World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Сидни Пуатье


 Сидни Пуатье


Имя по-английскиSidney Poitier
Дата рождения20.02.1927 г.
Полмужской
Место рожденияМайами, Флорида, США
Wiki вики (en) вики (ru)
На английскомimdb 
Тегиактер, работал в сша, американцы

«За исключительную игру и уникальное существование на экране и за представление отрасли с достоинством, стилем и интеллигентностью». С такой лестной формулировкой Сидни Пуатье вручили второй в его карьере, почётный «Оскар», послуживший знаком признания незаурядных заслуг. Конечно, отчасти это заставило вспомнить двусмысленную ситуацию, когда перспективного актёра обделили золотой статуэткой за одну из лучших работ, в «Скованных одной цепью» /1958/, отдав тогда предпочтение Дэвиду Найвену. А награждение состоялось чуть позже, в 1963-м, за явно компромиссную (по мнению радикалов – конформистскую) партию современного дяди Тома, помогающего добрым монахиням, в мелодраме «Полевые лилии». Впрочем, даже с поправкой на политес Пуатье оказался первым темнокожим артистом, получившим официальное1 признание Американской киноакадемии.

Этот факт сам по себе стал важным свидетельством перемен на «фабрике грёз», да и в американском обществе в целом, где в то время набирало силу движение темнокожих американцев за гражданские права. Именно Сидни Пуатье, стремительно взлетевший на вершину Олимпа славы, превратившийся в секс-символа и подлинную «суперзвезду» с соответствующими гонорарами (а нередко и – с процентами от кассовых сборов), стал лицом афро-американцев. Хотя и подвергался (не только со стороны советских киноведов) справедливой критике за нередко допускаемые уступки стереотипам белого большинства.

Сидни Л. Пуатье появился на свет 20-го февраля 1927-го года в Майами, где его родители, крестьяне с Багамских островов Реджинальд Джеймс Пуатье с женой Эвелин, находились, пытаясь продать урожай помидоров. Сидни рос на острове Кэт и в Нассау, но в пятнадцатилетнем возрасте приехал в столицу штата Флорида, благо что по факту рождения получил право на гражданство США. А ещё через два года перебрался в Нью-Йорк.

В юности Сидни трудился на низкоквалифицированных работах, в том числе в армейском госпитале ветеранов, однако, пройдя успешное прослушивание, попал в труппу Американского негритянского театра – и с этого момента полностью посвятил себя искусству лицедея. Экранный дебют Пуатье (не указанный в титрах посетитель ночного клуба) состоялся в мюзикле «Золушка, нарисованная сепией» /1947/, а уже вторая роль – в нуаре «Нет выхода» /1950/ – привлекла к исполнителю внимание. Любопытно, что начинающий артист солгал режиссёру относительно возраста, приписав себе пять лет.

Картина «Плачь, любимая страна» /1951/, посвящённая ситуации в ЮАР, острая криминальная лента из жизни тинэйджеров «Школьные джунгли» /1955/, драма «Граница города» /1957/, историческая мелодрама «Банда ангелов» /1957/ – с каждой новой работой положение Сидни в Голливуде укреплялось. Прорывом стала упомянутая выше картина Стэнли Крамера, также известная под заголовком «Не склонившие головы» /1958/, в которой Пуатье, по всеобщему признанию, переиграл знаменитого Тони Кертиса. Правда, особую глубину фильму о судьбе беглых заключённых придавало само взаимодействие двух людей с разным цветом кожи, буквально скованных одной цепью.

Авторитет Сидни вырос настолько, что на его популярности не отразилось даже участие в экранизации оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», подвергнутой резким нападкам за расистскую направленность. И всё следующее десятилетие прошло, хочется сказать, под знаком Пуатье.

Конечно, не все работы кумира были равнозначны. Если же говорить прямо, то достаточно чётко делились на две группы: на сентиментальные, упрощённые, «утешительные» – и прогрессивные, остросоциальные. К первой категории можно отнести – помимо «Полевых лилий» – «Парижский блюз» /1961/, где Сидни составил дуэт с Полом Ньюманом, и «Клочок синевы» /1965/, в котором его Гордон Рэлф бескорыстно помогает белой слепой девушке. Ещё очевиднее сусальность школьной драмы «Сэру, с любовью» /1967/, посвящённой попыткам Марка Тэкерея, выходца из Британской Гвианы, получившего должность учителя в лондонской школе, завоевать авторитет учеников. Наконец, апогеем этой линии считается ироничная мелодрама «Угадай, кто придёт к обеду» /1967/, о переживаниях родителей жениха и невесты, принадлежащих к разным расам, по поводу предстоящего брака детей…

Другое дело – антирасистские произведения, начатые драмой «Изюминка на солнце» /1961/, посвящённой самым «неудобным» аспектам преодоления сегрегации. В «Точке давления» /1961/ герой Пуатье подвергается психологическому прессингу со стороны заключённого, свято верящего в превосходство белых. Но в первую очередь на память приходит, безусловно, детектив «Душной южной ночью» /1967/, в котором полицейский из Филадельфии помогает шерифу городка Спарта, штат Миссисипи (Род Стайгер), расследовать убийство, преодолевая противодействие местных предержащих.

К слову, творчество Сидни Пуатье стало невольным провозвестником «блэксплуататорского» кинематографа 1970-х, к которому вплотную приблизились продолжения картины Нормана Джуисона. И в дальнейшем кинематографист старался, что называется, держать нос по ветру, снимаясь в фильмах разных жанров: от вестернов и триллеров до комедий. Более того, дебютировав картиной «Бак и проповедник» /1972/, он открыл в себе дарование режиссёра, добившись на этом поприще наивысшего успеха фарсом «Буйно помешанные» /1982/. Правда, постепенно всё же начал уступать в славе более молодым актёрам, в том числе афро-американцам: от Ричарда Прайора до Эдди Мерфи и Дензела Вашингтона.

В преддверии нового, XXI века Сидни Пуатье стал сниматься реже, отдавая предпочтение скромным телевизионным проектам (от «Разделённых, но равных» /1991/ и «Манделы и де Клерка» /1997/ до продолжения «Сэру, с любовью»). Но он по-прежнему остаётся олицетворением целой эпохи в американском кинематографе, который, кстати, активно начала покорять одна из дочерей «звезды» – Сидни Тамийа Пуатье.


__________
1 – Ради Джеймса Баскетта, отмеченного за «Песнь Юга» /1946/, исключение сделано не было.
© Евгений Нефёдов, 2013.04.04 г.








фильм
фильм «Брат Джон»


фильм
фильм «Брат Джон»


фильм
фильм «Брат Джон»


фильм
фильм «Брат Джон»


фильм
фильм «Брат Джон»


фильм
фильм «Порги и Бесс»


фильм
фильм «Порги и Бесс»


Роли в кино:

2022 — Сидни (документальный фильм)
2016 — Я вам не негр (документальный фильм)
2007 — Мистер Уормт: проект Дона Риклза (документальный фильм)
2004 — Скажи им, кто ты есть (документальный фильм)
2003 — Американские мечты - в 1 эпизоде
— эпизод #1.18 The One [2003.03.16]
2002 — 74 ежегодная церемония награждения (документальный фильм)
1997 — Шакал 7.5/10 (64)
1997 — Мандела и де Клерк
1996 — Учителю, с любовью II
1994 — Столетие кинематографа (документальный фильм)
1992 — Тихушники
1988 — Маленький Никита
1988 — Огонь на поражение
1977 — Обойма драйва
1975 — Заговор Уилби
1975 — Давай сделаем это снова
1972 — Бак и Проповедник
1971 — Брат Джон
1971 — Организация
1970 — Меня зовут Мистер Тиббс!
1970 — Кинг: кинопротокол… Из Монтгомери в Мемфис (документальный фильм)
1968 — Ради любви к плющу
1967 — Угадай, кто придет к обеду?
1967 — Полуночная жара
1967 — Учителю, с любовью
1966 — Дуэль в Диабло
1965 — Случай с Бедфордом
1965 — Клочок синевы
1965 — Величайшая из когда-либо рассказанных историй
1965 — Тонкая нить
1963 — Корабли викингов
1963 — Полевые лилии
1961 — Парижский блюз
1961 — Изюминка на солнце
1959 — Порги и Бесс
1958 — Не склонившие головы
1957 — Банда ангелов
1957 — На окраине города
1957 — Нечто ценное
1956 — До свидания, моя леди
1955 — Школьные джунгли
1950 — Выхода нет

Режиссер в кино:

1990 — Папа-призрак
1985 — Полный вперёд
1982 — Мошенничество
1980 — Буйно помешанные
1977 — Обойма драйва
1975 — Давай сделаем это снова
1972 — Бак и Проповедник

Сценарий/идея в кино:

1968 — Ради любви к плющу

Продюсер в кино:

1971 — Брат Джон




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура