Во-первых, спойлер алерт. Во-вторых, мы не будем вспоминать "G Gundam" и всё, что с ним связано; притворимся, что этого произведения не существовало. То же самое относится ко всем сериям о пластиковых моделях. В-третьих, обзор относится к сериалу в целом, то есть, к обоим сезонам.
"Kidou Senshi Gundam: Iron-Blooded Orphans". Начнём с заключения: это отличная меха, приятная визуально и с неплохим сюжетом, с запоминающимися персонажами и морем чувств - но это не "Гандам" по духу, даже являясь таковым согласно букве. Отправной точкой является момент через 300 лет после великой войны, уничтожившей пятую часть человечества. История начинается с небольшой частной военной корпорации, состоящей из двух типов людей: "обычных" и "второсортных". Люди второсортные являются для людей обычных предметом презрения и издевательств, и жизнь их далеко не сладка; многие из них были буквально проданы в рабство, другим же просто некуда больше податься. Тем не менее, и первые, и вторые более-менее привыкли к такой повседневности, и, в общем-то, не жалуются. Как водится, однако, повседневность эту прерывает попытка убийства очередного клиента корпорации с использованием тяжёлого оружия. И вот тут-то люди второсортные берут дело в свои руки, отбивают атаку с помощью доисторического Гандама (в этой вселенной они все доисторические) и заодно захватывают контроль над всей организацией, глава которой успешно с поля боя сбежал. Они-то и становятся нашими главными героями на следующие сорок восемь серий. Основой сюжета и основной темой является поиск людьми, которых многие за людей не считают, своего места под солнцем. Нам рассказывают о том, что ничего не даётся просто, а бесплатный сыр бывает только в мышеловке; о том, что в мире правят отнюдь не чистота и добродетель, а жадность и жестокость; о том, что благими намерениями выстлана дорога в ад и о множестве других вещей. Фокус на протяжении всего сериала остаётся на человеческих отношениях внутри основной группы, равно как и на столкновении интересов Теккадана, Гьялархорна, МакГиллиса и Куделии. Всё это описано очень красиво, с адекватным количеством драмы. Нет, однако, здесь привычной для Гандама центральной темы войны. Боевые действия как таковые имеются, но единственной "войной" между сильными мира сего была одномесячная партизанщина в начале второго сезона; а единственным масштабным столкновением - бой флотов МакГиллиса и противостоящей ему фракции. Для франшизы в целом это крайне не характерно, и некий разрыв ожиданий перед просмотром и впечатлений во время просмотра заставляет вопросительно наклонить голову: "А Гандам ли я смотрю?" Вторым заметным отличием от классики является крайняя брутальность, даже безжалостность по отношению к персонажам. Погибнуть или стать здесь может кто угодно, когда угодно и где угодно. Даже главные герои не застрахованы от этого, падая в пыль один за другим почти без перерыва. Обычно в Гандаме, если персонажи "с именем" и погибают, то только на поворотных точках сюжета, и их смерти сильно влияют на повествование. В "Сиротах" же смерть обесценена, а количество крови отдаляет атмосферу от противостояния взглядов, поиска мира и борьбы с судьбой и приближает к более приземлённому экшену, где люди просто борются за выживание. Это не плохой ход сам в себе (особенно учитывая красоту и реалистичность этого экшена; бой Барбатоса против мобильной брони - для меня однозначно номер один на все времена), но, ещё раз, крайне не характерный для Гандама в целом.
Эти два новых подхода к повествованию полностью меняют и восприятие сериала. Результатом становится отсутствие некой "глобальности", ощущения чистого размера вселенной, в которой происходит действие. Это как отличие коридорной РПГ от РПГ с открытым миром: главные герои в "Сиротах" постоянно разбираются с проблемами под носом, продвигаясь вперёд, шаг за шагом, как по прямому коридору; у них просто нет времени посмотреть на общую картину. Её обзор нам видится через призму МакГиллиса и, во втором сезоне, дядьки с бородой, который победил в конце. Честно, забыл, как его зовут.
И вот это уже недостаток "Сирот". Настолько всё сосредоточено на основной группе персонажей, особенно на Орге, Миказуки и, как ни странно, МакГиллисе, что второстепенные персонажи остаются несколько плосковатыми; как будто бы они нужны только для того, чтобы создать массовку и хоть какое-то пугало, которое нужно побороть; не помогает и чрезвычайно яркое присутствие на сцене таких личностей, как Миказуки, МакГиллис и, в первом сезоне, Куделия. Я только закончил смотреть сериал, но уже не помню имён большинства персонажей второго плана, чего никогда не случалось при просмотре Гандама прежде. А ведь вместе с ними исчезает и их перспектива, то есть взгляд на происходящее с высоты политической и стратегической. Более того, присутствие Гандамов, как таковых, в сериале почти не ощущается. Точно так же, как и с персонажами, я забыл названия всех Гандамов, кроме "Барбатоса" и "Баэля" (первого по понятным причинам, второго только потому, что знаю, что слышал про Малый ключ Соломона). Да, по задумке, это древние машины, которые давно исполнили свою задачу... но ведь у нас Гандам! Меха, которая дала название франшизе, играет настолько малую роль, что это просто странно. Исключением является, опять-таки, "Барбатос", но только потому, что в нём сидит главный герой.
Итак, что же получается? Ещё раз повторюсь и вкратце подведу итог: это очень интересное меха-аниме, жёсткая драма, в которой есть всё, что только необходимо. Да, есть некий крен в проработке персонажей, но это простительно, поскольку основные действующие лица харизматичны донельзя. К просмотру рекомендуется однозначно. В то же время, это не Гандам; вернее, не классический Гандам. По духу сериал очень далёк от традиционных черт франшизы. Здесь нет глобальных войн, нет героизма и патриотизма, нет политики, и даже на самих Гандамах фокус не задерживается. Плохо ли это? Нет. Разнообразие - это всегда хорошо; просто ожидать от "Сирот" того, к чему мы привыкли и что полюбили, не стоит. Это произведение со своим, особенным характером, которое можно рассматривать и как, пусть и с натяжкой, часть франшизы, и как отдельное повествование. Общая оценка: 9/10.
|