В истории строительства и архитектуры Праги особенно яркое выражение нашел, с одной стороны, расцвет готики - связанный с эпохой правления Карла IV, - высшим выражением которой является храм св. Вита в Граде, и, с другой стороны, расцвет барокко в конце XVII в. и первой половине XVIII в., представленный лучшей постройкой иезуитов - храмом св. Николая. Храм св. Николая строился на месте разрушенного древнего готического костела около 60 лет. Строительством руководил лучший архитектор пражского барокко Кристоф Динценгофер, а затем его сын Килиан Игнац. Башню-колокольню построил в 1755 г. Ансельмо Лураго, творец богатой внутренней отделки храма. Монументальная фреска на потолке, изображающая жизнь св. Николая, занимает 1500 кв. метров. Эта крупнейшая в Европе фреска создана Яном Лукашем Кракером (1761-1770 гг.); реставрирована в 1955 году. Под куполом храма с монументальной картиной Ф. К. Балека (75 м2) стоят статуи отцов церкви, созданные И. Ф. Платцером. Тому же художнику принадлежит позолоченная статуя св. Николая на главном алтаре. Большую художественную ценность имеют: кафедра для проповедей с пластиками Рихарда и Петра Прахнеров (1765 г.), картины над алтарем «Смерть св. Франциска Ксаверского» Ф. К. Балека и «Пьета» Карела Шкреты, а также ряд других шкретовских картин в капеллах. Строительством храма св. Николая иезуиты стремились продемонстрировать свою силу, мощь и победу католицизма над еретическим чешским народом. Но в 1773 г. римский папа Климент XIV распустил орден иезуитов и храм св. Николая стал главным приходским храмом Малой Стороны. © Цтибор Рыбар, Прага, 1982, пер. Л. Лазарева |