World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Артюр Рембо (Arthur Rimbaud)

Дата рождения:20.10.1854 г.
Дата смерти:10.11.1891 г.

 Материалы предоставлены проектом Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ)


РЕМБО Артюр [Jean Arthur Nicolas Rimbaud, 1854-1891] - выдающийся французский поэт. Биография Р. необычайна. Родился он в Шарлевиле в небогатой мелкобуржуазной семье. В детском возрасте Р. бунтовал против домашнего гнета, религиозного воспитания, ханжества провинциальных мелких буржуа. В период Франко-прусской войны подросток Р. насмехался над патриотами. В 1871, попав в Париж, участвовал в борьбе Коммуны. Очутившись после парижских баррикад в провинциальном захолустьи, Р. послал свои стихи в Париж к Верлену (см.), тогда уже известному поэту, и вскоре получил приглашение в столицу. Знакомство с Рембо превратилось у Верлена, человека неуравновешенного, в пылкую дружбу, повидимому сексуально окрашенную. Вместе с Верленом Рембо странствовал по Франции и Бельгии, довольно долго жил в Лондоне. В Брюсселе после крупной ссоры Верлен стрелял в Р., ранил его и попал на два года в тюрьму. Р. снова пришлось прожить некоторое время в провинции, где он в 1873 напечатал (единственную, изданную лично им) книгу стихов и прозы "Une saison en enfer" (Четверть года в аду). Попытки Р. проникнуть в прессу не удались. Понемногу жизнь Р. превратилась в настоящий приключенческий роман. Р. отправился бродить по Германии, Швейцарии, Италии, подумывал даже о России. Записался волонтером в карлистские войска, затем поступил в голландскую армию, но по прибытии на Яву дезертировал, рискуя головой. Одно время Р. служил в кипрских каменоломнях, разъезжал с цирком и т. д. Отказавшись от многих ранних мечтаний, в том числе и от мечты о лит-ой славе, Р. в качестве торгового агента поселился сначала в Адене, затем в Абиссинии, где и прожил свыше 10 лет, совершая торговые экспедиции в глубь страны. Постепенно изменились все убеждения и вкусы Р. Он принялся копить деньги, чтобы со временем начать "солидную" жизнь. Но как раз в эту пору началась поэтическая слава Р. Давние друзья издали его стихи, Верлен написал о нем яркую статью. Вести об этом доходили к Рембо, но, покончив с химерами, он о своем лит-ом прошлом отзывался пренебрежительно. В феврале 1891 Рембо, упав с лошади, заболел и был вынужден ехать в Европу уже для лечения. А в ноябре того же года поэт умер в Марсельском госпитале мучительной смертью.

Лит-рой Р. занимался каких-нибудь 4 года, в возрасте 16-20 лет. Но значение этих юношеских опытов таково, что в Р. приходится видеть одного из крупнейших французских поэтов XIX в. Творчество Р. поучительно тем, что неразрывно связано с первым периодом биографии поэта, важнейшим моментом к-рой является участие его в борьбе Парижской Коммуны. Основной пафос творчества Р. - это пафос протеста радикальной мелкой буржуазии и деклассированных, отчасти люмпен-пролетарских низов против порядков Второй империи. Некоторые юношеские вещи Р. написаны в парнасском духе, но наряду с этой подражательностью тогда же намечалась у Р. другая творческая линия - линия гражданской лирики в духе Гюго - "Le forgeron" (Кузнец), а также очень непосредственная личная лирика, бытовые зарисовки, шаржи. Как бы прощаясь с застывшими традициями Парнаса, Р. написал в 1870 злую пародию на излюбленный парнасцами образ Венеры, рождающейся из морской пены (богиня у Р. вылезает из зеленой ванны жирной, татуированной женщиной, с омерзительной язвой на заду). Он стремительно перешел к своеобразнейшим стихам, насыщенным прежде всего политическим и антирелигиозным содержанием, - к стихам, полным издевательства над казенными публицистами, империей, военщиной, попами, буржуазными обывателями, версальскими палачами. Значительная часть этих стихов была написана Р. уже после разгрома Коммуны. Однако отсутствие у Р. определенного, классово-революционного миропонимания, отсутствие связей с передовой общественностью (правда, тогда рассеянной), полное одиночество поэта в условиях провинциальной жизни не могли содействовать укреплению Р. на революционной позиции в годы реакции. В некоторых последних его стихах чувствуется безудержная ярость мятежника, но вместе с тем Рембо, находясь в захолустьи, попытался экзотически преобразовать омерзительный мир, написал поэму "Bateau ivre" (Пьяный корабль), сонет о цветных гласных ("Voyelles") и т. п. Однако в новейшем издании "Стихов" (Poesies) в качестве заключительного стихотворения недаром стоят "Les corbeaux" (Вороны), этот реквием Коммуне, этот стон о разгроме. Оттого, учитывая все противоречия творчества и жизни Р., генетическую связь между мелкобуржуазными и люмпенпролетарскими настроениями раннего Р. и позднейшим превращением поэта в колонизатора, ни в коем случае нельзя игнорировать основное, по существу революционное содержание лит-ого наследия Р.

