Сооружена в конце XV - начале XVI в. После пожара была реставрирована в 1673 г. От древнего здания сохранились срубы алтаря, нефа и бабинца на высоту до венчающего карниза. Тогда же был расписан алтарь и изготовлен иконостас, два яруса которого сохранились. В 1691 г. в целях расширения храма сруб часовни на хорах, расположенных над бабинцем, был отодвинут на запад на 2,5 м (вся длина церкви стала равна 17 м) и тогда же расписан. В 1735 г. была расписана стена, разделяющая неф и алтарь, на тему «Мученические смерти апостолов». В массах здания доминирует мощный сруб нефа, перекрытый верхом шатровой формы и увенчанный главкой на вытянутом двухъярусном восьмеричке - высота его в интерьере 14 м. Часовня имеет верх «восьмерик на четверике» и увенчана восьмигранной шатровой кровлей. Такая композиция масс внесла болыцую динамичность в силуэт церкви с западной стороны. Но с востока ее нерасчлененный массив с могучим средним срубом с высоким шатровым верхом и главкой имеет героический облик. Интерьер церкви Воздвижения также поражает суровой простотой и величием. Первоначально невысокий иконостас достигал основания выреза арки, сквозь который были видны росписи алтаря мастера Григория (?). На его своде написана «Богоматерь Знамение», ниже ее и по сторонам - пророки и евангелисты, а еще ниже, на пяти стенах алтаря, - огромное «Моление». Изумляет необыкновенная монументальность росписей (1613). О их стиле дает представление изображение первосвященника Мельхиседека из «Моления». На синем фоне выразительно выделяется светло-желтый нимб. Его светлый тон прекрасно оттеняет охристо-красноватый в светах и темно-коричневый в тенях лик Мельхиседека. Большелобый овал его лица обрамляют густые темно-каштановые волосы и пышная борода. Высокое, открытое чело и большие черные глаза отмечены печатью сосредоточенности, а вся фигура - эпического величия и человеческого достоинства. В такой же манере исполнены не только сюжетные композиции и фигуры пророков и евангелистов в кругах, но и растительные орнаменты, близкие по мотивам народным росписям. Об этом свидетельствуют изображение пророка Гедеона и орнаментов. Стенописи храма присуща обобщенная трактовка формы, сдержанный колорит и особая возвышенность образов. В резьбе иконостаса использованы мотивы искусства Ренессанса. Как в облике церкви, так и в ее росписях нашли яркое воплощение гуманистические идеалы и героический дух эпохи. © Г.Н. Логвин, Украина и Молдавия, «Искусство», М., 1982 г. |