World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (19)
-связки


 Промо
-постеры (22)
-кадры (3)
-трейлеры


 На сайтах
-allcinema
-allmovie
-daum
-douban
-film.ru
-imdb
-kinopoisk
-mtime
-mydramalist.com
-mydramalist.info
-naver
-rottentomatoes
-themoviedb


 Википедия
-википедия (jp)
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->

страница создана Contributor от 2010.03.17
всего сделано правок - 45, последняя: 2022.05.08

Чёртова баба (1964, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 22 | кадры 3
Чёртова баба


НазванияOnibaba / Devil Woman / The Demon / The Hole / The Ogress / The Witch / 鬼婆
Названия (рус.)Женщина-демон / Онибаба / Они-баба / Онибаба - женщина-демон
ПроизводствоЯпония
Форматполнометражный фильм
Хронометраж103 мин.
Жанрфильм ужасов
Первый показ1964.11.21 (Япония)
РежиссёрСиндо Канэто
Сценарий, идеяСиндо Канэто
КомпозиторХаяси Хикару
В ролях Отова Нобуко, Ёсимура Дзицуко, Сато Кэй, Тонояма Тайдзи, Уно Дзюкити, Арая Хосуи и другие


Средний балл8.3 из 10
Проголосовало
11 чел.
Место в рейтинге1288 из 8108
Проголосуйте 





Краткое содержание

Уже немолодая женщина (Нобуко Отова), отправив на войну сына Кити, ожидает его возвращения вместе с невесткой (Дзицуко Ёсимура). Живущие в уединённой хижине, затерянной среди труднопроходимых тростниковых зарослей, они добывают себе на пропитание, убивая отбившихся воинов и продавая оружие и доспехи покойников перекупщику по имени Уси (Таидзи Тонояма). Однажды ночью заявляется односельчанин Хати (Кэй Сато), рассказавший, что сам он чудом спасся из бойни и что их Кити — был забит до смерти толпой разъярённых крестьян…

© Евгений Нефёдов, World Art



Кадры из фильма
посмотреть все кадры [3]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2010.08.09Авторская оценка:  10/10

На Западе этот фильм произвёл фурор – но своей внешней, наиболее эффектной стороной. Так, в 1965-м впечатлительные и пуритански настроенные британские цензоры отказались выдать авторам сертификат, тем самым – подвергнув картину фактическому запрету, и лишь спустя три года, пересмотрев решение, присвоили усечённой (!) версии предельно строгий рейтинг «X». В США же, где зрители увидели ленту в начале февраля 1965-го, то есть спустя три с половиной месяца после национальной премьеры, «Чёртова баба» оставила сильнейшее впечатление лишь в жанровом отношении – и по сей день считается там классическим образчиком японских (и вообще восточных) хорроров. Достаточно упомянуть, что Уильям Фридкин, задавшись целью снять один из самых жутких фильмов в истории мирового кинематографа1, вдохновлялся именно работой пятидесятидвухлетнего Канэто Синдо, стараясь придать гриму маленькой девочки, в которую вселился враг рода человеческого, сходство с маской демона, снятой с убитого генерала-самурая… Во всём этом, безусловно, есть резон. Когда престарелая женщина, потерявшая сына и опасающаяся, что её покинет ещё и сноха, оставив родственницу на верную погибель, прибегает к последнему средству, выдавая себя за посланницу потустороннего мира, прибывшую покарать грешницу, уже становится не по себе. А как только следует неизбежное возмездие, и размокшая маска, скажем так, радикально меняет сущность человека, сделав личину лицом, редкого зрителя не ввергает в трепет. Воистину, молодым постановщикам из Страны Восходящего Солнца, искусно обновившим эстетику жанра на рубеже веков, было у кого учиться!

Впрочем, уникальность «Чёртовой бабы» заключается в том, что режиссёр-сценарист принципиально не пересекает грань2, отделяющую обыденность от мистики, не в пример, скажем, Масаки Коябаси с параллельно созданным «Кайданом» /1964/3 или их общему наставнику Кэндзи Мидзогути со «Сказками туманной луны после дождя» /1953/. Когда молодая вдова, с трудом оторвав маску и увидев обезображенный лик, продолжает надсадно кричать («Настоящий демон!»), не обращая внимания на причитания старухи, как-то не сомневаешься, что это – обычная истерика, вполне объяснимое состояние аффекта. Однако по осторожному, туманному или, точнее, надёжно укрытому в неустанно колышущихся зарослях тростника авторскому намёку несложно заключить, что подлинные демоны таятся в бездне человеческих душ, ожидая часа вырваться на свободу, а невымышленный ад куда прозаичнее, но и страшнее, чем тот, что нарисован в страстных проповедях верховных священнослужителей. И вполне может принять вид, допустим, ямы, куда женщины сбрасывали останки самураев, – ямы «глубокой и мрачной», тьма которой, как сказано в прологе, существует «с незапамятных времён»…

Вот только Канэто Синдо в очередной раз доказывает, что при всём желании не имеет права позволить себе уйти ни в формализм4, ни в отвлечённые рассуждения о порочности человеческой натуры и утрате идентичности – в подражание новомодным европейским мыслителям. Конечно, «Чёртова баба» не могла получить официального признания в СССР подобно другим выдающимся работам мастера, шедевру «Голый остров» /1960/ и «Обнажённым девятнадцатилетним» /1970/. Но отечественные кинокритики (например, Инна Генс) сходу уловили злободневный подтекст произведения, донесённый в предельно острой, шоковой форме. Уроженец Хиросимы, Синдо каждым кадром заставляет прочувствовать неутихающую боль за родной народ, за конкретных людей, поголовно доведённых (как и много позже, в середине XX столетия) имперским милитаризмом до воистину демонического состояния, когда нормальные человеческие чувства, не говоря уже об обязательной Божественной искорке, необратимо атрофируются. Он, разумеется, не случайно поместил инцидент в знаменательный исторический контекст, в разгар междоусобных смут XIV века, а точнее, в период установления зыбкого двоевластия, когда сбежавший из сожжённой столицы император обосновался в горах Ёсино, его соперник занял Киото, а их армии Кусуноки и Асикага занялись бессмысленным взаимным истреблением. Родительница Кити обернулись, таким образом, ближайшей единомышленницей брехтовской мамаши Кураж, найдя не менее хитроумный способ выживать и даже безбедно существовать посреди непрекращающейся бойни, но определённо забыв о том, что, садясь обедать с чёртом, следует запастись очень длинной ложкой.


__________
1 – Имеется в виду, конечно, «Изгоняющий дьявола» /1973/.
2 – В отличие от более поздних «Чёрных кошек в бамбуковых зарослях» /1968/.
3 – Заметим, что Кэй Сато, сыгравший наглого дезертира и соблазнителя, предстал у коллеги (в новелле «В чашке чая») в образе призрака самурая.
4 – Хотя самолично исполнил обязанности художника-постановщика, а операторская работа Киёми Куроды (как и исполнение Дзицуко Ёсимурой роли со второго плана) была отмечена национальной наградой «Голубая лента».



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура