World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Макс фон Зюдов


 Макс фон Зюдов


Имя по-английскиMax von Sydow
Дата рождения10.04.1929 г.
Дата смерти08.03.2020 г.
Полмужской
Место рожденияЛурн, Швеция
Wiki вики (en) вики (ru)
На английскомimdb 
Тегиактер, шведы

C именем Ингмара Бергмана связывают не только подлинный прорыв в режиссуре, но и появление плеяды блистательных актёров, познакомивших с самобытным скандинавским исполнительским искусством. У мастера, разумеется, были предшественники – в данной связи особенно показательно, что в один из собственных шедевров1 он пригласил Виктора Шёстрёма, получившего признание ещё в славную эпоху «великого немого». Но о закономерности, о возникновении подлинной школы заговорили много позже, когда благодаря именно бергмановским работам мир запомнил талантливых артистов. Многие (возможно, большинство) из них принципиально оставались на Родине, другие – время от времени не отказывались и от предложений, поступающих из-за рубежа. Зато некоторые актёры и актрисы смогли стать полноценными международными кинозвёздами, добиваясь успеха в самых разных странах, включая США, и, более того, оставаясь на вершине Олимпа славы долгие десятилетия. Макс фон Зюдов может похвастаться как раз такой завидной участью.

Творческий путь урождённого Макса Карла Адольфа фон Зюдова легко разделяется на два больших этапа. Родившийся 10-го апреля в 1929-го года в городе Лурн в семье этнолога, он заинтересовался лицедейством сравнительно рано. В 1948-51-е фон Зюдов учился в школе при Королевском драматическом театре и уже в 1949-м – дебютировал в кинематографе. Знаменательно, что первые экранные достижения («Только мать» /1949/, «Фрёкен Юлия» /1951/) связаны с именем Альфа Шёберга – постановщика, известность к которому придёт позже, отчасти благодаря Ингмару Бергману. Поэтому встреча с самим Ингмаром кажется в высшей степени неслучайной.

Сотрудничество Бергмана и фон Зюдова началось, по счастливому стечению обстоятельств, с двух безусловных шедевров, перевернувших представления о киноязыке. И если в «Земляничной поляне», актёрском бенефисе Шёстрёма, Максу пришлось довольствоваться небольшой ролью Хенрика Экермана, то партия странствующего рыцаря Антония Блока, заключающего пари со Смертью, стала его персональным триумфом. Игра фон Зюдова парадоксально сочетала психологическую глубину и площадную, карнавальную условность, умение передать гамму противоречивых эмоций на крупном плане и владение пластикой движений. Незабываемое, запредельное зрелище! Что это, мистика или торжество наук о человеке, достижениями которых отмечено XX столетие?

Нужно ли уточнять, что оказалось положено начало бурному и плодотворному сотворчеству? Макс фон Зюдов ещё одиннадцать раз (!) снимался у Ингмара Бергмана, в представлении многих – став подлинным Альтер-эго выдающегося мастера авторского кинематографа. В данном отношении особенно показательно «Лицо» /1958/, хотя лично меня сильнее всего поразила мрачная, эмоционально взвинченная, экспрессивная партия в «Девичьем источнике» /1960/. Однако после второплановой роли Андреаса Вергеруса в «Прикосновении» /1971/, в которое Ингмар пригласил американскую кинозвезду Эллиотта Гулда, долгий союз актёра и режиссёра распался. Вернее, почти распался, поскольку пару десятилетий спустя датчанин Билле Аугуст, обратившись к автобиографическому бергмановскому сценарию, именно Максу фон Зюдову поручит воплотить образ Йохана Окерблома – дедушки Ингмара по материнской линии.

Впрочем, к тому моменту фон Зюдов завоевал такой авторитет, что уже не нуждался в покровителях, даже гениальных. Проектом, выведшим карьеру шведского артиста на международный уровень, стала, несомненно, «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» /1965/, в которой американец Джордж Стивенс предложил ему роль Иисуса Христа. Длительные, изнурительные съёмки, потребовавшие огромного физического и психического напряжения, полного погружения в образ мессии, давшегося отнюдь не легко, были вознаграждены сполна. Причём Стивенс, в отличие от, скажем, Пьера Паоло Пазолини или Мартина Скорсезе, не нажил себе врагов из числа истовых христиан – и не заслужил упрёков в заведомом упрощении многоплановых событий Нового Завета.

Как бы то ни было, отныне у Макса фон Зюдова тем более не было проблем с интересными предложениями. Так, в постановочном боевике «Гавайи» /1966/ Джордж Рой Хилл доверяет ему партию преподобного Абнера Хейла, а в феноменально популярной дилогии «Экзорцист» /1973-77/ актёр впечатляюще воплощает образ святого отца Меррина, бросающего вызов врагу рода человеческого. Правда, куда чаще режиссёры, особенно голливудские, с готовностью эксплуатировали выразительную фактуру Макса фон Зюдова, способного быть колоритным, внушительным и несказанно убедительным на втором плане. Это в равной степени относится к образам, скажем, инфернальных русских (Октобер в «Меморандуме Куиллера» /1966/, полковник Коснов в «Кремлёвском письме» /1970/, Горенко в «Посольстве» /1972/, доктор Александр Бухановский в «Гражданине Икс» /1975/) и властных монархов, будь то император Минг во «Флэше Гордоне» /1980/ или царь Орсик, встречающийся на пути Конану-варвару. А ещё Максу фон Зюдову отменно удаются партии отъявленных негодяев и злодеев, в том числе скрывающихся до поры до времени за маской солидных, добропорядочных граждан. В данной связи можно вспомнить и демонического Эрнста Ставро Блофелда, устранённого непобедимым Джеймсом Бондом, и Ламара Бёрджесса из спилберговского «Особого мнения» /2002/, почти обманувшего безупречную систему предотвращения преступлений.

К счастью, наивысшие достижения Макса фон Зюдова связывают с иными работами. В первую очередь – с завораживающей, волнительной фреской «Пелле-завоеватель» /1987/, изумительно передавшей суровость природы и ту внутреннюю собранность и силу духа, что издавна отличали скандинавов. Ещё я бы выделил любопытную кинофантазию «Интакто» /2001/ – да и исторический телесериал «Тюдоры» /2009/, открывший Макса фон Зюдова новому поколению зрителей, тоже не относится к числу проходных. Любопытно, кто из шведских актёров со временем составит ему конкуренцию? Да и составит ли?


__________
1 – Думаю, все сразу догадались, что имеется в виду «Земляничная поляна» /1957/.
© Евгений Нефёдов, World Art, 2009.12.30 г.








фильм


фильм
фильм «Флэш Гордон»


фильм


фильм


фильм


фильм
фильм «Флэш Гордон»


фильм
фильм «Судья Дредд»


фильм
фильм «Флэш Гордон»


фильм


фильм


фильм


фильм
фильм «Стыд»


фильм
фильм «Победа»


фильм


фильм
фильм «Флэш Гордон»


фильм


фильм


фильм
фильм «Флэш Гордон»


Роли в кино:

2018 — Курск
2016 — Игра престолов - в 3 эпизодах
— эпизод #6.05 The Door [2016.05.22]
— эпизод #6.03 Oathbreaker [2016.05.08]
— эпизод #6.02 Home [2016.05.01]
2015 — Добрые вести
2015 — Звёздные войны: Пробуждение Силы - Лор Сан Текка 6.1/10 (210)
2014 — Симпсоны - в 1 эпизоде
— эпизод #25.15 The War of Art [2014.03.23]
2011 — Жутко громко и запредельно близко 7.7/10 (23)
2010 — Остров проклятых - Доктор Иеримия 8.5/10 (571)
2010 — Робин Гуд - Уолтер Локсли 6.9/10 (123)
2010 — Муми-тролль и комета
2009 — Оскар и Розовая дама
2009 — Тюдоры - в 5 эпизодах
— эпизод #3.06 Search for a New Queen [2009.05.10]
— эпизод #3.05 Problems in the Reformation [2009.05.03]
— эпизод #3.03 Dissension and Punishment [2009.04.19]
— эпизод #3.02 The Northern Uprising [2009.04.12]
— эпизод #3.01 Civil Unrest [2009.04.05]
2009 — Соломон Кейн 5.9/10 (80)
2008 — Человек и его собака
2008 — Верующие (документальный фильм)
2007 — Эмоциональная арифметика
2007 — Час пик 3 7.3/10 (111)
2007 — Скафандр и бабочка 8.1/10 (42)
2006 — Расследование - Тибериус
2005 — Хайди
2004 — Кольцо Нибелунгов 7.5/10 (78)
2004 — Побег невиновных
2002 — Особое мнение - Директор Ламар 7.9/10 (206)
2001 — Интакто - Самуэль 6.8/10 (17)
2001 — Без сна - Моретти
2001 — Друиды
2000 — Приключения молодого Индианы Джонса: Ловушки Купидона
2000 — Свет живет со мной (документальный фильм)
1999 — Заснеженные кедры
1998 — Куда приводят мечты 8.3/10 (339)
1997 — Царь Соломон. Мудрейший из мудрых
1997 — Враждебные воды
1996 — Самсон и Далида. Любовь и предательство
1996 — Стоянка для грузовиков
1996 — Иерусалим
1996 — Люмьер и компания (документальный фильм)
1995 — Судья Дредд - Фарго 6.9/10 (128)
1995 — Гражданин Икс
1993 — Хроники молодого Индианы Джонса - в 1 эпизоде
— эпизод #2.09 Vienna, November 1908 [1993]
1993 — Нужные вещи
1992 — Благие намерения
1992 — Прикосновение руки
1991 — Европа 7.6/10 (22)
1991 — Поцелуй перед смертью
1991 — Когда наступит конец света
1991 — Бык
1990 — Жестокая Жизнь
1990 — Пробуждение 8.1/10 (68)
1989 — Охотники за привидениями 2 7.8/10 (143)
1987 — Пелле-завоеватель
1986 — Ханна и её сестры
1986 — Дуэт для солистки
1985 — Кодовое имя «Изумруд»
1984 — Ледовые пираты
1984 — Побег из сна
1984 — Дюна - доктор Кайнс 8.1/10 (252)
1983 — Странное варево
1983 — Никогда не говори «никогда» 6.5/10 (24)
1982 — Конан-варвар - король Осрич 7.5/10 (111)
1981 — Победа - майор Карл Фон Штайнер
1980 — Прямой репортаж о смерти
1980 — Флэш Гордон 7.5/10 (17)
1979 — Ураган
1978 — Звездная мишень
1977 — Изгоняющий дьявола 2: Еретик - святой отец Ланчестер Меррин 4.5/10 (12)
1977 — Большое варево
1977 — Легионеры
1976 — Пустыня Тартари
1976 — Путешествие отверженных
1976 — Сиятельные трупы
1975 — Три дня Кондора - Дж. Жубер 7.5/10 (15)
1975 — Последний воин
1974 — Хейнсом
1973 — Изгоняющий дьявола - Отец Меррин 7.9/10 (60)
1972 — Поселенцы
1971 — Прикосновение
1971 — Эмигранты
1970 — Кремлевское письмо
1969 — Страсть
1968 — Стыд
1968 — Час волка
1966 — Меморандум Квиллера
1966 — Гавайи
1965 — Величайшая из когда-либо рассказанных историй
1962 — Причастие
1961 — День свадьбы
1961 — Сквозь тусклое стекло
1960 — Девичий источник
1958 — У истоков жизни
1958 — Лицо
1957 — Земляничная поляна - Хенрик Акерман 8.3/10 (33)
1957 — Седьмая печать - Антоний Блок 8.2/10 (53)
1951 — Фрекен Юлия
1949 — Только мать




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура