World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  


 Николай Рерих


Дата рождения09.10.1874 г.
Дата смерти13.12.1947 г.
Полмужской
Место рожденияСанкт-Петербург, Россия
На русскомozon 
Род занятийписатель

Рерих Николай Константинович [27.9(9.10).1874, Петербург, - 13.12. 1947, Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893-97) у А. И. Куинджи и одновременно на юридическом факультете в университете (окончил в 1898), прослушал курс историко-филологического факультета. Совершенствовался в живописи в студии Ф. Кормона в Париже (1900-01). Секретарь общества поощрения художеств (с 1901) и директор Рисовальной школы при нём (1906-18). Действительный член петербургской АХ (с 1909). Член объединения "Мир искусства" (председатель в 1910-19). С конца 1890-х гг. характер творчества Р. во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой славянской и скандинавской старине. Истоки художественного метода Р. - постижение истории в неразрывной связи с вечной природой - ощутимы уже в его ранней работе "Гонец" ("Восста род на род"; 1897, Третьяковская галерея), открывающей цикл "Начало Руси. Славяне". В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произведений ("Заморские гости", 1901; "Город строят", 1902; оба в Третьяковской галерее) сменяется стремлением Р. осмыслить прошлое в его символическом созвучии с современностью, представить основные вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой "космической" эволюции ("Небесный бой", см. илл.; "Знамение", 1915, Одесский художественный музей). Зрелой (с середины 1910-х гг.) манере Р., впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие "модерна" (плоскостная орнаментальность, декоративная стилизация), а также византийского и древнерусского искусства (застылость форм, иератичность стаффажных фигур), присущи усиление черт символизма, напряжённая эмоциональность образов, лапидарность выразительных средств - чёткость, контурность рисунка, контрастность локальных ярких тонов (с 1906 Р. писал темперой; с 20-х гг. - преимущественно синтетическими красками). К 1910-м гг. также относятся работы Р. в области театрально-декорационной живописи (оформление балета "Весна священная" И. Ф. Стравинского, 1913, оперы "Князь Игорь" А. П. Бородина, 1914, - в Русских сезонах С. П. Дягилева) и монументального искусства (эскизы для церковных росписей и мозаик, например в церкви святого Духа в Талашкине, 1914, а также для майоликовых фризов и живописных панно в частных особняках).

С 1918 Р. жил за рубежом (в начале 20-х гг. в основном - в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно - в Индии). Совершил 2 большие экспедиции (1924-28 и 1934-35) по Центральной и Восточной Азии. Особенно ценна по собранным археологическим и этнографическим материалам была 1-я экспедиция (совместно с женой Е. И. Рёрих и сыном Ю. Н. Рёрихом), дважды пересекшая Центральную Азию из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум, Таримскую впадину, Джунгарию к озерам Зайсан и Омску) и из Монголии в Индию (через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926) посетил Москву, а также Алтай. Центром изучения археологических и этнографических материалов в 1929-42 являлся институт гималайских исследований ("Урусвати"), основанный Р. в Нагаре совместно с сыном Ю. Н. Рёрихом. Для живописи Р. 20-40-х гг. (монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции) характерны эпическое звучание, величественность и романтическая приподнятость образов, впечатляющая острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов ("Гуга Чохан", 1931, Третьяковская галерея; "Знаки Гэсера", 1940, "Гималаи. Нанда-Деви", 1941, "Тибет. Монастырь", 1942, "Помни", 1945, все 4 произведения - в Русском музее). Некоторым работам Р. этого периода присущ усложнённый, нередко претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрению Р. с его близостью к буддийской философии, его утопическим надеждам на глобально-мессианскую роль искусства).

С 20-х гг. Р. вёл обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Р. в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). Известны патриотические выступления Р. во время Великой Отечественной войны 1941-45. Значителен вклад Р. в культурное сближение советского и индийского народов. Болезнь не дала Р. возможности вернуться на Родину. Более 400 произведений, исполненных им в Индии, было передано в музеи СССР.

Соч.: Письмена, М., 1974; Из литературного наследия, М., 1974; Алтай - Гималаи, М., 1974.

Лит.: Рерих, П., 1916; Князева В. П., Н. К. Рерих, 1874-1947, Л. - М., 1963; её же, Н. Рерих, М., 1968; Беликов П., Князева В., Рерих, М., 1972; Полякова Е., Н. Рерих, [М.], 1973.


В. А. Марков, © Большая советская энциклопедия.






Для поиска нужного произведения используйте комбинацию клавиш Ctrl+F

Датированные произведения:

1921 — Ловцу, входящему в лес
1921 — Улыбкой?
1920 — К нему
1920 — Капли
1920 — Жемчуг
1920 — Нам?
1920 — Детские замки
1920 — Любовь
1920 — Не поняв
1919 — При всех
1919 — Не удалялся
1918 — Благодать
1918 — Улыбка твоя
1918 — Свет
1918 — Веселися
1918 — Бездонно
1918 — Напрасно
1918 — Повторяешь
1918 — В толпу
1918 — Оставил
1917 — Я сохраню
1917 — И любовь
1917 — Наш путь
1917 — Взойду
1917 — Открой
1917 — Увидишь
1917 — Захочешь
1917 — Не открою
1917 — Ключи от ворот
1916 — Не убьют
1916 — Не убить?
1916 — Тогда
1916 — Поможет
1916 — Подвиг
1916 — Бог даст
1916 — Вижу я!
1916 — Не можем
1916 — Послан
1916 — Не считай
1916 — Уводящий
1916 — Утром
1916 — Как устремлюсь?
1916 — В танце
1916 — Нищий
1916 — Не закрой
1916 — Пора
1916 — На последних вратах
1915 — Священные знаки
1915 — Под землею
1915 — Увидим
1915 — Жезл
1915 — В землю
1911 — Заклятие
1909 — Лакшми-победительница

Другие произведения:

            Время
            Завтра
            Замечаю
            Лют Великан
            О вечном
            Поверить?
            Привратник
            Свечи горели. Яркое пламя трепетным...
            Тропинки




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура