Это история о недалёком будущем, в котором некая очень влиятельная японская семья начинает масштабные испытания двуногих роботов, а параллельно ведёт засекреченные попытки при помощи древнего ритуала вступить в контакт с загадочной Силой. В центре повествования оказывается молодой пилот робота Юширо, которого данная семья намерена использовать в своём ритуале. Фоном для истории служит конфликт НАТО с милитаристским правительством вымышленного "Бельгистана".
Должен заметить, что оценивать "Gasaraki" достаточно трудно. очень многое как будто говорит в его пользу - неординарная завязка, глубокие (как будто) мотивы у ключевых действующих лиц, общая серьёзность и (как будто) реализм происходящего - всё это заставляет сразу мысленно присваивать сериалу высокую оценку, вернее, относить его к категории едва ли не "обязательно к просмотру".
А во время, собственно, просмотра, начинают звучать тревожные звоночки - история всё не увлекает и не увлекает, настоящее действие всё никак не начнётся. Конец истории всё ближе - а сюжет толком и не завязался! И вот эти тревожные сигналы, на мой взгляд, появляются не случайно - "Gasaraki" из тех произведений, что сделаны как будто и талантливо, но весьма бестолково. История так и не завяжется - даже не ждите, если станете смотреть, какой-то кульминации. Каких-либо мотивов у происходящего так и не появится. "Рыхлый" главный герой несколько соберётся - но особой симпатии так и не вызовет. И даже - самое скверное для меня - привлекательная героиня Михару так и не совершит чего-нибудь стоящего внимания.
А за всей пресловутой серьёзностью скрывается много всякого - но по большей части не слишком удачного. "Реалистичной техникой" управляет банда абсолютно лишних персонажей - всех участников "Экспериментальной роты" "роботоводов" следовало бы выкинуть из повествования. Милашка-лейтенат вообще не вписывается в этот взрослый (как будто) мир.
За серьёзнейшей заявкой (поднять голос против США - смело! ) прячется маразматическая теория "преодоления трудностей", "возврата к прошлому". (И, хотя здешние герои, раскрыв рот, внимают вещающему глупости сэнсею, мы-то с вами знаем, что, настойчиво рассказывая о прелестях эпохи самураев, авторы старательно обходят гораздо более свежий вопрос Второй мировой и участия Японии в ней).
За "моральными терзаниями" Юширо и Михару вообще ничего не находится - эти двое, к сожалению именно те "куклы", которыми их хотят видеть подлые экспериментаторы.
Точно так же ничего вы не найдёте за ширмой "страданий", испытываемых пилотами местных двуногих роботов. "Евангелион" завещал мучаться - вот пилоты и действуют по накатанной (обратите внимание, чем заканчивается соответствующее сюжетное ответвление").
С другой стороны, в целом заметны колоссальные усилия, затраченные на создание сериала: очень хорошая рисовка, довольно тщательно технически прописанные роботы и их поведение, много интересных наработок в сюжетном плане. Очень хорошо, очень по-взрослому вся эта история заканчивается, что частично компенсирует скучноватый просмотр.
Однако более важным, на мой взгляд, является всё же отсутствие у "Gasaraki" глобальной идеи и мотивации действующих лиц. Если сюжет в целом интересный, то сценарий очень скверный - повествование неровное, у него не выдержан темп, очень много лишних действующих лиц.
Отдельным большим упущением является "командное управление" роботами - группа операторов, наперебой выкрикивающих разные ненужные цифры, раздражает и вызывает у зрителя головную боль.
Подведём итог: "Gasaraki" - это как будто взрослый и серьёзный сериал о будущем, роботах и зловещих мистических обрядах. "Как будто" - потому что на поверку перед нами пустышка. Старательно и с большими усилиями сделанная, но ничем выдающимся не наполненная. "Роботическая" составляющая довольно невзрачная и отчасти глупая, персонажи ничем не выделяются, а очень многие действующие лица в сериале вообще лишние, сценарий слабый. Если вам хочется сильного и зрелого сериала, обратите лучше внимание на "Blue Gender" - чуть более позднюю работу тех же авторов, впрочем, снятую в другой студии. А в поддержку старательно сделанного "Gasaraki" говорят только очень хорошая концовка и по-настоящему завораживающая "Любовная песня", звучащая в Ending - Томоко Танэ поёт так, что это берёт за душу.
За: невероятный Ending, отличная концовка, много интересного в робототехнике, довольно актуальный сюжетный "фон", хорошая рисовка. Против: невыразительные действующие лица, не очень удачная "внутрисериальная музыка", запутанный и не раскрытый сюжет, невыдержанный темп повествования, глупейшее "командное управление" роботами, ничем не оправданные "страдания" пилотов. Оценка: 8/10. P.S.: К просмотру - не рекомендую. Итоговый балл высокий - но это просто дань уважения тем усилиям, которые были затрачены на сериал. Есть масса лучших вещей с меньшей оценкой.
Ах, да! Об одном важном пункте я забыл упомянуть в отзыве - в сериале безумно много разговоров. И качество их - это, как говорится, за гранью добра и зла. Может, конечно, виноват перевод, но, на мой взгляд большая часть монологов вообще лишена смысловой нагрузки. "Страдания - лишь слёзы под проливным дождём", бла-бла-бла... Есть такое правило - если вы чего-то не понимаете, вас обманывают. Вот ближе к концу "Gasaraki" это особенно заметно - персонаж разражается потоком слов - и вы понимаете, что они просто не складываются воедино - какой-то набор разрозненных фраз. Заявляю решительно - меньше болтовни! Хороший диалог/монолог - это замечательно, но хороший - это, например, набросок пера детективщика Раймонда Чандлера, или "Флетч" Джона Макдональда - а уж никак не стенограмма выступления местных ораторов. В общем, ещё один минус этой многострадальной работе.
|