Начну без лишних вступлений, хотя «Dyurarara», вне всяких сомнений, вступления заслуживает – большого и обстоятельного вступления, предваряющего не менее большой и обстоятельный текст. В конце концов, что-то подобное этому головокружительному сериалу, в котором самый откровенный фарс соседствует с напряженными драматическими моментами, появляется не так и часто (как хотелось бы). Ну вот…вполне себе вступление, пусть не большое и совсем не обстоятельное. А теперь, собственно, текст.
Не знаю, знакомы ли создатели «Dyurarara» с великолепным сериалом «Boogiepop Phantom», о котором я как-то уже высказывался, но именно это произведение почему-то вспоминается в первую очередь. Здесь ведь то же буквально на наших глазах оживают самые бредовые и фантастические городские легенды, раскидывается тот же запутанный городской лабиринт, по которому бродят, в тщетных попытках найти выход десятки персонажей (и пойди пойми, кто из них центральный), звучит та же полифония голосов, рассказывающих каждый свою историю, постепенно складывающаяся в цельную и продуманную картину (конечно, здесь уместно говорить не только о «Boogiepop Phantom», но и о предыдущей работе тех же авторов – замечательном и не менее головокружительном сериале «Шумиха», запутанный сюжет которого столь ловко и виртуозно подводился в крайне эффектном финале под общий, так сказать, знаменатель). Вот только «Dyurarara» - это такой «Бугипоп» наоборот (учитывая и то, что «Бугипоп» вообще-то и сам по себе «наоборот и наизнанку»).
Взять хотя бы персонажей: насколько безжизненны и призрачны были они в «Бугипопе», производя впечатление своего рода «эха», которое осталось от некогда живого человека, настолько же в «Dyurarara» они переполнены этой самой жизнью, чувствами, эмоциями и страстями. Здесь даже призрак без головы – это ранимая, тонко чувствующая натура, испытывающая простые человеческие страх, тревогу, любовь (список продолжить по желанию). Что уж говорить про остальных персонажей этой прикидывающейся фарсом драмы (или наоборот)? Все они – (в той или иной степени) люди, точно также, как персонажи «Boogiepop Phantom» - все (в той или иной степени) призраки. Вместо холодной потусторонней мистерии, в которую (вольно или невольно) были вовлечены герои «Бугипопа», создатели «Dyurarara», лукаво подмигивая и ухмыляясь, предлагают нам все тот же веселый, шумный и бесшабашный (знакомый еще по «Шумихе») карнавал-маскарад с целым ворохом нелепых случайностей, счастливых и несчастливых совпадений, с балаганными (и не очень) чудесами, со смехом сквозь слезы, неожиданными исчезновениями и появлениями и еще с целой кучей бутафории, от которой начинает (приятно) рябить в глазах.
Герои появляются всегда эффектно, словно бы на огромной сцене (которую заменяют токийские улицы и переулки), более того они даже позволяют себе произнести какую-нибудь пламенную, полную дурацкого пафоса речь, которая – вот загадка – звучит всегда естественно и оправданно (вспомнить хотя бы первое появление Идзаи или сумасшедшего полицейского мотоциклиста, заботящегося о славе и чести ДПС – почти как в комедии дель арте, не иначе) и столь же эффектно и стремительно со сцены уходят, оставляя после себя (невидимое) облачко пыли. Вот и главные заводилы «Шумихи» неутомимая (и бессмертная, если кто позабыл) парочка Айзек и Милия, появляются в одном из эпизодов – и снова оказываются в центре событий (редкая, черт побери, привычка). И ничего, что под некоторыми веселыми жизнерадостными масками скрываются едва ли не все человеческие пороки, а среди веселящейся толпы нет-нет да и мелькнет «красная маска смерти» ©. Это-то как раз объяснимо – полноту жизни (в восхищении перед которой столь витиевато в очередной раз расписались создатели сериала), со всеми ее неразрешимыми загадками и высокими чувствами, просто невозможно постичь без обратной стороны.
Ну и конечно «Dyurarara» - это признание в любви, гимн городу Токио, изображенному в сериале, как своего рода новый Вавилон. Городу, в котором возможно все. Городу, по улицам которого бродят – порой всего в паре метров друг от друга – призраки и влюбленные, бессмертные и дураки, убийцы и сумасшедшие. Городу, где такие вещи, как мифы или сны, так же реальны, как и, скажем, ресторан «Русские суши». При том, что Токио отнюдь не идеализируется – здесь похищают людей, в темных переулках притаились грабители и убийцы, улицы города четко поделены между соперничающими друг с другом преступными группировками, на крышах домов полно самоубийц, а на тротуаре запеклись лужи крови, оставшиеся после очередного падения. Но как писал поэт: «Мне дорог мерзкий вид отверженной столицы…». Да и Токио двадцать первого века совсем не то, что Париж девятнадцатого.
«Dyurarara» – редкий пример умного и увлекательного аниме, в котором каждый найдет что-нибудь для себя. При этом фильм сделан – именно сделан – таким образом, чтобы понравится своему зрителю, что в общем-то неплохо, особенно учитывая то обстоятельство, что очень часто о зрителе просто-таки забывают. А тут – такая теплая забота, что волей-неволей идешь у создателей на поводу.
«Dyurarara» - это городская сага, полная самых невероятных и фантастических событий, которые, вместе с тем, лишь подтверждают (или выявляют) простые человеческие истины и – в который, интересно, раз? – доказывают ценность человеческих чувств (в литературе что-то подобное называется «магическим реализмом»).
В общем, штуковина на удивление редкая и на редкость удивительная – 10 баллов!
|