Год назад на небосводе ярко полыхнула хвостатая звезда по имени Искусство меча онлайн. У многих посыпались искры из глаз и перехватило дыхание от визуальных красот виртуальных миров, другим стало тепло на сердце от одной из самых романтических историй в аниме. Последовали, само собой, и иные психосоматические реакции, о которых в приличном обществе принято не упоминать. Что же помешало популярному произведению выйти на стабильную орбиту и занять свое место в плеяде выдающихся работ? Ответ типичен: наличие серьезных достоинств, обеспечивших внимание публики, и обилие разнокалиберных недостатков, сделавших его легкой мишенью для критики. К достоинствам, помимо двух вышеперечисленных, я отношу удачный подбор актеров и музыки, хорошую проработку мотивации персонажей (хотя самим им явно недостает мелких черт) и стержневая идея всего книжного цикла: человеческие эмоции и отношения не видят различий между реальным и виртуальным мирами. С изъянами все сложнее: без четкой систематизации можно легко заплутать и скатиться в желчные придирки. Я разделяю их на две большие группы: 1. следствия излишней близости к оригиналу, 2. неудачные отступления от первоисточника. По 1-му пункту скажу только, что при экранизации вырезали целый ряд совсем уж спорных моментов, что не лучшим образом говорит о качестве исходного материала, вопреки расхожему заблуждению об "аниматорах, которые все портят". На следущем пункте стоит остановиться поподробнее. Я, даже не читая ранобе, заметил некую пустоту вокруг меча во 2-ой серии, которому автор позднее посвятит целый рассказ. Этот сомнительный шаг можно было бы оправдать нежеланием сбавлять темп, заданный первой серией, если бы не последовавшее затем отступление от основной сюжетной линии. Вообще, сценарист явно схалтурил: криво поработал ножницами, без лишних мыслей разместил события в хронологическом порядке, походя убив одно из достоинств книги - ее "фигурную поэтичность" (литературный цикл про компьютерные игры, структурно напоминающий игровой сериал с "сиквелом", "вбоквелом", "патчами", "аддонами" и "DLC"); наспех слепил скотчем отдельные куски. Альвхейм в этом плане гораздо целостнее. Вторую половину сериала принято ругать за Сугуху и Шуго. Режиссер и впрямь перегнул палку с натурализмом, показывая развитие мысли автора, что истинное лицо человека может раскрываться в его игровом аватаре (Лифа и Оберон), когда на человека не давит общество с его моралью и правилами. По всем остальным параметрам второй полусезон уступает первому. В итоге ставлю 8 "на вырост", исходя из потенциала тематики "кибер-фэнтези".
|