех кинофестивалей, кровавый пир Кроненберга огреб в общей численности 20 призов и всерьез метит в золотой фонд кинематографа. Кроме того, здесь одна из самых надрывных работ Джереми Айронса, которому, кажется, сам бог велел играть безумцев. И дело даже не в том, что ему приходится играть близнецов - одного властного и уверенного в себе, второго забитого и невротичного, - это как раз не уникально. А вот быстрый распад личности, когда гремучая смесь комплексов, старых обид и нереализованных амбиций буквально взрывает мозг изнутри, еще ни у кого не выходил столь отвратительным и болезненным. А еще - до тошноты реалистичным. Заставляя подвести простой и циничный итог: любовь действительно очищает. Просто чистку выдерживают не все.
|