С 1774 г. принадлежала барону Ф.X. фон Ферзену, при котором в последующие годы (между 1774 и 1778 гг.) был построен ныне существующий ансамбль. Двухэтажный усадебный дом с высокой четырехскатной крышей при помощи стенок с воротами и прямоугольными проемами связан с одноэтажными хозяйственными флигелями. Благодаря тому, что эти стенки поставлены под незначительным углом к плоскости фасада дома, создается оптический эффект расположения всех построек по дуге. Фасад главного здания расчленен рустованными лизенами (лопатками) на первом этаже и пилястрами - на втором. Прямоугольные окна первого этажа имеют скромные наличники, прямоугольные и с овальным завершением, второго - наличники с сильно профилированными фронтончиками, пилястрами и украшениями с элементами рококо. Богаче орнаментированный центральный ризалит чуть более, чем боковые, выступает вперед и тем самым подчеркивает главную ось здания. (Его верхняя часть - мезонин - с треугольным фронтоном является, очевидно, поздней надстройкой.) Расположенные на втором этаже зал и примыкающие к нему гостиные наиболее торжественны. В их убранстве доминирует лепной декор в стиле раннего классицизма (Людовика XVI): охотничьи трофеи, десюдепорты с играющими путти и классицистическими розеттами; изразцовые печи украшены мотивами рококо. Облицовка стен комнат искусственным мрамором относится к 1805 г. Оформление как интерьеров, так и фасадов дома (например, мотив балюстрады под прямоугольными окнами второго этажа) имеет некоторые общие черты с работами архитектора И. Шульца и, очевидно, выполнено в мастерской его круга. Усадебный парк, где сохранились отдельные скульптуры, разбит в начале XIX в. © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. |