World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  База данных по архитектуре | Видео | Последние добавления   
тип аккаунта: гостевой  

случайное здание в базе данных: Суконной гильдии Гевандхаус здание, Цвиккау


изображение с travel.yahoo.com
изображение с www.travelsinparadise.com

Храм св. Вита


Другие названияSt. Vitus Cathedral
Собор св. Вита
СтранаЧехия
ГородПрага
Статуспостроено
Назначениепамятник архитектуры, храмы и церкви
Высота97 м.



Описание

Самый большой из пражских храмов, мавзолей чешских королей, место хранения символов чешской государственности - королевской короны и других коронационных регалий.
В самом начале здесь стояла древняя ротонда (929 г.), затем дороманская трехнефная базилика (1060-1096 гг.). В 1344 году Карл IV заложил на месте базилики готический кафедральный собор. Первым строителем собора был Матье из Арраса (1344-1352 гг.). После его смерти строительство продолжил Петр Парлерж (1353-1399 гг.) и его сыновья Вацлав и Ян (1399-1420 гг.). В течение этого времени возникла арочная галерея с капеллами и главная башня (оставшаяся тогда незаконченной). Ренессансный купол и галерею башни построил Бонифаций Вольмут в 1564 г., а новую луковицеобразную крышу в стиле барокко - Н. Пакасси в 1770 г. Западная часть храма в псевдоготическом стиле строилась с 1873 г. по 1929 год. Собор св. Вита состоит из трех продольных, одного поперечного нефа и кольца капелл. Длина собора - 124м, ширина поперечного нефа по оси - 60 м высота - 33 м. Высота главной башни - 99,60 м. Свод поддерживают 28 колонн.
Над аркадой с высокими колоннами тянется вдоль всего храма трифорий - внутренняя галерея, украшенная 21 погрудной скульптурой (1374-1385 гг.). Это бюсты членов семьи Карла IV, пражских архиепископов, руководителей строительства храма и зодчих Матье (Матиаша) из Арраса и Петра Парлержа. В новой части галереи установлены бюсты тех, кто уже в современную эпоху принимал участие в окончании строительства и украшении храма. Бюсты созданы скульпторами первой половины XX века.
Перед главным неоготическим алтарем (1868-1873 гг.) находится ренессансный королевский саркофаг из белого мрамора (1566-1589 гг.), созданный Александром Коллином. На верхней части саркофага изображены: Фердинанд I - посередине, его сын Максимилиан - справа и его жена Анна Ягеллонская - слева. Боковые стены украшены бюстами Карла IV, его четырех жен и преемников. Из часовни св. Креста ведет лестница в подземелье храма, где археологами обнаружены остатки стен ротонды X в. и романской базилики XI века. Здесь находится королевская усыпальница с саркофагами Карла IV, его детей, четырех жен и других чешских королей - Вацлава IV, Ладислава Погробека, Иржи из Подебрад и Рудольфа II. Гробница была реставрирована в 1928-1935 гг.
В южной части поперечного нефа расположена прекраснейшая часовня храма - готическая часовня св. Вацлава, построенная Петром Парлержем в 1362-1367 гг. на месте погребения князя Вацлава. Нижняя часть стен часовни выложена яшмой и аметистами (свыше 1300 камней), верхняя украшена стенной росписью на сюжет «Хождения по мукам», выполненной в 1372-1373 гг. Картины над карнизом, изображающие легенду о св. Вацлаве, принадлежат кисти Мастера Литомержицкого алтаря (нач. XVI в.). Надгробие могилы св. Вацлава, также XIV в., реконструировано в начале XX века. Готическая полихромная опоковая статуя св. Вацлава создана в мастерской Парлержа (1373 г.).
Портал в стене под окном часовни ведет на лестницу к палате с коронационными регалиями. Палата запирается на семь замков, ключи от которых хранятся в разных государственных учреждениях. Самая ценная часть регалий - корона св. Вацлава, изготовленная в 1346 году. Ее украшают 46 спинелей, 20 сапфиров, 25 изумрудов и 20 жемчужин. По ритуалу, установленному Карлом IV, законной коронацией на чешский престол считалась коронация, совершавшаяся в Пражском Граде, причем только короной св. Вацлава. К остальным королевским коронационным регалиям относятся: меч первой половины XIV в., ренессансный золотой жезл и держава, изготовленные во второй половине XVI века, костюм и мантия, протканные золотом (относятся к первой половине XVIII в.), подушка для регалий, украшенная гербами чешских земель (сшита во второй половине XIX века). В различных торжественных случаях коронационные регалии чешских королей выставляются для обозрения.
Королевская молельная (1493 год) справа от главного алтаря, украшенная натуралистическим позднеготическим орнаментом в виде ветвей дерева, гербом Владислава Ягеллонского и гербами подвластных ему земель, была построена по его приказу.
Ренессансные хоры с органом (архитектор Б. Вольмут, 1557-1561 гг.) в северной части поперечного нефа завершали до окончания постройки собора готический хор с западной стороны храма. В 1924 г., после завершения строительства собора, они были перенесены сюда.
Готические каменные надгробия чешских князей и королей (1370-1375 гг.) в капеллах созданы в мастерской Петра Парлержа, по-видимому, по инициативе Карла IV. В капелле Иоанна Крестителя стоит т. н. «иерусалимский» подсвечник с романской подставкой начала XII в. (рейнская работа), привезенный якобы Владиславом I из Милана в 1158 году. В обходной галерее расположено серебряное надгробие св. Яна Непомуцкого (1733-1736 гг.), отлитое по эскизу И. Э. Фишера из Эрлаха. С северной стороны от главного алтаря выделяется резной деревянный рельеф (1630 г.) работы К. Бехтеллера, изображающий бегство т. н. «Зимнего короля» Фридриха Пфальцского из Праги. Рельеф превосходно воспроизводит облик чешской столицы после битвы на Белой горе. Красивое надгробие графа Леопольда Шлика также создано Фишером из Эрлаха, скульптуры - Матиашем Брауном (1723 г.).
Современная эпоха, в которую закончилось строительство храма, тоже внесла свой вклад в архитектуру этого великолепного исторического памятника и сокровищницы искусства. Так, например, выдающееся художественное произведение скульптура коленопреклоненного кардинала Шварценберга создана в 1892-1895 гг. знаменитым чешским скульптором И. В. Мысльбеком, цветные окна (витражи) - известными чешскими художниками.
С правой стороны от входа в собор, в первой капелле (св. Людмилы) интересна скульптура Карела Покорны «Крещение св. Людмилы» (1935 г.). Цветное окно создано Максом Швабинским. Ему же принадлежит цветная мозаика на западной стене капеллы. Автор витража во второй капелле (Гроба господня) - Карел Сволински (1932 г.). В третьей капелле (Туновской) цветное окно сделано по эскизу Ф. Киселы (1929 г.). Окно пятой капеллы создал Ц. Боуда (1934 год). Максу Швабинскому принадлежит витраж трансепта, где также находится памятник воинам, павшим на полях первой мировой войны (работа К. Покорны, 1922 г.). В первой капелле слева (Бартоней из Добенина) творцом стенной мозаики и эскиза цветного окна является Ф. Кисела (1935 г.). Творец витража в соседней Шварценбергской капелле - К. Сволински (1931 г.), а в третьей капелле - Альфонс Муха (1931 год).

© Цтибор Рыбар, Прага, 1982, пер. Л. Лазарева




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура