World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Тим Бертон


 Тим Бертон


Имя по-английскиTim Burton
Дата рождения25.08.1958 г.
Полмужской
Место рожденияБербанк, США
Wiki вики (en) вики (ru) вики (ja)
На английскомimdb 
На русскомozon 
Тегипродюсер, режиссер, сценарист, работал в сша, американцы

«Джентльмены, скорее идите к нам! Неужели вы не хотите осмотреть трупики, гробики, склепики и саркофагики?» Примерно с таким риторическим вопросом, заставляя вспомнить Джерома К. Джерома, Тим Бёртон обращается к зрителям на протяжении последних трёх десятилетий. Постановки Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса произвели революцию в прокатной стратегии Голливуда, переориентировав мэйджоров на создание продукции для подростков. Тим, заявивший о себе чуть позже, продолжил и углубил дело мэтров, адресуя собственные произведения той части тинэйджеров, которая кажется не от мира сего, любит витать в облаках и предаваться мрачноватым фантазиям. А оказалось таких на поверку необычайно много…

Тимоти Уолтер Бёртон родился 25-го августа 1958-го года в калифорнийском Бербанке, и, будучи меланхоличным и замкнутым ребёнком, находил отраду лишь в регулярном посещении кинотеатров, обожая дешёвые фильмы ужасов и научно-фантастические ленты. В детстве же увлёкся мультипликацией, попробовав силы в режиссуре несколькими короткометражками.

О начале карьеры Бёртон не очень любит вспоминать, сравнивая работу в крупных анимационных компаниях, особенно на студии Уолта Диснея, со службой в армии. И действительно, достаточно бегло сравнить, скажем, картину «Лис и охотничий пёс» /1981/, на которой Тим работал художником, с его первой зрелой1 работой «Винсент» /1982/, отдающей дань уважения Винсенту Прайсу – легенде кормановских хорроров, чтобы понять их концептуальную и стилистическую несовместимость. Однако берусь утверждать, что этот этап оказался всё-таки важен для формирования неповторимой эстетики режиссёра, привнёсшего «мультипликационное» мышление в игровой кинематограф. К тому же, именно руководство Walt Disney Pictures, всё-таки высоко ценившее дарование новичка, профинансировало создание получасового «Франкенуини» /1984/.

Первой «настоящей» бёртоновской постановкой стало «Большое приключение Коротышки» /1984/, в котором комик Пол Ройбенс предстал в обличии придуманного им Коротышки Германа – как бы рисованного персонажа, ожившего и перенесённого в подлинный мир. Особенно повеселила «киноманская» кульминация, в которой Коротышка попадает на съёмочную площадку – и видит создание очередного опуса про Годзиллу, некогда так впечатлившего режиссёра. Но во всю силу сумрачный талант Тима заблистал в «Битлджусе» /1988/. В памяти зрителей остались не только (не столько?) натуралистичные образы макабрического толка – вроде срывания кожи с собственного лица миссис Мэйтланд, пытающейся таким образом напугать новых хозяев их дома. И даже не грандиозная картина полупустынного загробного мира – вотчины червей исполинских размеров. Лучше всего режиссёрскую сверхзадачу уловил Майкл Китон, демонстрирующий в заглавной роли отменное чувство «чёрного юмора». Бёртоновская сказка, конечно, остаётся страшной, но вместе с тем – приобретает ироничное (а благодаря этому и жизнеутверждающее) звучание.

Неожиданно громкий успех двух первых, весьма экстравагантных работ Бёртона сделал его основным претендентом на осуществление «главного» проекта заката «рейганомики» – крупномасштабного и дорогостоящего возвращения Бэтмена. Поклонники работ Боба Кейна сломали много копий в спорах о достоинствах и недостатках экранизации, но факт остаётся фактом: именно «Бэтмен» со временем стал краеугольным камнем в истории формирования поджанра кинокомикса. Ещё удачнее оказалась вторая часть, отмеченная идеальным балансом между вычурностью роскошных декораций и глубиной характеров, лишённых «обязательной» одномерности супергероев.

Коммерческий триумф позволил Тиму Бёртону реализовать ряд авторских проектов, укрепивших репутацию самобытного художника – большого оригинала. Это и грустная кинофантазия о забавном существе по имени Эдвард2 с ножницами вместо рук, которого не без сомнений принимают обитатели «одноэтажной Америки». И «Эд Вуд» /1994/, посвящённый «худшему режиссёру всех времён», но… неутомимому романтику в душе, для которого жизнь – часть кинематографа. И едкая пародия на «фанерную фантастику» «Марс атакует!» /1996/. И даже кукольный мультфильм «Кошмар перед Рождеством Тима Бёртона» /1993/, пусть и снятый в итоге Генри Селиком.

По сути, Бёртон добился уникального положения на «фабрике грёз». Студии с готовностью финансировали идеи творца, почти всегда подпитываемые впечатлениями из детства и – находившие отклик у широкой аудитории. Допустим, в «Сонной лощине» /1999/ он отдал дань атмосфере европейских (преимущественно английских и итальянских) хорроров. В «Планете обезьян» /2001/ автор не столько спорил с Франклином Дж. Шэффнером, создателем первой экранизации романа Пьера Буля, сколько реализовывал задумки, до которых техника 1960-х ещё не доросла. В «Чарли и шоколадной фабрике» /2005/ не без сарказма прошёлся по первой адаптации книги Роальда Дала, а в «Мрачных тенях» /2012/ – насмехался даже над образцовым готическим телесериалом. «Алиса в Стране чудес» /2010/ же может рассматриваться, наоборот, как попытка примирения с диснеевской школой, под эгидой которой тоже появлялись экстравагантные и лишённые сантиментов зрелища.

В каком направлении Тим Бёртон пойдёт дальше? Режиссёр не устаёт разочаровывать скептиков, регулярно предрекающих кинематографисту кризис идей. Напротив, у Тима осталась масса нереализованных (или же – в итоге ушедших к другим) проектов, и запас замыслов кажется неисчерпаемым. Он сам – как Вилли Вонка, попавший на шоколадную (точнее, целлулоидную) фабрику и, будучи не в силах скрыть воодушевления, играючи проходящий одно за другим странные и весёлые испытания. А ещё Бёртон является почитателем продукции… Болливуда!


__________
1 – По крайней мере так принято считать.
2 – В исполнении Джонни Деппа, в дальнейшем неизменно выступавшего Альтер-эго автора.
© Евгений Нефёдов, 2012.12.15 г.








фильм
фильм «Бэтмен»


фильм


фильм
фильм «Бэтмен»


фильм


фильм
фильм «Бэтмен»


фильм


фильм


Роли в кино:

2017 — Гранд тур - в 1 эпизоде
— эпизод #1.12 [censored] to [censored] [2017.01.28]
2015 — Смерть фильма «Супермен жив». Что случилось? (документальный фильм)
2012 — Люди в чёрном 3 - без указания в титрах 7.4/10 (159)
1994 — Разговоры с Винсентом (документальный фильм)
1994 — Столетие кинематографа (документальный фильм)
1992 — Хоффа
1992 — Одиночки
1985 — Большое приключение Коротышки
1982 — Луау - Морти, высшее существо
1979 — Шоу маппетов - маппет (озв.)

Режиссер в кино:

2024 — Битлджус 2
2022 — Уэнсдей (сериал) 7.8/10 (65)
2019 — Дамбо 6.0/10 (21)
2016 — Дом странных детей Мисс Перегрин 7.0/10 (112)
2014 — Большие глаза 7.1/10 (38)
2012 — Мрачные тени 7.0/10 (136)
2012 — Франкенвини 7.4/10 (42)
2010 — Алиса в стране чудес 7.4/10 (383)
2007 — Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-Стрит 8.2/10 (315)
2006 — Кинематограф16: американские короткометражные фильмы
2005 — Чарли и шоколадная фабрика 7.9/10 (332)
2005 — Труп невесты 8.3/10 (356)
2003 — Крупная рыба 8.2/10 (262)
2001 — Планета обезьян 6.9/10 (96)
2000 — Мир Мальчика-пятна
1999 — Сонная лощина 8.3/10 (559)
1996 — Марс атакует! 6.6/10 (97)
1994 — Эд Вуд 8.0/10 (71)
1994 — Разговоры с Винсентом (документальный фильм)
1992 — Бэтмэн возвращается 7.7/10 (173)
1990 — Эдвард Руки-ножницы 8.2/10 (414)
1989 — Бэтмен 7.7/10 (189)
1988 — Битлджус 7.8/10 (111)
1985 — Большое приключение Коротышки
1985 — Альфред Хичкок представляет - эпизод The Jar (сериал)
1984 — Франкенвини
1982 — Гензель и Гретель
1982 — Винсент 8.6/10 (43)
1982 — Театр волшебных историй (сериал)
1982 — Луау
1979 — Доктор рока
1979 — Стебель сельдерея
1971 — Остров доктора Агора

Сценарий/идея в кино:

2012 — Франкенвини 7.4/10 (42)
2005 — Труп невесты 8.3/10 (356)
2000 — Мир Мальчика-пятна
2000 — Потерявшийся в Оз
1993 — Кошмар перед Рождеством 8.5/10 (338)
1990 — Эдвард Руки-ножницы 8.2/10 (414)
1988 — Битлджус 7.8/10 (111)
1984 — Франкенвини
1982 — Винсент 8.6/10 (43)
1982 — Луау
1982 — Гензель и Гретель
1979 — Стебель сельдерея
1979 — Доктор рока
1971 — Остров доктора Агора

Продюсер в кино:

2012 — Президент Линкольн: Охотник на вампиров 6.2/10 (53)
2012 — Франкенвини 7.4/10 (42)
2010 — Алиса в стране чудес 7.4/10 (383)
2009 — Девять 7.7/10 (191)
2005 — Труп невесты 8.3/10 (356)
2000 — Потерявшийся в Оз
2000 — Мир Мальчика-пятна
1996 — Джеймс и гигантский персик 5.0/10 (12)
1996 — Марс атакует! 6.6/10 (97)
1995 — Бэтмэн навсегда 6.6/10 (165)
1994 — Юнга
1994 — Эд Вуд 8.0/10 (71)
1994 — Разговоры с Винсентом
1993 — Кошмар перед Рождеством 8.5/10 (338)
1992 — Бэтмэн возвращается 7.7/10 (173)
1990 — Эдвард Руки-ножницы 8.2/10 (414)
1982 — Луау
1979 — Стебель сельдерея

Другие роли в кино:

2019 — Дамбо - исполнительный продюсер 6.0/10 (21)
1982 — Винсент - художник-постановщик 8.6/10 (43)




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура