Кинен Айвори Уэйнс
Имя по-английски | | Keenen Ivory Wayans |
Дата рождения | | 08.06.1958 г. |
Пол | | мужской |
Место рождения | | Нью-Йорк, США |
Кому довольная, надрывающая от смеха животы публика должна сказать «спасибо» за возможность поглумиться над страшным, очень, очень страшным кино, «зловещим порождением Голливуда», если чуть перефразировать Владимира Высоцкого? Ответ будет очевидным, если обратить внимание на то, что картина является всё же не просто пародией с сильным привкусом абсурда, сотворённой в лучших традициях зачинателей данного направления: Мела Брукса и трио Цукер-Абрахамс-Цукер. «Очень страшное кино» ещё и продолжает посмеиваться над специфически негритянскими фильмами, радующими, начиная с первой половины 1970-х, афро-американскую часть аудитории кинотеатров. С момента выхода ленты клан Уэйнсов (или Уэйансов) получил чуть ли не официальное признание во всём мире – и их следующие работы тоже, чуть ли не по инерции, пользовались солидным спросом, зачастую уже не отличаясь хорошим вкусом, равно как и остроумием. И дорогу братьям1, а затем – детям и племянникам, проложил своей грудью Кинен Айвори, снимавшийся (и снимавший), как говорится, редко, но, как говорится, метко.
Итак, будущий комедиант и кинематографист появился на свет 8-го июня 1958-го года в Нью-Йорке, оказавшись вторым из десяти (!) детей в семье. Его отец Хауэлл занимал скромную должность менеджера в супермаркете, а мама Эльвира трудилась социальным работником, так что Кинену Айвори пришлось добиваться всего самостоятельно. После окончания средней школы Сьюард-парка родители, правда, помогли ему поступить на Таскеджийский университет, расположенный в штате Алабама. Вот только сын вскоре бросил престижное учебное заведение, поскольку не видел себя инженером, а мечтал пойти тропой боготворимого им Ричарда Прайора. «Прайор запустил всё это», – объяснял Уэйнс позже, напирая и на идеологический, и на стилистический прорыв, сделанный Ричардом. Вдохновлённый примером кумира, Кинен Айвори Уэйнс начал сольную карьеру в качестве комика-разговорника (в манере т.н. «standup comedy») на сценах ночных клубов Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Тёплый приём публики убедил: надо приниматься за штурм экрана.
Ранние партии Уэйнса на ТВ, в сериалах «Выше здоровье!» и «ЧиПы», остались незамеченными. Даже приглашение легендарного Боба Фосса изобразить практически самого себя, темнокожего комика, в драме «Звезда 80» /1983/ не вызвало резонанса, хотя оказалось символичным. Первой серьёзной работой стала военная драма «Во имя любви и славы», где он исполнял роль рядового Дьюка Джонсона на протяжении двенадцати эпизодов. Однако это, равно как и иные мимолётные появления на телевизионном экране, погоды не сделало.
Проблеск надежды даровала встреча с Эдди Мерфи, на которого его талант произвёл сильное впечатление. Настолько, что тот привлёк коллегу в качестве продюсера и автора одного из скетчей в собственный фильм-концерт «Эдди Мерфи без купюр» /1987/, снискавший большой (тем более для подобного проекта!) коммерческий успех. Это позволило Кинену Айвори объединить усилия с собратом Робертом Таунсендом и попробовать себя в ультрамалобюджетной сатирической комедии «Голливудская тусовка» /1987/, представ в облачении злодея Джерри Карла. «Культовый» статус, полученный картиной, позволил Уэйнсу сделать более серьёзную заявку.
Такой заявкой оказалось следующее уэйнсовское детище – колкая и далеко не глупая пародия «Я доберусь до тебя, щенок» /1988/, мастерски (не в бровь а в глаз!) высмеивающая всю славную линию крутых «блэксплуататорских» опусов, доказывая, что в эпоху постмодернизма даже у обитателей небогатых гетто самоиронии с избытком. Кинен Айвори Уэйнс дебютировал в режиссуре, выступил продюсером, сценаристом, но что главное – отлично исполнил ведущую партию, нарисовав в образе Джека Спейда едкую карикатуру на типажи вроде незабвенного Шафта. Особенно порадовал финал, недвусмысленно заявляющий: пришло новое время – время сурового рэпа.
В то, что время пришло, Уэйнсы уверовали и сами. Совместно с единокровными Дэймоном, Кимом, Марлоном и Шоном Кинен Айвори начинает, по сути, «семейное» юмористическое ТВ-шоу «В естественном цвете», вскоре воспринятое в качестве попытки низвержения главного аналогичного проекта Америки – «Прямого эфира в субботу вечером». Во всяком случае это был чуть ли не первый (с момента взлёта популярности SNL) случай массового покорения большого экрана комиками – выходцами из соответствующей телевизионной передачи. Помимо самих Уэйнсов вскоре взлетели на Олимп славы Джим Кэрри и Джейми Фоккс, а кроме того, впервые привлекла к себе внимание Дженнифер Лопес – как участница ансамбля Fly Girls, исполнявшего зажигательные танцы в ритме хип-хопа. Разница лишь в том, что теле-шоу продержалось не слишком долго, и первым, кто почувствовал исчерпанность открытой золотоносной жилы, оказался именно Кинен Айвори Уэйнс.
Что естественно, поскольку актёр всё увереннее чувствовал себя в кинематографе. Его второй бенефис, «Грязный негодяй Шэйм» /1994/, являющийся уже, скорее, ироническим боевиком, это с блеском подтвердил. Ещё успешнее с лёгкой руки Уэйнса, отметившегося в небольшой, но колоритной роли Мэйлмэна, оказался фарс «Не грози Южному централу, попивая сок у себя в квартале» /1996/, вознёсшийся от осмеяния blaxploitation к вышучиванию серьёзных социальных драм о тяжком существовании на улицах гетто. А вот попытки слегка сменить амплуа, освоить полноценный боевик, сольно («Разыскиваемый» /1997/) и даже на пару с признанным экранным костоломом Стивеном Сигалом («Мерцающий» /1996/), публика почему-то не оценила…
Как бы то ни было, в преддверии смены столетий Кинен Айвори Уэйнс обрёл себя в новом качестве. Начиная с «Очень страшного кино», он предпочитает по-бендеровски руководить процессом, позволяя купаться в лучах славы братьям, таким же «диким и сбрендившим парням»2. Примерами служат и «сиквел» упомянутой пародии, и «Белые цыпочки» /2004/, и «Малыш» /2006/. А всё-таки жаль, что заокеанский экран так быстро потерял одного из даровитых комедиантов… Или ещё не потерял?
__________ 1 – И в буквальном смысле, и отчасти – в жаргонном значении, обожаемом обитателями густонаселённых цветных районов, расположенных в крупнейших городах США. 2 – Если воспользоваться эпитетом Джей Э. Фернандеса (американский журнал Premiere, номер за июль, т. 19, вып. 10, стр. 86-90).
© Евгений Нефёдов, World Art, 2009.10.04 г.
| |