Если «Истории монстров» вдруг покинут «двадцатку» – придется окончательно разочароваться в человечестве. (Есть еще вариант, про появление 20 новых шедевров, но – тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо – не сглазить бы! ). В состоянии «Bakemonogatari-нирвана» пробыл до двух часов ночи – смотрел не отрываясь. Ни разу (ни разу! ), даже на оппенингах, не нажимал на кнопку прокрутки!
И – мне опять повезло (как месяц назад – с «Восточным Эдемом») – к моменту просмотра, все серии «Истории монстров» (ну, кроме «спешиалов») уже были переведены и очень хорошо озвучены замечательными российскими сэйю – госпожой Noir и господином Alukart.
Человечество просто обязано по достоинству оценить новый шедевр от студии SHAFT вообще и от Симбо Акиюки в частности. Именно после этого фильма появится непреодолимое желание посмотреть и все остальные фильмы Симбо Акиюки (в основном – «про унылого учителя»). И эти фильмы просто обязаны быть шедеврами (что-то много обязанностей в одном абзаце...) – Noblis oblige!
В «Истории монстров» все – гениально. Не «все», а «ВСЕ»! А то, что негениально, парадоксальным образом все равно «работает» на общую гениальность. О, как! И должен заметить – в моих глазах теперь этот шедевр затмевает другую гениальную работу текущего года – «Восточный Эдем».
Но это все беспорядочные эмоции и яркие ощущения. Постараемся же успокоиться и посмотреть хладнокровно (настолько, насколько это возможно спустя лишь сутки после просмотра).
Итак.
Опенинг. Я всегда начинаю с картинки, но «Истории монстров» «сломали об колено» мою привычку и я начну с того, на что крайне редко обращал внимание до этого – с заставки, «опенинга». Кроме эпитетов «оригинально», «стильно», «красиво» можно было бы подобрать еще с пару десятков других эпитетов (благо, русский язык это позволяет). Но для «Истории монстров» характерно в первую очередь то, что для каждой серии «опенинг» - уникальный и неповторимый.
А вот теперь – картинка. Идеальный баланс минимализма и детализации. Знаю-знаю, идеального не существует, но пример обратного – теперь перед моими глазами... точнее – на жестком диске. Схематичность и, в тоже время, скрупулезность изображения. Характерная моноцветность фонов (как в «Унылом учителе...»), но, тут же, полутональность, достойная лучших образцов полиграфического искусства. Компьютерная графика, которая перестала быть компьютерной графикой – ТАКИХ движений камерой, ТАКИХ ракурсов, ТАКИХ перспектив - я еще нигде не видел. Можно сказать, что сделаны несколько открытий в этой области, а то, что было до этого – поднято на новую ступень. Например, когда обыденная и банальная сушка волос феном была показана отъездом камеры на фотографию в газете, наклеенной на стене – я вдруг ощутил такое же захлебывающееся восхищение, как в свое время от другой сцены из другого фильма – поцелуй-прикуривание в полицейской машине на фоне закатного неба в «Пираты Черной Лагуны».
Музыка и звуковой ряд. Временами сюжетом управляла музыка и шум. Паузы в нужных местах, клавишный перелив фортепьяно во время диалогов, одинокая клавиша в напряженный момент. Сделано так, что – мурашки по коже.
Сюжет-2. «Шел как-то выпускник Коёми Арараги в родной школе по лестнице, думал о своем, и тут, откуда ни возьмись, сверху на него падает красивая девушка...» Так вот – фильм совершенно не про это. Описать его сюжет словами-действиями – «шел», «упала», «поймал», «сделал» - не получится. «Истории монстров» - это и есть истории про монстров от лица монстров... и возможно даже – для монстров. А подобные мистические темы не могут быть переданы конкретикой материального мира, нужны другие слова – «не испугался», «подумал», «почувствовал», «странно влюбилась». Тут – без обмана и дураков. Монстр Арараги-кун рассказывает историю о себе и другом монстре – однокласснице Хитаги Сэндзёгахара. Делает он это старательно, честно, с любовью, юмором и – изобретательно. Эта история переплетена с историями других «монстров» - призраков, оборотней, вампиров. И они тоже расскажут все без утайки.
Юмор. Позвольте процитировать лишь один маленький эпизод, а выводы вы сделаете сами: - У меня украли мое первое полапывание! - «Полапывание»?? Это как? - Более того – меня облапали прежде, чем поцеловали! - Э-э-э... - К тому же это сделал девственник! Меня облапал девственник! Все! Я обесчещена!
«Bakemonogatari» совсем не сложно для восприятия и понимания – нужно только войти в некое мистическое состояние - «Bakemonogatari-нирвана». А для этого нужно на время снять с себя повседневный «взрослый» костюм циничного прагматизма европейца-материалиста и, пусть это прозвучит, «открыть сердце и душу». То, что с открытыми сердцем и душой «Истории монстров» поступят деликатно и осторожно – гарантирую! Вот такие вот щепитильные монстры...
|