Как художник слова Рембо является новатором. От выверенного стиха парнасского склада Р. быстро перешел к нарочитому пренебрежению цезурами, к сознательному нарушению классической строфики, к свободным диссонансам. Стихи его поражают обилием самых смелых метафор и сравнений. Примечательно в поэзии Р. безбоязненное использование жаргона и прозаической разговорной речи. В его страстных сатирах нередки также площадные ругательства, бросаемые со всей прямотой в лицо врагу. Немало у Р. очень экстравагантных тем - "Les chercheuses de poux" (Ищущие в волосах), "Oraison du soir" (Вечерняя молитва) и мн. др., написанных явно в порядке вызова, но неизменно лиричных.

Быть может менее значительна проза Р. - его "Les illuminations" (Озарения) и "Une saison en enfer" (Четверть года в аду). Впрочем ее словесная выразительность чрезвычайно высока. Обычные приемы поэзии перенесены Р. именно в прозу. Указывая на декадентский спад в творчестве Р., данные произведения, как и некоторые поздние стихи, свидетельствуют об уходе этого мелкобуржуазного художника в область вымысла, уходе, вынужденном гнетущими впечатлениями французской действительности после 1871.

Влияние Р. сказалось на целом ряде французских писателей и поэтов. Но преемниками Р. заимствовалась и заимствуется меньше всего идейная направленность лучших вещей поэта. В России творчество Р. было усвоено нашими символистами, позже повлияло и на футуристов.

Буржуазия давно уже создала свою версию о Р. Из его творческого наследия обычно извлекаются наиболее субъективные и фантастические вещи вроде "Пьяного корабля", сонета "Гласные" и т. п. Политический же характер творчества Р. обычно игнорируется или перетолковывается на самые различные лады. Первые биографы, исследователи и издатели Р. не останавливались даже перед исправлением его произведений и писем, а также соответствующим образом компановали тексты. Только в сравнительно недавнее время в работах М. Кулона и др. замечается приближение к более верному пониманию творчества и личности Р. В России неправильное представление о Р. было усвоено большинством писавших о нем. В советское время появились иные суждения о Р., но подлинная оценка поэта все еще впереди.

Библиография: I. ?uvres completes de A. Rimbaud, annotees par Paterne Berrichon, P., 1912; ?uvres completes, t. I-III, ed. de la Banderole, P., 1922; Une saison en enfer, Bruxelles, 1873, P., 1914, 1929: Les illuminations, P., 1886, 1914; Poesies completes, P., 1895, 1922, 2-me ed., 1929; Lettres, P., 1899; Русск. перев.: Брюсов В., Русские символисты, вып. III, М., 1895 (1 стих.), и "Французские лирики XIX в.", изд. 2, в Полном собр. сочин. В. Брюсова, т. XXI, кн-во "Сирин", СПБ, 1913 (3 стих.); Эренбург И., в кн. "Поэты Франции", кн-во "Гелиос", Париж, 1914 (2 стих.); Сологуб Ф., в сб. "Стрелец", кн. I и II, П., 1915-1916 (проза); Иолэн Мар, в сб. "Центрифуга", сб. 2-й, М., 1915 (2 стих.); Анненский И., в "Тихих песнях", изд. 2, П., 1923 (2 стих.), и в "Посмертных стихах", кн-во "Картонный домик", П., 1923 (1 стих.); Петников Г., в веч. вып. "Красной газеты", Л., 1927, № 171 от 28 июля (3 стих.), и в лит.-худ. сб. "Красная панорама", № 11 за 1929 (1 стих.); Лившиц Б., в кн. "От романтиков до сюрреалистов", изд-во "Время", Л., 1934 (6 стих.), и в "Звезде", 1935, № 2 ("Пьяный корабль"); Бродский Д., перев. "Пьяного корабля", "Литературная газета", 1929, № 11 от 1 июля; Гатов А., Бродский Д., Багрицкий Э. и Штейнберг А., в сб. "Революционная поэзия Запада XIX в.", изд-во "Огонек", Москва, 1930 (3 стих.); Левит Т., в журн. "Вестник иностранной литературы", 1930, № 4 (3 стих. и проза); Поступальский И., в "Красном студенчестве", 1931, № 32-33 (1 стих.). См. также в т. I "Мировой музы", составл. С. Городецким, СПБ, 1913 (прилож. к журн. "За 7 дней"), перевод "Пьяного корабля", сделанный Эльснером В., и перепечатку переводов Брюсова и Анненского; перепечатки есть и в "Антологии современной поэзии", под ред. Ф. Самоненка и В. Эльснера, Киев, 1912. Отдельного издания русских переводов Рембо пока нет.

II. Verlaine P., Les poetes maudits, Paris, 1884 (и след.); Gourmont R., de, Le livre des Masques, t. I, Paris, 1896 (и след.); Berrichon P., La vie de J. A. Rimbaud, Paris, 1897; Его же, J. A. Rimbaud: Le poete, Paris, 1912; Delahaye E., Rimbaud, Reims, 1905; Zweig S., Arthur Rimbaud, "Die Zukunft", 1907, 23/II, S. 300-305; Beraud H., Les sources d’inspiration du "Bateau ivre", "Mercure de France", 1922, 1 Janv., p. 103; Lalou R., Histoire de la litterature francaise de 1870 a nos jours, P., 1923; Coulon M., Le probleme de Rimbaud, Nimes, 1923; Его же, La vie de Rimbaud et son ?uvre, P., 1929; Carre J. M., La vie aventurueuse de Jean-Arthur Rimbaud, P., 1926 (романизованная биография); Его же, La pseudo destruction d’une Saison en enfer, "La revue europeenne", 1926, novemb.; Его же, Rimbaud a-t-il detruit sa "Saison en enfer"?, "Les nouvelles litteraires", 1926, 18 septemb.; Strentz H., Arthur Rimbaud, son ?uvre, P., 1928; Ruchon F., Jean-Arthur Rimbaud, P., 1929 (с библиограф.); Melera M., Rimbaud, P., 1930; Sausy L., Du nouveau sur Rimbaud, Le texte exact des "Voyelles", "Les nouvelles litteraires", 1933, 2 novemb.; Венгерова З., Литературные характеристики, кн. I, СПБ, 1897 ("Поэты-символисты во Франции"); Гиляров А., Предсмертные мысли XIX в. во Франции, Киев, 1901; Коневский И., Стихи и проза, кн-во "Скорпион", М., 1904 (в ст. о Лафорге); Михайловский Н., Литературные воспоминания и современная смута, т. II, изд. 2, ред. журн. "Русское богатство", СПБ, 1905; Аничков Е., Предтечи и современники, изд-во "Освобождение", СПБ, 1910 (в ст. о Верлече); Брюсов В., Поль Верлен, Собрание стихов, кн-во "Скорпион", М., 1911; Его же, Французские лирики XIX в., изд. 2, в Полн. собр. сочин., т. XXI, СПБ, 1913; Реми де Гурмон, Книга масок, перев. Е. Блиновой и М. Кузьмина, кн-во "Грядущий день", СПБ, 1913; Бобров С., Жизнь и творчество Артюра Римбо, "Русская мысль", 1913, № 10; Эренбург И., Поэты Франции, кн-во "Гелиос", Париж, 1914; Карре Ж.-М., Жизнь и приключения Жана-Артура Рембо, перев. Б. Лившица, изд-во "Прибой", Л., 1927; Рыкова Н., Артюр Рэмбо, в кн. Б. Лившица "От романтиков до сюрреалистов".

III. Monda M. et Montel F., Bibliographie des poetes maudits. II. A. Rimbaud, P., 1927.

И. Поступальский

© 2004 ФЭБ


Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура