Крупная постройка Г. Д. Строганова, откуда церковь получила название Строгановской. Более известна под названием Рождественской (по наименованию разобранного соседнего храма). Намного величественнее гордеевской церкви. Строилась с 1697 по 1719 г. Трехъярусный храм с двухъярусной трапезной водружены на подклет. Пятиглавое завершение на добавочном крестчатом объеме сделано «по-украински», то есть с ориентацией глав по странам света, что выдает западноевропейский вкус. Поразительна по богатству мотивов и пластической сочности белокаменная резьба, создающая вместе с полихромной окраской стен необычайно живописную картину. Последняя дополняется кружевной формой крестов. Памятник служит одним из образцов «русского барокко», хотя в его стиле немало ренессансного. Каннелированные колонки коринфского ордера, такие же, но покрытые растительной резьбой колонки наличников, разрывные фронтончики, триглифы, резные метопы, пластичные консоли и другие декоративно-пластические формы обнаруживают высокое профессиональное мастерство создателей церкви и знакомство их с западноевропейской архитектурой. Строго геометрическая компоновка элементов фасадов тоже выдает ренессансную основу стиля. Иконостас, за исключением верхнего яруса, выполнен одновременно с храмом. Буйство растительной орнаментики на витых колонках, полихромия, применение овальной формы обрамлений скорее барочны, нежели ренессансны, но весь декор жестко скреплен четкими геометрическими карнизами, что ослабляет черты барокко. Восточная стена трапезной с тремя проемами (дверным и оконными) в храм покрыта живописной белокаменной резьбой, в которой много элементов барокко (особенно в оформлении портала). Колокольня при церкви сооружена в начале XVIII в. Верхние ярусы переложены в 1887 г. с сохранением первоначального вида. Поставлена у южного фасада храма, в чем сказалась старая традиция. Уменьшающиеся восьмерики, завершенные куполом и высокой главой (тоже с уменьшающимися объемами), создают более барочное впечатление, нежели сам храм, что подчеркивается элементами белокаменного декора. © Г.К. Вагнер, Старые русские города, «Искусство», М., 1980 г. |