Построен на месте древнего костела (начало строительства - 1610 г.). Входит в ансамбль доминиканского монастыря (1501). В плане имеет форму латинского креста; трехнефный, внутреннее пространство базиликальное, над средокрестием расположен на восьмиугольном барабане купол с фонарем. В 1679-1688 гг. после пожаров достроены боковые нефы, башни, интерьер декорирован фресками. Во 2-й половине XVIII в. также после сильных пожаров опять реконструирован: созданы центральный алтарь св. Марии и главный портал входа. Во время войны 1812 года интерьер пострадал и впоследствии был отремонтирован. Здание отличается величественным объемом, играющим важную роль в панораме старого города. Внешний вид решен сдержанно. Главный фасад - двухбашенный, разделен карнизами на три яруса, которые пилястрами расчленены на три части. Главный вход устроен на боковом фасаде в виде портала, эффектно оформленного дорическими колоннами, пилястрами и рельефным картушем. Интерьер отличается большой декоративностью и изящностью форм в стиле рококо и позднего барокко. Своеобразны четыре столпа волнистого профиля, поддерживающие парапет хор, украшенный рокайлями («ракушками»), мотив которых повторяется в плафонах и в лепных украшениях стен. Главные декоративные акценты - шестнадцать больших алтарей оригинальной композиции и амвон, отличающийся пластичностью своих форм. Купол и своды нефа расписаны фресками на темы из жизни святых (художник неизвестен). Во дворе монастыря доминиканцев стоит оригинальный каменный столп-часовенка (коплитстульпис, XVIII в., позже реставрирована), представляющая собой стройную дорическую колонну, завершенную своеобразной миниатюрной постройкой, крышу которой поддерживают четыре консоли. © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. |