World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  


 Брюс Ли


Имя по-английскиBruce Lee
Дата рождения27.11.1940 г.
Дата смерти20.07.1973 г.
Полмужской
Место рожденияСан-Франциско, США
Wiki вики (en) вики (ru) вики (ja)
На английскомimdb 
Тегиактер, работал в сша, китайцы
Дочь:Шеннон Ли
Сын:Брэндон Ли
Жена:Линда Ли Кэдвелл

«Вход собакам и китайцам запрещён». Все помнят, что Чен Чжэн из «Кулака ярости» /1972/ сделал с этой оскорбительной табличкой, повешенной японскими оккупантами. И сегодня, наверное, уже никто не станет – вне зависимости от личного отношения к «примитивным» фильмам о восточных единоборствах – оспаривать вклад, внесённый Брюсом Ли в популяризацию древней и самобытной китайской культуры. В благородное дело сближения Востока и Запада. В признание того факта, что истинная сила духа не зависит от национальной принадлежности.

Эта непростая миссия была возложена на плечи Брюса Ли, казалось, самой судьбой. Появившийся на свет1 в Сан-Франциско (во время гастролей отца, артиста кантонской оперы Ли Хой Чена, и его жены Грейс Хо, наполовину немки, наполовину китаянки), урождённый Ли Чжун Фан автоматически получил право на американское гражданство. Тем не менее детство Брюс провёл в Гонконге, где помимо прочего – исполнял небольшие роли в местных фильмах, включая достаточно известные («Рождение человечества» /1946/, «Во всём виноват отец» /1953/), а также изучал модный танец ча-ча-ча, впоследствии одержав победу в чемпионате Сянгана.

Переломный момент в жизни Брюса Ли связан, разумеется, с решением изучать боевые искусства. С тринадцати лет он начал постигать технику вин чун под руководством легендарного Ип Мана, а спустя три года – учился у другого мастера, Вона Шуна-Леона. В дальнейшем Брюс, преодолевая традиционные самоограничения приверженцев кунг-фу, скептически, а то и откровенно презрительно относившихся к зарубежным школам, вбирал лучшее от каждого направления (в частности, от бокса, джиу-джитсу и дзюдо2) и в итоге – синтезировал собственный стиль джит кун до, т.е. ‘путь опережающего кулака’. Позднее, после переезда в США, Ли стал практиковать и приём в ученики всех желающих, вне зависимости от наличия китайской крови – и даже отстоял это право на ринге, победив представителя ортодоксально мыслящих мастеров.

Выбранная тактика помимо собственно боевых достижений и сопутствующей славы помогла обзавестись неплохими связями в шоу-бизнесе: среди подопечных Брюса Ли были такие «звёзды», как Стив МакКуин, Джеймс Коберн и Джордж Лэземби. Как следствие, вскоре состоялся дебют на американском телевидении, где он получил роль Като, оказавшись, как шутил, единственным из азиатов, кто мог произнести имя главного героя – Бретт Райд. Поклонникам, по воспоминаниям, таинственный напарник Зелёного шершня, скрывающий лицо под чёрной маской и демонстрирующий чудеса акробатики и бесстрашия, понравился даже больше, чем главный герой, внеся разнообразие в братию невероятно популярных тогда комиксовых персонажей… Впрочем, стереотипы по-прежнему оставались сильны. Отметившись ещё в нескольких циклах («Айронсайд», «Лонгстрит» и др.), а также в кинофильме «Марлоу» /1969/, Брюс Ли так и не сумел реализовать «собственный» проект: продюсеры отдали предпочтение американцу Дэвиду Кэррадайну, запустив в 1972-м году «Кунг-фу». Волей-неволей пришлось возвращаться в Гонконг.

Впрочем, решение оказалось удачным. Местная кинематография как раз набирала обороты, завоёвывая зрителей (в первую очередь азиатских) самобытными боевиками. Уже в «Большом боссе» /1971/, вовсе не поражающем (мягко сказано!) своим техническим, да и профессиональным, уровнем, Брюс Ли покорил умением сокрушать противников, значительно превосходящих числом. Но главной была, несомненно, исключительная внутренняя концентрация, выдававшая огромную силу духа, воистину не ведающего поражений. Ещё впечатляюще эти качества раскрылись в «Кулаке ярости», где герою Брюса Ли пришлось отстаивать честь Родины. Оба фильма, к которым актёр приложил руку и в части хореографии боёв, не просто снискали коммерческий триумф, но и продемонстрировали серьёзность намерений гонконгского кинобизнеса захватить, как минимум, смежные рынки.

Дальше – больше. Ощущая стремительный рост славы, Брюс Ли получает карт-бланш, полностью контролируя свою следующую постановку, «Возвращение Дракона» /1972/: выступив режиссёром, продюсером, сценаристом и, разумеется, исполнив ведущую партию – Тана Луна по прозвищу «Дракон». Перенеся действие в Рим, актёр сделал заявку на европейское, если не мировое, признание! Особенно запомнился кульминационный поединок с самым опасным соперником (в исполнении Чака Норриса), разворачивающийся на фоне развалин Колизея.

Впрочем, вершиной карьеры Брюса Ли по праву считается «Выход Дракон» /1973/, снятый (по активном участии Брюса) Робертом Клаузом и по-прежнему остающийся эталоном в своём жанре. Что ни говори, а Восток и Запад нечасто объединяются в стремлении покарать Зло. Фильм изобилует потрясающими поединками (чего только стоит поиск Хана в зеркальной комнате!), а главное, оригинальной эстетикой, синтезировавшей разные культурные влияния. К сожалению, победоносное шествие фильма – теперь уже в глобальном масштабе – состоялось преимущественно после трагической гибели Брюса Ли в июле 1973-го. Так, по итогам сезона картина попала в число коммерческих лидеров в США и Франции.

Наследие Брюса Ли ни в коем случае не измеряется количеством работ, включая «посмертные» картины («Игра со смертью» /1978/, смонтированная с использованием заранее отснятого материала; «Железный круг» /1978/, по нереализованному сценарию кумира). Ушедший от нас в расцвете творческих сил, он стал одним из неувядаемых кумиров, продолжая оказывать влияние на мировоззрение людей во всём мире и нередко объявляясь экспертами величайшим в XX столетии мастером рукопашного боя. Пресловутое «проклятие Дракона» (хотя и настигшее Брэндона Ли – сына Брюса, тоже ярко заявившего о себе) бессильно перед мифом! И, безусловно, не требует доказательств, что произведения «короля кунг-фу»3 остаются краеугольным камнем в истории своего поджанра, престиж которого с течением времени только вырос.


__________
1 – 27-го ноября 1940-го между 18:00 и 20:00 – в год дракона и час дракона, как любят подчёркивать биографы.
2 – А искусство владения нунчаками (нунтяку), столь эффектно продемонстрированное на экране, – от выдающегося каратиста, японца Хидехико Отиаи.
3 – Если воспользоваться подзаголовком одной из его первых биографий, написанной Деннисом Феликсом и Дэном Этйео (Сан-Франциско, штат Калифорния, изд-во Straight Arrow Books, 1974, ISBN 0879320885).
© Евгений Нефёдов, World Art, 2011.02.01 г.








фильм


фильм


фильм


фильм


фильм


фильм


фильм


Роли в кино:

2020 — Рекорд - в 1 эпизоде
— эпизод #1.05 Fight! [2020.08.19]
2012 — Я – Брюс Ли (документальный фильм)
2010 — Ты думаешь, ты можешь станцевать? - в 1 эпизоде
— эпизод #7.10 Top Nine Perform [2010.06.30]
2009 — Как Брюс Ли изменил мир (документальный фильм)
2002 — Джеки Чан: Быстрый, весёлый и яростный (документальный фильм)
2000 — Брюс Ли: Путь воина (документальный фильм)
1998 — Джеки Чан: Моя жизнь (документальный фильм) 7.6/10 (13)
1995 — Лучший боец (документальный фильм)
1993 — Смерть в результате несчастного случая (документальный фильм)
1993 — Жизнь Брюса Ли (документальный фильм)
1993 — Проклятие Дракона (документальный фильм)
1993 — Кино мести (документальный фильм)
1992 — Боги, наверное, сошли с ума 3
1987 — Брюс Ли: Человек-Легенда (документальный фильм) 8.4/10 (31)
1981 — Башня смерти - Билли Ло 8.2/10 (18)
1978 — Игра смерти 8.2/10 (42)
1976 — Ярость Дракона
1975 — Зелёный Шершень
1973 — Выход Дракона - Ли 8.3/10 (81)
1972 — Кулак ярости 7.9/10 (24)
1972 — Путь дракона 8.4/10 (41)
1971 — Лонгстрит - в 4 эпизодах
— эпизод #1.10 I See, Said the Blind Man [1971.11.18]
— эпизод #1.09 Wednesday's Child [1971.11.11]
— эпизод #1.06 Spell Legacy Like Death [1971.10.21]
— эпизод #1.01 The Way of the Intercepting Fist [1971.09.16]
1971 — Большой босс 7.7/10 (18)
1969 — Марлоу
1966-1967 — Зелёный Шершень - Като (сериал)
1960 — Сирота
1957 — Гроза
1956 — Слишком поздно для развода
1956 — Умные парни дурачатся
1955 — Мы обязаны этим нашим детям
1955 — Любовь, часть 2
1955 — Трагедия сироты
1955 — Любовь
1955 — Сирота
1953 — Перед лицом разрушения
1953 — Во всём виноват отец
1953 — Десять миллионов человек
1953 — Проводник света
1953 — Слёзы матери
1951 — Раннее детство
1950 — Малыш
1948 — Богатство как мечта
1946 — Рождение человечества
1941 — Девочка золотых врат

Режиссер в кино:

2000 — Брюс Ли: Путь воина (документальный фильм)
1978 — Игра смерти 8.2/10 (42)
1972 — Путь дракона 8.4/10 (41)

Сценарий/идея в кино:

2020 — Воин (сериал) 4.8/10 (18)
2000 — Брюс Ли: Путь воина (документальный фильм)
1978 — Игра смерти 8.2/10 (42)
1978 — Железный круг
1972 — Путь дракона 8.4/10 (41)

Продюсер в кино:

1978 — Игра смерти 8.2/10 (42)
1973 — Выход Дракона 8.3/10 (81)
1972 — Путь дракона 8.4/10 (41)




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура