World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  База данных по архитектуре | Видео | Последние добавления   
тип аккаунта: гостевой  

случайное здание в базе данных: Башня на Павелецкой, Москва



Михайловский замок


Другие названияИнженерный замок
СтранаРоссия
ГородСанкт-Петербург
АдресСадовая улица, 2
Статуспостроено в период 1797-1800 гг.
Назначениепамятник архитектуры
Стильклассицизм
АрхитектураВ.Ф. Бренна


На карте мира
Вы можете посмотреть месторасположение этого объекта на карте Google Maps или Yandex Maps точностью до одного метра. Координаты объекта: широта (59.940800), долгота (30.336742)

В этот комплекс входят сооружения
Памятник Петру I (1800)


Описание

Крупнейшим из петербургских зданий, возведенных на исходе первого столетия существования города, стал Михайловский замок. Его построили в 1797—1800 годах по распоряжению императора Павла I у южной границы Летнего сада, на месте деревянного дворца Елизаветы Петровны. Со всех сторон замок был окружен водой — Мойкой, Фонтанкой, глубокими рвами. Создавая изолированную от города резиденцию, Павел, опасавшийся своих многочисленных противников, надеялся найти за ее стенами надежное убежище. Этим надеждам не суждено было сбыться: в ночь на 12 марта 1801 года император был убит заговорщиками именно в Михайловском замке. После смерти Павла I здание долго пустовало и лишь в 1822 году перешло в распоряжение инженерного ведомства. С тех пор замок называется Инженерным.
Строительством Михайловского замка руководил В. Ф. Бренна — придворный архитектор Павла I, много работавший в загородной резиденции императора — Павловске.
План замка представляет собою квадрат, в середину которого вписан восьмиугольник внутреннего двора. По внешнему облику здание значительно отличается от других памятников петербургской архитектуры конца XVIII столетия. Огромный массив сооружения поражает своей мрачной мощью, суровой замкнутостью. Необычен для классицизма оранжевый тон в окраске стен; сравнительно невелика роль ордера в композиции фасадов, решенных по-разному.
Проще других скомпонованы фасады, обращенные к Фонтанке и к Садовой улице. Здесь господствуют плоскости стен, прорезанные прямоугольными окнами. Их мерный ритм прерывается закругленными выступами. Выступ восточного фасада образован большим Овальным залом; над ним поднимается бельведер с флагштоком. Ризалит противоположного фасада, где размещалась церковь, венчает высокий шпиль, напоминающий завершения первых петербургских построек. Посвящение церкви архангелу Михаилу определило первоначальное название и всего здания.
Выразительная пластика крупных, тяжеловесных форм — отличительная черта северного фасада замка, выходящего к Летнему саду. С грузным аттиком, венчающим этот фасад, контрастирует относительно более легкая колоннада входа, поддерживающая балкон. Широкая лестница, спускающаяся к земле, украшена статуями Геркулеса и Флоры.
Главным фасадом здания является южный; он выходит на обширную озелененную площадь, называвшуюся при Павле площадью Коннетабля. Центральная часть южного фасада в виде массивного портика облицована мрамором. Портал въезда во двор фланкируют обелиски, тесно прижатые к стене; они напоминают невозмутимых стражей, стоящих на часах. Суровость композиции несколько смягчают ионические колоннады, объединяющие верхние этажи. Портик завершается аттиком с вписанным в него треугольным фронтоном, украшенным рельефом «История заносит на свои скрижали славу России» скульптора П. Стаджи. Одновременно с замком под руководством Бренны были построены два одинаковых павильона, выделивших въезд на площадь. Несмотря на относительно небольшие размеры, они воспринимаются как массивные, монументальные сооружения. Этой монументальностью в первую очередь и обусловлено их стилистическое «родство» с замком. Но оно подчеркнуто и другими приемами, в том числе соответствующей окраской стен павильонов и подразделением их на два яруса, из которых нижний обработан так называемым дощатым рустом, а верхний украшен ионическими колоннадами. В комплекс замка, кроме павильонов, вошли манеж и конюшенный корпус, впоследствии использовавшийся как экзерциргауз (здание для военных упражнений). Расположенные по обеим сторонам Кленовой аллеи, протянувшейся от памятника Петру I к Манежной площади, они способствовали установлению композиционной связи между замком и городскими кварталами, примыкающими к Невскому. Этой особенностью планировочного решения комплекса позже умело воспользовался К. И. Росси. Создавая на рубеже первой и второй четверти XIX века свои замечательные ансамбли, он органично ввел в них и Михайловский замок — своеобразный памятник зодчества предшествовавшего периода.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура