World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  


 Эдвард Нортон


Имя по-английскиEdward Norton
Дата рождения18.08.1969 г.
Полмужской
Место рожденияБостон, США
Wiki вики (en) вики (ru)
На английскомimdb 
На русскомozon 
Тегиактер, работал в сша, американцы

Многие наверняка помнят, с какой скоростью на небосклоне Голливуда взошла звезда Эдварда Нортона, который после первой же роли начал получать предложения одно заманчивее другого и, соответственно, отметился в ряде заметных картин, причём большей частью – в постановке признанных мастеров. А между тем, если верить внутренним источникам «фабрики грёз», партия Аарона, писавшаяся в расчёте на Леонардо ДиКаприо, не которую – после отказа кумира – никому не известный дебютант1 был выбран из 2000 претендентов, произвела фурор уже на тестовых просмотрах «Первобытного страха» /1996/! И вскоре, после закономерного успеха психопатологического триллера Грегори Хоблита в кинопрокате, последовали номинации на «Золотой глобус» и «Оскар»…

Наверное, это тот редкий случай, когда можно со всей ответственностью заявить: артист от Бога. Урождённый Эдвард Харрисон Нортон, появившийся на свет 18-го августа 1969-го в Балтиморе, штат Мэриленд, в достаточно обеспеченной семье, лишь на первых порах продолжал дело своих уважаемых и состоятельных родителей, поработав в компании отца и проучившись в Йельском университете на историческом факультете. Подозреваю, что гораздо важнее для Нортона являлось постижение искусства лицедея, начатое в раннем детстве (с восьми лет!) и продолженное2 в труппе нью-йоркского театра Signature, руководимого выдающимся современным кинодраматургом Эдвардом Олби. Так что обращение к кинематографу было рано или поздно неизбежным.

Исполнение Эдвардом Нортоном роли Аарона сравнивали с игрой Дастина Хоффмана, восторгаясь не менее убедительным перевоплощением в образ умственно отсталого парня, причём перед дебютантом стояла даже более сложная задача, учитывая финальную разгадку. Зритель оказывается примерно в той же ситуации, что и адвокат Мартин Вэйл (Ричард Гир), искренне считавший себя не имеющим равных в уме и проницательности, который тем не менее терпит сокрушительное поражение… Потрясающе! Не удивительно, что партия моментально привлекла внимание мэтров. И если появление в ироническом мюзикле Вуди Аллена «Все говорят, что я тебя люблю» /1996/ можно считать несерьёзным, шуточным, то образ Алана Айзекмэна у Милоша Формана стал новым достижением. Учитывая, что именно он вёл долгое, изматывающее дело «Народ против Ларри Флинта», попутно снося издевательства и насмешки эксцентричного порномагната – издателя журнала «Хастлер», не слишком удивляешься тому обстоятельству, что Эдварду, пожалуй, удаётся одержать над Вуди Хэррелсоном верх в напряжённой актёрской дуэли.

Формана настолько впечатлило сотрудничество с Эдвардом Нортоном, что он так и не мог выбрать между ним и Джимом Кэрри в качестве исполнителя роли комика Энди Кауфмана, «человека на Луне», предоставив решать студии, где утвердили Джима. Но Эдварда это вряд ли расстроило: следом зрители увидели актёра в ещё двух картинах, получивших «культовый» статус. В «Шулерах» /1998/ он составил тандем с другим вундеркиндом своего поколения – Мэттом Дэймоном, одновременно единомышленником и конкурентом3, погрузившись в мир профессиональных игроков в покер. И ещё больший резонанс, включая вторую номинацию на награду Американской киноакадемии, вызвала противоречивая криминальная драма «Американская история Икс» /1998/. Нортон предстал в неожиданном обличии – неонациста, который после выхода из тюрьмы отказывается от радикальных взглядов и пытается отвадить с опасного пути младшего брата.

И всё же подлинным прорывом и, пожалуй, наивысшим (за первые полтора десятилетия карьеры) достижением Эдварда Нортона стала блистательная партия в «Бойцовском клубе» /1999/. Его безымянный Повествователь настолько легко и безвозвратно затягивает в бездну безумия, что зритель не в состоянии прийти в себя вплоть до шоковых финальных кадров! Нортон демонстрирует потрясающую динамику, завораживая процессом трансформации скромного и одержимого массой комплексов «белого воротничка» в бесстрашного любителя подпольных боёв, а затем – и невольного участника глобального заговора. Открытие, сделанное нортоновским персонажем в самом финале, даровало актёру уникальную возможность продемонстрировать реакцию человека, в сознании которого – не меньше – перевернулось устройство мироздания.

Впрочем, в дальнейшем Эдвард Нортон не стал развивать тему, опасаясь утратить чувство меры. В жизнерадостных, хотя и не лишённых сатирической остроты, кинокомедиях «Сохраняя веру» /2000/4 и «Достать Смучи» /2002/, в триллерах «Медвежатник» /2001/, «Красный Дракон» /2002/ и «Ограбление по-итальянски» /2003/, в грустных социально-криминальных драмах «25-й час» /2002/ и «Это случилось в Долине» /2005/ остались лишь отблески былых мотивов и тем. Фирменная нортоновская глубина, выливающаяся – в пределе – в шизофреническое расщепление личности, не подразумевает тиражирования образов. И, скажем, роль «невероятного Халка», которая бы составила честь другой «звезде», представляется для Эдварда сугубо коммерческой, проходной.

В 2003-м английский журнал GQ назвал Эдварда Нортона «Международным человеком года» – заслуженное, закономерное признание. В чём же секрет его успеха? «Я чувствую, будто у меня есть тайный ключ от любой двери», – сказал актёр в интервью, данном Марджори Россен для американского издания Parade5. Возможно, высказывание не лишено иронии. И всё-таки не покидает ощущение, что многочисленные почитатели нортоновского таланта и сами отметили незаурядные пробивные способности, острый и быстро реагирующий на меняющуюся ситуацию ум, незаурядную реакцию, присущие не только героям, но и – самому исполнителю.


__________
1 – Ранее были лишь кинопробы к ряду картин, не принёсшие результатов.
2 – Начиная с постановки пьесы «Фрагменты».
3 – К двум выигрышным партиям Мэтта (у Стивена Спилберга и Фрэнсиса Форда Копполы) Эдвард некоторое время присматривался.
4 – Между прочим, ставшей режиссёрским дебютом артиста.
5 – Опубликовано в номере от 9 апреля 2000-го, стр. 14.
© Евгений Нефёдов, World Art, 2010.10.24 г.








фильм
фильм «Медвежатник»


фильм


фильм


фильм
фильм «Стоун»


фильм


фильм
фильм «Иллюзионист»


фильм
фильм «Иллюзионист»


фильм


фильм


фильм


фильм


фильм


фильм


Роли в кино:

2023 — Экстраполяции - в 1 эпизоде
— эпизод #1.04 2059: Face of God [2023.03.24]
2023 — Город астероидов 5.6/10 (14)
2022 — Достать ножи: Стеклянная луковица 6.5/10 (40)
2021 — Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан» 7.4/10 (22)
2019 — Алита: Боевой ангел 7.5/10 (182)
2019 — Сиротский Бруклин 7.5/10 (20)
2018 — Остров собак 8.3/10 (73)
2018 — Робин Уильямс: Загляни в мою душу (документальный фильм)
2016 — Полный расколбас 6.2/10 (65)
2016 — Призрачная красота 8.0/10 (39)
2014 — Бёрдмэн 7.6/10 (83)
2014 — Отель «Гранд Будапешт» 8.3/10 (154)
2013 — Сэлинджер (документальный фильм)
2013 — 2000 — Симпсоны - в 2 эпизодах
— эпизод #24.18 Pulpit Friction [2013.04.28]
— эпизод #12.07 The Great Money Caper [2000.12.10]
2012 — Диктатор 6.6/10 (81)
2012 — Эволюция Борна - Эрик Байер 6.9/10 (67)
2012 — Королевство полной луны 7.9/10 (68)
2010 — Стоун 5.4/10 (20)
2009 — Изобретение лжи 7.1/10 (27)
2009 — Травка - Билл 6.6/10 (12)
2009 — Семейные ценности - Иззи, в 1 эпизоде
— эпизод #1.08 Great Expectations [2009.11.18]
2008 — Гордость и слава 7.6/10 (24)
2008 — Невероятный Халк - Брюс Баннер 6.6/10 (171)
2008 — Ворвавшиеся на волне (документальный фильм)
2008 — Playboy: Девочки плейбоя - в 1 эпизоде
— эпизод #5.08 Kentucky Fried [2008.11.23]
2006 — Разрисованная вуаль - Уолтер Фейн 8.2/10 (86)
2006 — Иллюзионист - Айзенхайм 8.2/10 (309)
2005 — Царство небесное - Король Болдуин 7.6/10 (193)
2005 — Это случилось в долине - Харлан
2004 — После заката - в титрах не указан
2003 — Ограбление по-итальянски - Стив 7.4/10 (56)
2002 — 25-й час - Монти Броган 6.8/10 (34)
2002 — Красный Дракон - Уилл Грэм 7.7/10 (115)
2002 — Убить Смучи - Шелдон / Смуч 5.8/10 (11)
2002 — Фрида - Рокфеллер 8.2/10 (92)
2001 — Медвежатник - Джек Теллер 7.0/10 (27)
2001 — Концерт в Нью-Йорке (документальный фильм)
2000 — Сохраняя веру - Отец Брайан Финн 7.3/10 (12)
1999 — Бойцовский клуб - Голос за кадром / Джек 8.8/10 (3083)
1998 — Шулера - Лестер Мерфи 7.5/10 (19)
1998 — Американская История Икс - Лидер скинхэдов Дерек Виньярд 8.5/10 (708)
1996 — Все говорят, что я люблю тебя - Холден
1996 — Народ против Ларри Флинта - Айзекмен 7.5/10 (52)
1996 — Первобытный страх - Аарон Стэмплер 8.3/10 (43)

Режиссер в кино:

2019 — Сиротский Бруклин 7.5/10 (20)
2000 — Сохраняя веру 7.3/10 (12)

Сценарий/идея в кино:

2019 — Сиротский Бруклин 7.5/10 (20)

Продюсер в кино:

2012 — Спасибо за обмен
2009 — Травка 6.6/10 (12)
2006 — Разрисованная вуаль 8.2/10 (86)
2005 — Это случилось в долине
2004 — Грязная работа
2002 — 25-й час 6.8/10 (34)
2000 — Сохраняя веру 7.3/10 (12)

Другие роли в кино:

2005 — Это случилось в долине - монтаж




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура