World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Жан Габен


 Жан Габен


Имя по-английскиJean Gabin
Дата рождения17.05.1904 г.
Дата смерти15.11.1976 г.
Полмужской
Место рожденияПариж, Франция
Wiki вики (en) вики (ru) вики (ja)
На английскомimdb 
Тегиактер

Жан Габен не просто выступал олицетворением эпохи в истории французского кинематографа и обеспечивал своими ролями преемственность традиций до- и послевоенного экрана. Его работы чаще всего приводят в качестве всем хорошо известного примера такой актёрской игры, при которой исполнитель не старается перевоплотиться (что предполагает метод Константина Станиславского) в персонажа, а словно остаётся самим собой. Но это срабатывает лишь в том случае, когда личность артиста по-человечески интересна и глубока.

Урождённый Жан-Алексис Монкорже появился на свет 15-го ноября 1904-го года в Париже, оказавшись младшим, седьмым по счёту ребёнком в семье Фердинанда Монкорже и Мадлен Пети. Окончив школу и отслужив в армии, пошёл по стопам родителей, выступавших в кабаре и мюзик-холлах средней руки, поначалу не имея особых возможностей выбирать представления. Наверное, будет любопытно узнать, что под псевдонимом Жан Габен он даже пел, подражая манере популярного шансонье Мориса Шевалье. К счастью, дорога в итоге привела в «седьмое искусство».

Первые экранные опыты Жана, «О! Чемоданы» /1928/ и «Львы» /1928/, состоялись ещё на излёте «великого немого», но артисту пришлось несколько лет довольствоваться проходными партиями. Звезда Габена взошла, по счастливому совпадению, в памятные годы расцвета «поэтического реализма». Возможно, образ Васьки Пепла в осуществлённой (в 1936-м) Жаном Ренуаром экранизации пьесы Максима Горького «На дне» не во всём покажется убедительным, но уже роль Пепе ле Моко раскрыла незаурядный потенциал актёра. Именно в его лице Франция обрела собственного, не менее харизматичного и сурового, чем за океаном, гангстера, спасающегося от правосудия в людных кварталах алжирского города. Типаж, который благополучно возродится годы спустя…

Ещё более впечатляющим оказалось новое сотрудничество с Ренуаром. Лейтенант Марешаль из «Великой иллюзии» /1937/, пожалуй, острее товарищей по несчастью, Боэдельё и Розенталя, ощущает бессмысленность развязанной бойни – и всё равно раз за разом пытается сбежать из лагеря для военнопленных. Не меньшим драматизмом пронизана судьба дезертировавшего солдата Жана из «Набережной туманов» /1938/ Марселя Карне, который ищет способ покинуть портовый Гавр. Наконец, вершин трагизма кумир достиг в другой новаторской картине Карне, «День начинается» /1939/, посвящённой судьбе Франсуа, совершившего в состоянии аффекта убийство и теперь – забаррикадировавшегося в собственной квартире, ожидая штурма полиции.

Впрочем, почти все габеновские работы этого периода (дополнительно назовём ленты «Голгофа» /1935/1, «Славная компания» /1936/, «Человек-зверь» /1938/) заслуживают высокой оценки. Ему вполне по силу было завоевать Голливуд – однако отъезд (вместе с Жюльеном Дювивье и Ренуаром) в США оказался вынужденным, состоявшись в преддверии оккупации Франции Германией. Габена приняли на «фабрике грёз» в качестве полноправной «звезды», чему способствовал и громкий роман с кинодивой Марлен Дитрих. Однако американские картины с его участием (например, «Лунный прилив» /1942/, обыгрывавший бунтарский имидж исполнителя) не вызвали ожидаемого фурора, а разногласия с руководством студии RKO Pictures в итоге вылились в скандал. Хотя это уже не имело особого значения для Жана, внявшего призыву генерала Де Голля и поступившего на военную службу.

Триумфальное возвращение в Париж в составевойск «Сражающейся Франции», на танке, обязанности командира экипажа которого достойно2 исполнил Жан, сделало Габена подлинным национальным героем. И не так уж важно, что первые попытки (в том числе такие многообещающие, как «Врата ночи» /1946/ и «У стен Малапаги» /1950/) вернуться в кинематограф не оправдали радужных надежд продюсеров. Никто не сомневался, что пробьёт час, и Габен вновь станет «священным чудовищем».

Собственно, это и произошло благодаря отличной (в чём-то даже гениальной) гангстерской ленте «Не тронь добычу» /1954/, помимо прочего – открывшей дорогу более молодому коллеге Лино Вентуре. Именно партия Макса, провернувшего удачное ограбление (наряду с образом импресарио Анри Данглара в ренуаровском «Французском канкане» /1955/), послужила своеобразным водоразделом между двумя периодами в карьере «суперзвезды». Отныне Жан занял персональное, совершенно уникальное место в пантеоне небожителей.

Он продолжал активно (зачастую – по несколько фильмов в год!) сниматься ещё два десятилетия, обеспечивая своим присутствием высокую посещаемость кинопроизведению любого жанра: драме, комедии, детективу, мелодраме… С ним почитали за честь сняться вместе именитые коллеги: Бурвиль, Луи де Фюнес, Симона Синьоре, Жан Маре, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье, Софи Лорен. И не только популярность – сам имидж Габена никоим образом не менялся, вне зависимости от того, что сотрясало страну: война в Алжире или студенческие волнения мая 1968-го… В некотором роде его герои символизировали незыблемость общественных устоев и старой доброй морали – но не конформизм и уступку мещанским идеалам!

Как забыть проницательного и… чуть уставшего от жизни комиссара Мегре? А признанного художника Грандиля, путешествующего по оккупированному немцами Парижу, обличая обывателей? Или графа Энгурана, который соглашается продать… татуировку руки крупного мастера? Или галерею умудрённых опытом преступников («Мелодия из подвала» /1963/, «Сицилийский клан» /1969/, «Двое в городе» /1973/)?.. В последние годы игра кумира была отмечена особым драматизмом и, если угодно, философичностью – ощущением если не бессмысленности, то непреодолимой суетности существования… И всё-таки Жан Габен остался в памяти миллионов зрителей по всему миру олицетворением по-настоящему сильного духом и волевого человека, не обращающего внимания на кривотолки, не поддающегося обстоятельствам, не капитулирующего перед недругами. Его тело было кремировано, а прах – развеян с боевого корабля Détroyat.


__________
1 – Естественно, роль Понтия Пилата.
2 – О том свидетельствуют хотя бы полученные награды: воинская медаль и военный крест.
© Евгений Нефёдов, 2013.03.26 г.








фильм


фильм


фильм


фильм


фильм


фильм


фильм


Роли в кино:

2007 — У каждого свое кино 7.0/10 (20)
2001 — Марлен Дитрих: Белокурая бестия (документальный фильм)
1992 — Она отвлекает
1989 — Пустяки
1980 — Мой американский дядюшка
1976 — Святой год - Макс Ламбер
1974 — Вердикт
1973 — Двое в городе - Гермэн Казинов
1973 — Дело Доминичи - Гастон Доминичи
1972 — Убийца - Комиссар Ле Ген
1971 — Черное знамя над котлом - Виктор Плюба
1971 — Кот - Жульен Буэн
1970 — Тайна фермы Мессе - Август Мароиллер
1969 — Сицилийский клан - Витторио
1968 — Татуированный - Легрэн
1968 — Босс - Комиссар Жосс
1968 — Под знаком быка - Альберт Рейнал
1967 — Вы не все сказали, месье Фарран - Ферран
1966 — Разборки в Париже - Поло
1966 — Садовник из Аржантея - Отец Тулип
1965 — Гром небесный - Бриссак
1964 — Трудный возраст - Эмиль Малуэн
1964 — Мсье - Мсье
1963 — Мелодия из подвала - Шарль
1963 — Мегрэ и гангстеры - Мегрэ
1962 — Джентельмен из Эпсома - Ричард Брайэнд - Чармери
1962 — Обезьяна зимой - Альберт Кантэн
1961 — Король фальшивомонетчиков - Фердинан Марешаль
1961 — Президент - Эмиль Бофор
1960 — Старая гвардия - Жан - Мари Пежа
1960 — Барон де Л'Эклюз - Барон Джером Наполеон Антуан
1959 — Бродяга Архимед - Жозеф Хьюго Гильом
1959 — Улица Прэри - Анри Нево
1959 — Мегрэ и дело Сен-Фиакр - Мегрэ
1958 — Мегрэ расставляет сети
1958 — Беспорядок и ночь - Инспектор Жорж Валлуа
1958 — В случае несчастья - Адвокат Андрэ Гобийо
1958 — Сильные мира сего - Ноэль Шодлер
1958 — Отверженные - Жан Вальжан / Шампматью
1957 — Включен красный цвет - Луи Бертран / Луи блондин
1957 — Дело доктора Лорана - Доктор Лоран
1956 — Преступление и наказание - Комиссар Гайе
1956 — Через Париж - Гранжиль
1956 — Кровь в голову - Франсуа Кардино
1956 — Время убийц - Андре Шателен
1955 — Порт желаний - Капитан Лекевик
1955 — Облава на блатных - Анри Ферре
1955 — Газолин - Жан Шапэ
1955 — Бродячие собаки без ошейников - Судья Жульен Лэми
1955 — Незначительные люди - Жан Вьярд
1955 — Наполеон. Путь к вершине - Маршал Ланне
1954 — Французский канкан - Анри Дангалар
1954 — Не тронь добычу - Макс
1954 — Воздух Парижа - Виктор Ле Гаррек
1953 — Их последняя ночь - Пьер Руффен
1953 — Дева Рейна - Жак Ледру / Мартин Шмидт
1952 — Правда о малютке Донж - Франсуа Донж
1952 — Наслаждение - Жозеф Риве
1952 — Минута истины - Пьер Ришар
1951 — Ночь - мое царство - Раймон Пинсар
1951 — Виктор - Виктор
1951 — И как верблюд сквозь игольное ушко - Карло Баччи
1950 — Мария из порта - Анри Шателар
1948 — У стен Малапаги - Пьер Арриньон
1947 — Зеркало - Пьер Люссак
1946 — Мартин Руманьяк - Мартин Руманьяк
1944 — Самозванец - Клемент / Морис Лафарж
1942 — Полнолуние - Бобо
1941 — Буксиры - Капитан Андрэ Лоран
1939 — День начинается - Франсуаз
1938 — Коралловый риф - Тротт Леннард
1938 — Набережная туманов - Жан
1938 — Человек - зверь - Жак Лантье
1937 — Сердцеед - Люсьен Бурраше
1937 — Великая иллюзия - лейтенант Марешаль
1937 — Пепе ле Моко - Пепе ле Моко
1937 — Посланник - Николя Данж
1936 — На дне - Васска Пепел
1936 — Славная компания - Жан
1935 — Бандера - Пьер Гилье
1935 — Голгофа - Понтий Пилат
1935 — Варьете - Жорж
1934 — Зузу - Жан
1934 — Мария Шапделен - Франсуа Парадиз
1933 — Сверху вниз - Шарль Буйа
1933 — Прощайте, счастливые денечки - Пьер Лавернэ
1933 — Звезда Валенсии - Педро Саведра
1933 — Туннель - Мак Аллан
1932 — Забавы эскадрона - Фрико
1932 — Толпа ревет - Джо Грир
1932 — Веселые сердца - Шарль
1932 — Красавица морячка - Капитан
1932 — Сиреневое сердце - Мартуш
1931 — Парижские развлечения - Боб
1931 — Глория - Роберт Нурри
1931 — Все это не стоит любви - Жан Кордье
1931 — На один вечер - Жан
1930 — Каждому свое - Марсель Гриво
1930 — Мефисто - Жак Мираль
1928 — Львы
1928 — Эй! Чемоданы!

Сценарий/идея в кино:

1959 — Бродяга Архимед

Продюсер в кино:

1964 — Трудный возраст




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура