Режиссер Китано и Бит Такэси (телевизионный псевдоним), наверное, два разных лица. Первое замкнуто, задумчиво, несколько поэтично и совсем непонятно. Второе, наоборот, весело, лучезарно, слегка шаловливо и жизнерадостно. Первое бежит от интервьюеров и сжимается калачиком в углу своего гостиничного бункера. Второе одаривает гостя градом праздничных перлов в неподражаемом стиле великолепного Энди Кауфмана. Первое можно окрестить европейским. Второе же чисто японское. Каждое его лицо имеет своих приверженцев, каждый его фильм — это настоящее событие, а его передачи — уроки мудрого восприятия жизни.
Такэси Китано родился 18 января 1947 года в Токио. Рос в бедной семье в пригородном районе города. Жестокая политика улицы и весьма сдержанный быт сделали мальчика закаленным и готовым к взрослой жизни, а суровое отцовское воспитание и принуждение к серьезному домашнему образованию помогли Такэси сформировать его теперешнее мировоззрение. В школе и университете Китано учился сдержанно, но, в целом, по окончании университета планировал устроиться на один из современных технически оснащенных токийских заводов по производству легковых автомобилей. Устроиться на такой завод в пик бурного роста японской индустрии было признаком хорошего тона и правильного планирования собственной жизни. Но, к счастью, Такэси Китано оказался совсем другим человеком.
Видя непрекращающиеся бессознательные попытки своих сокурсников попасть во все возвышающуюся волну японской индустрии и осознавая свое стремление к творчеству и индивидуальности, Китано бросает университет, чтобы попробовать себя в шоу-бизнесе. В 1972 году вместе с другом Китано организовывает комический дуэт Two Beats, который в мгновение прославит как одного, так и второго «Бита». Только Китано на этом не остановится, с этого момента он будет крутиться как белка в колесе, чтобы отдать всего себя беспрерывному творческому процессу. Он будет сниматься на телевидении, развлекать детей различными номерами, сниматься в комедийных и романтических телесериалах, рекламе и кино, писать статьи в газетах и журналах, принимать участие на открытых фестивалях и фестивалях для VIP-персон, рисовать, рецензировать кино, делать спортивные прогнозы и многое-многое другое. Такэси Китано, наверняка, запомнится японцам не как величайший режиссер, талантливейший при всей своей витиеватости актер и деятель искусства, а как самая разносторонняя национальная поп-персона.
Для всего же остального мира Такэси Китано родился с выходом фильма «Сонатина» (1993) на большом Каннском киноэкране. Режиссированный Китано фильм произвел фурор на фестивале; и о новом творце японского кино поползли слухи по всему миру. Докопались не до многого. Оказалось, что до «Сонатины» Китано снял всего три фильма, и снялся в шестнадцати (за более чем десять лет), да и те, которые Китано режиссировал, представляли собой жуткий по непонятности артхаусный эксперимент: «Жестокий полицейский» (1989), «Точка кипения» (1990) и «Сцены у моря» (1991). Первые два и «Сонатину» (фильмы, повествующие о разборках между собой жестоких японских банд и мафиозных группировок) критики сразу же окрестили трилогией «о жизни и смерти японской мафии». Со «Сценами у моря», картиной, которая до сих пор остается самой нетипичной в творчестве автора, даже не стали разбираться, оставив на потом все попытки глубоко и правильно оценить данное творение японского кинорежиссера. Но самым проблемным произведением оказалась «Сонатина» — трагичная драма, боевик, триллер, комедия и многое-многое другое; фильм, который явно говорит по-фестивальному о серьезном, но уж как-то больно куце и невнятно.
В 1994 году Такэси Китано попадает в автокатастрофу. Чудом остается жив, но получает многочисленные травмы и увечья, причем как физические, так и психологические. В этом же году Китано снимает фильм «Что-нибудь получил?», витиеватую комедию со следами явного психологического напряжения и стресса.
Его следующий фильм (драма «Ребята возвращаются» (1996)) отмечен множеством национальных кинонаград. Картина повествует о двух приятелях, бывших школьниках, которые пытаются найти себя в жизни, но не найдя возвращаются на школьный двор. Очень серьезная драма не имела отклика в Европе и Америке, но нашла второе дыхание у себя на родине.
А вот следующие фильмы Китано угодили всему миру без исключения — это «Фейерверк» и «Кикудзиро». Очень похожие по концепции построения, но разные по жанру, наполненные духом Японии, картины стали лицом творчества режиссера и прекрасным примером хорошей актерской игры. «Фейерверк» — драма, «Кикудзиро» — добродушная комедия, но все: и критики и зрители, наперебой отмечают типичность и близость двух этих работ. Единственные отличия — в степени суровости, драматизма и жестокости.
В своей работе над фильмом «Брат якудзы» (2000) Такэси Китано возвращается к теме хладнокровного восприятия жизни японскими мафиозными группировками. Довольно посредственная работа Китано. Чего нельзя сказать о фильме «Куклы» (2002), где Китано выступил в роли романтичного трагика и поэта, поведав миру о трех мифических историях любви, преданности и печали. Фильм отчасти напоминает «Сцены у моря», но в отличие от эксперимента 1991 года «Куклы» намного живее и красочнее, картина более подходит для массового просмотра.
Для будничной повседневности у всесторонне развитого человека Такэси Китано просто не остается времени. Самое большое, что он может себе позволить — это временно увлечься живописью или музыкой. Но лишь временно, потому что дальше — полная творчества жизнь кино, полная красок и повседневного юмора — ТВ. Такэси Китано постоянно ищет что-то новое, иногда возвращается к старому. Но он, безусловно, является одним из самых известных и почитаемых японских деятелей кино (наравне с Одзу, Куросавой, Мидзогути, Ёдзи) и телевидения во всем мире на сегодняшний день.
© citaya.dyndns.org