World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  
случайная персона в базе данных: Чхэ Чжон Ан


 Владимир Сергеевич Соловьёв


Имя по-английски------------
Варианты имени------------
Дата рождения28.01.1853 г.
Дата смерти13.08.1900 г.
Пол------------
Место рожденияМосква, Россия
На русскомozon 
Род занятийписатель
Однофамильцы1. Владимир Соловьёв
2. Владимир Соловьёв (1909-10.07.1968)
3. Владимир Сергеевич Соловьёв (28.01.1853-13.08.1900)
4. Владимир Соловьёв


Соловьёв Владимир Сергеевич [16(28).1.1853, Москва, - 31.7(13.8).1900. с. Узкое, ныне в черте г. Москвы], русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын С. М. Соловьева. Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873; в 1874 защитил в Петербурге магистерскую диссертацию "Кризис западной философии. Против позитивистов", а в 1880 докторскую диссертацию "Критика отвлечённых начал". После речи против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра II народовольцами) С. был вынужден оставить преподавательскую работу. В 80-е гг. выступал преимущественно как публицист, проповедуя объединение "Востока" и "Запада" через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного гнёта; сотрудничал (с 1883) в либеральном "Вестнике Европы". В 90-х гг. занимался философской и литературной работой; переводил Платона, вёл философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
Как мыслитель и утопист С. оказался на пересечении разных духовных течений. Задумав своё философское дело как оправдание "веры отцов" на "новой ступени разумного сознания", он встал перед невыполнимой задачей - совместить научно-позитивный и рационалистический "дух времени" с религиозным преданием.

В своей философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли. С. предпринял наиболее значительную в истории рус. идеализма попытку объединить в "великом синтезе" христианский платонизм, нем. классический идеализм (главным образом Ф. В. Шеллинга) и научный эмпиризм. Однако беспрерывная перестройка этой заведомо противоречивой метафизической системы свидетельствует о том, что на самом деле она служила лишь умозрительным "оправданием" жизненно-нравственных поисков и мифо-поэтических мечтаний С. Полагая, что "нравственный элемент... не только может, но и должен быть положен в основу теоретической философии" (Собр. соч., СПБ, т. 9, 1913, с. 97), С. связывал философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса "быть или не быть правде на земле", понимая правду как реализацию христианского идеала; за социалистическими учениями С. признавал лишь относительную общественно-историческую правду. В конце 70-х и в 80-е гг. в обстановке безвременья и поисков новых путей преобразования России С. в противовес как радикально-демократическому, так и позднеславянофильскому и официально-консервативному направлениям выступил с социальных позиций, близких к либеральному народничеству. Однако умеренно-реформистские взгляды соседствовали у него с мистико-максималистской проповедью "теургического делания", призванного к "избавлению" материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразованию его в "нетленный" космос красоты, и с историософской теорией христианского "богочеловеческого процесса" как совокупного спасения человечества ("Чтения о Богочеловечестве", 1877-81). В дальнейшем разработка социальной темы вылилась в теократическую утопию, политическим следствием которой у С. оказывается союз между римским папой и русским царём как правовая гарантия"богочеловеческого дела" (см., например, "История и будущность теократии", 1887). Крах этой утопии запечатлен в философской исповеди С. "Жизненная драма Платона" (1898) и в "Трёх разговорах" (1900). Конец жизни С. отмечен приливом катастрофических предчувствий и отходом от прежних философских конструкций в сторону христианской эсхатологии.

Космическая тема решалась у С. неортодоксально для христианства - на почве платоновского мифа об эротическом восхождении; в трактате "Смысл любви" (1892-1894) С. хочет "досказать речь Диотимы" из "Пира" Платона в том духе, что совершенная половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие. Пантеистически и эволюционистски окрашенная космология С. созвучна космически-преобразоватльским идеям Н. Ф. Федорова и К. Э. Циолковского.

Некоей гармонизации этих двух исходных тем - космической и социальной - призвана служить метафизика С.: собственно философская доктрина "всеединства" и религиозно-поэтическое учение о Софии. Предприняв вслед за ранними славянофилами пересмотр "западной философии" как отвлечённой рассудочности и негативной метафизики, С. противополагает ей в сфере гносеологии "цельное знание" (интуитивное образно-символическое постижение мира, основанное на нравственном усилии личности), а в сфере онтологии - "положительное всеединство", свободное объединение в абсолюте всех оживотворённых элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира. Однако это всеединство не только мыслилось философом, но и романтически представало перед ним в лице Софии - "вечной женственности", личная мистическая любовь к которой как бы освящала эротическую утопию С. Стихи "софийного цикла", посвященные "подруге вечной" - мистической возлюбленной, - это интимное средоточие лирики С., попали впоследствии в центр внимания, продолжая традиции Ф. И. Тютчева, А. А.фета, А. К. Толстого, отличается тоном напряжённой мистико-философской исповеди и элементами новой, специфически символической образности (см. Символизм), Личный облик С. - скитальчество, житейская беспомощность, подвижничество делали его в глазах символистской художественной интеллигенции героем легенды, олицетворением переломной эпохи (см. А. А. Блок, "Рыцарь-монах", "Владимир Соловьев и наши дни", Собр. соч., т. 5, 1962, с. 446-54 и т. 6, 1962, с. 154-59; А. Белый, "Арабески", М., 1911, с. 387-94).

С. стоит у истоков "нового религиозного сознания" начала 20 в.: богоискательства и религиозной философии С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского и др.

Соч.: Собр. соч., 2 изд., т. 1-10, СПБ, 1911-13; Письма, т. 1-4, СПБ, 1908-23; Стихотворения и шуточные пьесы. Вступ. ст. З. Г. Минц, Л., 1974.

Лит.: О Владимире Соловьеве. Сб.1, М., 1911; Трубецкой Е., Миросозерцание Вл. С. Соловьева, т. 1-2, М., 1913; Мочульский К. В., В. С. Соловьев, Париж, 1936; Коган Л. А., В. С. Соловьев, в кн.: История философии в СССР, т. 3, М., 1968, гл. Х; Спиров В. В., Философия истории Вл. Соловьева в ее развитии и преемственности, в сборнике: Из истории русской философии XIX-начала XX века, М., 1969.


Р. А. Гальцева, И. Б. Роднянская, © Большая советская энциклопедия.








Датированные произведения:

1900 — Вновь белые колокольчики
1899 — Две сестры
1899 — У себя
1899 — Белые колокольчики
1898 — Отказаться от вина...
1898 — На смерть Я. П. Полонского
1898 — Ответ на «Плач Ярославны»
1898 — Лишь забудешься днем иль проснешься в...
1898 — Нильская дельта
1898 — Песня моря
1898 — В архипелаге ночью
1898 — Мимо Троады
1898 — Das Ewig-Weibliche
1898 — 11 июня 1898 г.
1897 — Старому другу
1897 — Я озарен осеннею улыбкой...
1897 — Памяти А. А. Фета
1897 — На смерть А. Н. Майкова
1897 — А. А. Фету
1897 — Родина русской поэзии
1897 — Нет, силой не поднять тяжелого покрова...
1897 — Некогда некто изрек...
1897 — Надпись Л. Лопатину На «Оправдании добра»
1896 — Другу молодости
1895 — Пародии на русских символистов
1895 — Отшедшим
1895 — На поезде утром
1894 — Сирени весенней милее...
1894 — Сходня... Старая дорога...
1894 — Сайма
1894 — На Сайме зимой
1894 — Свежо предание...
1894 — Панмонголизм
1892 — Слов нездешних шепот странный...
1892 — Сказочным чем-то повеяло снова...
1892 — Спиртом сначала горел я стоградусным...
1892 — Стройна, как арфа серафима...
1892 — Страсти любовной огонь сокрушительный...
1892 — Страдная высь бесконечных восторгов...
1892 — Светом закат моих дней озарившая...
1892 — Был труден долгий путь...
1892 — В час безмолвного заката...
1892 — Сумрачно было в лесу у тебя...
1892 — Depit manque
1892 — Свет небесных озарений...
1892 — Северный ветер холодный, унылый...
1892 — Сегодня во тьме я узнал твои очи...
1892 — Средь роз твоих на небо ты глядела...
1892 — Святой когда б тебя узнал...
1892 — Стих последний, прошу, не примите буквально...
1892 — О, что значат все слова и речи...
1892 — День прошел с суетой беспощадною...
1892 — Тесно сердце — я вижу — твое для меня...
1892 — Мы сошлись с тобой недаром...
1892 — Скромное пророчество
1892 — Память
1892 — Потому ль, что сердцу надо...
1892 — Я добился свободы желанной...
1892 — Зачем слова? В безбрежности лазурной...
1892 — Ветер с западной страны...
1892 — Вижу очи твои изумрудные...
1892 — Эпитафия
1892 — Там, где семьей столпились ивы...
1892 — Милый друг, иль ты не видишь...
1892 — Нет вопросов давно, и не нужно речей...
1891 — В сей день безумья и позора...
1890 — Из письма
1890 — Ex oriente lux
1887 — Безрадостной любви развязка роковая!..
1887 — Друг мой! прежде, как и ныне...
1887 — Бедный друг, истомил тебя путь...
1887 — Своевременное воспоминание
1886 — Какой тяжелый сон! В толпе немых видений...
1886 — Осенняя прогулка рыцаря Ральфа
1886 — Осеннею дорогой
1886 — В Альпах
1886 — Земля-владычица! К тебе чело склонил я...
1886 — Таинственный пономарь
1886 — Там, под липой, у решетки...
1886 — Видение
1886 — На Т. И. Филиппова
1886 — Полигам и Пчелы
1884 — В тумане утреннем неверными шагами...
1883 — Бескрылый дух, землею полоненный...
1882 — В стране морозных вьюг, среди седых туманов...
1882 — Под чуждой властью знойной вьюги...
1882 — Три подвига
1881 — О, как в тебе лазури чистой много...
1880 — Уходишь ты, и сердце в час разлуки...
1880 — Посвящение к неизданной комедии
1878 — Отрывок
1878 — Взгляни, как ширь небес прозрачна и бледна...
1878 — Газели пустынь ты стройнее и краше...
1878 — В былые годы любви невзгоды...
1876 — У царицы моей есть высокий дворец...
1875 — Как в чистой лазури затихшего моря...
1875 — Хоть мы навек незримыми цепями...
1875 — Вся в лазури сегодня явилась...
1875 — В сне земном мы тени, тени...
1874 — Лишь год назад — с мучительной тоскою...
1874 — Прометею
1872 — Природа с красоты своей...

Недатированные произведения:

???? — Когда в свою сухую ниву...
???? — М. С. Сухотину
???? — Милый друг, не верю я нисколько...
???? — Старую песню мне сердце поет...
???? — Трепетали и таяли звуки...
???? — Что роком суждено, того не отражу я...
???? — Что сталось вдруг с тобой?..
???? — Шум далекий водопада...




Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru. Работаем для вас с 2003 года.
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | компьютерные игры и видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура