World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Дэвид Кроненберг


 Дэвид Кроненберг


Имя по-английскиDavid Cronenberg
Дата рождения15.03.1943 г.
Полмужской
Место рожденияТоронто, Канада
Wiki вики (en) вики (ru)
На английскомimdb 
На русскомozon 
Тегирежиссер, канадцы

Карьера Дэвида Кроненберга чётко делится на две части. Вплоть до излёта «рейганомики» его упорно считали одним из ведущих специалистов по фильмам ужасов, оценивая работы исходя из личного отношения к самому жанру. Однако с начала 1990-х – не менее упорно причисляют к представителям авторского кинематографа, к столпам постмодернизма. Оба утверждения, пожалуй, верны. Вместе с тем несправедливо, на мой взгляд, само противопоставление «раннего» и «зрелого» Кроненберга. Творческий путь знаменитого канадца является чуть ли не идеальной иллюстрацией (применительно к киноискусству) диалектического закона о переходе количества в качество. Дэвид проявлял завидную настойчивость, совершенствуя мастерство с каждой новой постановкой – и в то же время неизменно демонстрировал приверженность собственным художественным и философским установкам.

Дэвид Пол Кроненберг появился на свет в разгар Второй мировой войны, 15-го марта 1943-го года, в столице провинции Онтарио. Профессию своих родителей, соответственно журналиста1 и пианистки, аккомпанировавшей национальной балетной труппе, он с иронией обыграет много лет спустя в «Мухе» /1986/, заставив Сета исполнить пьесу на фортепиано Веронике, работающей в СМИ.Любопытно, что будущий режиссёр в детстве музицировал на гитаре и сочинял рассказы (естественно, мистического плана), а позже даже изучал литературу в Университете Торонто. Но со временем обрёл подлинное, как убеждены все его поклонники, призвание.

Первыми экранными опытами Кроненберга стали, как известно, экспериментальные, снятые на личные сбережения очень странные фильмы. Ни ранние короткометражки, ни полнометражные картины «Стерео» /1969/ и «Преступления будущего» /1970/, разумеется, не могли заинтересовать продюсеров, равно как и стать объектом культа среди любителей авангарда из-за углублённости в научную фантастику. Ещё пятью-десятью годами ранее у подобного рода кинолюбителя, наверное, не было никаких шансов, но… На помощь пришло не только телевидение, где Дэвид, проработав несколько лет, заметно повысил профессионализм. Примерно в это время в Канаде начала действовать программа государственной поддержки кинематографа, полностью подавленного (особенно в англоязычных регионах страны) голливудской продукцией.

Именно так появились «Паразиты» /1975/, а следом «Бешеная» /1977/ и «Выводок» /1979/, привлёкшие к режиссёру внимание ценителей хорроров и, безусловно, оказавшие заметное влияние на развитие жанра. Некоторые канадские критики тогда упрекали чиновников в растрате средств налогоплательщиков на заведомо безвкусные зрелища, но факт остаётся фактом: без прорыва Кроненберга был бы, наверное, проблематичен последующий успех коллег2. Кроме того, он показал себя и неплохим ремесленником, сняв «Быструю компанию» /1979/ – драму из жизни байкеров.

Как бы то ни было, для Дэвида наступил самый плодотворный период. В «Сканнерах» /1981/ предельно ясно (и, кстати, эффектно – кадры дуэлей телепатов незабываемы!) воплощён излюбленный мотив режиссёра о потенциале заложенных в человеке экстрасенсорных способностей. По ходу фильма звучит важное замечание о том, что контакт сканнеров – не обмен мыслями на расстоянии, а взаимодействие нервных систем. То есть речь не идёт о чём-то сверхъестественном и непостижимом: в противовес привычным антикартезианским тенденциям жанра автор постулировал неразрывную, причём вполне постижимую рационально, связь материи (телесной оболочки) с духом. Не менее в данном отношении показателен «Видеодром» /1983/, где порабощению разума Макса Ренна (Джеймс Вудс) глобальной телевизионной сетью сопутствуют мучительные трансформации организма. Да и в «Мёртвой зоне» /1983/, самой «интеллигентной» постановке зачинателя так называемых body horrors, обретение Джонни Смитом (Кристофер Уокен) дара ясновидения происходит после пережитой катастрофы. Тем более всё это характерно для «Мухи» /1986/ и «Намертво связанных» /1988/, столь же пугающих и местами натуралистичных, сколь и психологически убедительных.

Таким образом, «Обед нагишом» /1991/ по крайней мере странно рассматривать в отрыве от контекста. Фильм, безусловно, самостоятелен (в отдельных аспектах – даже по отношению к литературному первоисточнику!) и в высшей степени оригинален, но вряд ли увидел бы свет без художественного груза, накопленного постановщиком. Да и, скажем, «Автокатастрофа» /1996/ повествует в более реалистичном (реалистичном до навязчивости) ключе о хорошо знакомых вещах – разве что с демонстративным уклоном в болезненный эротизм. По тем же причинам «эКЗистенЦия» /1999/ была заслуженно расценена не актом ретроградства, а как шаг вперёд и новое слово в теме, актуальность которой режиссёр предвидел чуть ли не тридцатью годами ранее…

Исполнив в 1999-м обязанности председателя жюри Каннского международного кинофестиваля, Дэвид Кроненберг, хочется сказать, официально стал живым классиком мирового кинематографа – и главным претендентом (наряду с Дени Арканом) на звание ведущего мастера Канады. Отныне он позволяет себе не принимать во внимание стереотипы, обращаясь к таким темам и жанрам, которые максимально точно и всеобъемлюще выражают волнующие мысли. Это могут быть психопатологический, почти лишённый натурализма триллер («Паук» /2002/), криминальные фильмы, как в случае с «Оправданной жестокостью» /2005/ и «Пороком на экспорт» /2007/, обманчиво старомодная психологическая драма или глобальная кинопритча. Досужие разговоры о том, что «мэтр уже не тот», его, конечно, стороной не обходят – но и не сказываются на творческой активности.


__________
1 – Милтон совмещал написание статей (в том числе ведение в Toronto Telegram постоянной рубрики) с управлением небольшим книжным магазином.
2 – Например, Айвена Рейтмэна (кстати, делового партнёра Дэвида) и создателей трилогии «Порки».
© Евгений Нефёдов, 2013.01.12 г.








фильм
фильм «Космополис»


фильм


фильм


фильм


фильм
фильм «Муха»


фильм
фильм «Муха»


фильм


фильм
фильм «Муха»


фильм
фильм «Муха»


фильм


фильм


фильм


фильм


Роли в кино:

2022 — 2020 — Звёздный путь: Дискавери - в 6 эпизодах
— эпизод #4.10 The Galactic Barrier [2022.02.24]
— эпизод #4.07 ...But to Connect [2021.12.30]
— эпизод #4.05 The Examples [2021.12.16]
— эпизод #4.04 All Is Possible [2021.12.09]
— эпизод #3.12 That Hope Is You, Part 2 [2021.01.07]
— эпизод #3.08 Terra Firma, Part 1 [2020.12.10]
2021 — Слэшер - в 8 эпизодах
— эпизод #4.08 Kindred [2021.09.16]
— эпизод #4.07 Goldfinger [2021.09.16]
— эпизод #4.06 Face Time [2021.09.09]
— эпизод #4.05 Family Ties [2021.09.02]
— эпизод #4.04 Upstairs Downstairs [2021.08.26]
— эпизод #4.03 In Trust [2021.08.19]
— эпизод #4.02 The Sins of the Father [2021.08.12]
— эпизод #4.01 Thicker Than Water [2021.08.12]
2020 — Падение
2019 — Исчезновение на дороге Клифтон Хилл
2017 — Она же Грэйс - в 6 эпизодах
— эпизод #1.06 Part 6 [2017.10.30]
— эпизод #1.05 Part 5 [2017.10.23]
— эпизод #1.04 Part 4 [2017.10.16]
— эпизод #1.03 Part 3 [2017.10.09]
— эпизод #1.02 Part 2 [2017.10.02]
— эпизод #1.01 Part 1 [2017.09.25]
2010 — Уильям Берроуз: Человек внутри (документальный фильм)
2010 — Счастливый город - в 1 эпизоде
— эпизод #1.03 Polly Wants a Crack at Her [2010.05.12]
2010 — По версии Барни
2007 — У каждого свое кино 7.0/10 (20)
2003 — Шпионка - в 2 эпизодах
— эпизод #3.10 Remnants [2003.12.07]
— эпизод #3.09 Conscious [2003.11.30]
2001 — Джейсон Х - Доктор Уиммер 6.0/10 (27)
2001 — Судья - Детектив Стобел
2000 — Американский кошмар (документальный фильм)
1999 — Воскрешение - Священник
1998 — Последняя ночь - Дункан
1996 — Крайние меры
1996 — Семейка придурков - В эпизоде
1996 — Автокатастрофа - В титрах не указан 6.3/10 (14)
1996 — Шоссе «Лунный свет» - Клэйтон
1995 — Кровь и пончики - Стивен
1995 — Умереть во имя - Человек в озере 7.2/10 (18)
1994 — Генри и Верлин - Фишер
1994 — Суд присяжных
1992 — Странная семейка - в 1 эпизоде
— эпизод #2.19 Idella's Breakdown [1992.03.18]
1990 — Ночной народ - Доктор Филип К. Декер
1988 — Связанные насмерть
1986 — Муха 7.3/10 (66)
1985 — Ночью

Автор оригинала в кино:

2022 — Преступления будущего 5.2/10 (14)

Режиссер в кино:

2022 — Преступления будущего 5.2/10 (14)
2014 — Звёздная карта
2012 — Космополис 5.1/10 (22)
2011 — Опасный метод 6.6/10 (29)
2007 — У каждого свое кино - сегмент At the Suicide of the Last Jew in the World in the Last Cinema in the World 7.0/10 (20)
2007 — Порок на экспорт 6.9/10 (42)
2005 — Оправданная жестокость 7.6/10 (33)
2002 — Паук 7.5/10 (17)
2001 — Короткий6
1999 — эКЗистенЦия 7.9/10 (145)
1996 — Автокатастрофа 6.3/10 (14)
1993 — М Баттерфляй
1991 — Обед нагишом 7.6/10 (29)
1990 — Весы правосудия (сериал)
1988 — Связанные насмерть
1987 — Пятница, 13-ое - эпизод Faith Healer (сериал)
1986 — Муха 7.3/10 (66)
1983 — Видеодром 7.4/10 (25)
1983 — Мёртвая зона 6.9/10 (23)
1981 — Сканнеры 6.3/10 (11)
1979 — Выводок
1979 — Мимолетное знакомство
1977 — Бешеная
1976 — Телеигра - эпизод The Italian Machine (сериал)
1975 — Судороги
1975 — Пип Шоу - эпизоды The Lie Chair, The Victim (сериал)
1974 — Жертва
1972 — Форт Йорк
1972 — В грязи
1972 — Берег озера
1972 — Долина Дона
1972 — Зимний сад
1972 — Блеф Скарборо
1971 — Джим Ричи, скульптор
1971 — Письма от Микеланджело
1971 — Рассказы о путешествиях
1970 — Программа Икс (сериал)
1970 — Преступления будущего
1969 — Стерео
1967 — Из скважины
1966 — Переход

Сценарий/идея в кино:

2022 — Преступления будущего 5.2/10 (14)
2012 — Космополис 5.1/10 (22)
2001 — Короткий6
1999 — эКЗистенЦия 7.9/10 (145)
1996 — Автокатастрофа 6.3/10 (14)
1995 — Сканнер-полицейский 2
1994 — Сканнер-полицейский
1992 — Сканнеры 3
1991 — Сканнеры 2: Новый порядок - автор персонажей
1991 — Обед нагишом 7.6/10 (29)
1988 — Связанные насмерть
1986 — Муха 7.3/10 (66)
1983 — Видеодром 7.4/10 (25)
1981 — Сканнеры 6.3/10 (11)
1979 — Выводок
1979 — Мимолетное знакомство
1977 — Бешеная
1976 — Телеигра (сериал)
1975 — Судороги
1972 — Зимний сад
1972 — Блеф Скарборо
1972 — Берег озера
1972 — В грязи
1972 — Форт Йорк
1972 — Долина Дона
1971 — Джим Ричи, скульптор
1971 — Рассказы о путешествиях
1971 — Письма от Микеланджело
1970 — Преступления будущего
1969 — Стерео
1967 — Из скважины
1966 — Переход

Продюсер в кино:

2002 — Паук 7.5/10 (17)
1999 — эКЗистенЦия 7.9/10 (145)
1998 — Я тебя теряю
1996 — Автокатастрофа 6.3/10 (14)
1988 — Связанные насмерть
1971 — Джим Ричи, скульптор
1970 — Преступления будущего
1969 — Стерео
1966 — Переход

Другие роли в кино:

1972 — Долина Дона - монтаж
1972 — Зимний сад - оператор
1972 — Блеф Скарборо - оператор
1972 — Берег озера - оператор
1972 — В грязи - оператор
1972 — Форт Йорк - оператор
1972 — Долина Дона - оператор
1972 — Зимний сад - монтаж
1972 — Блеф Скарборо - монтаж
1972 — Берег озера - монтаж
1972 — В грязи - монтаж
1972 — Форт Йорк - монтаж
1971 — Письма от Микеланджело - оператор
1971 — Письма от Микеланджело - монтаж
1971 — Рассказы о путешествиях - оператор
1971 — Джим Ричи, скульптор - оператор
1971 — Джим Ричи, скульптор - монтаж
1971 — Рассказы о путешествиях - монтаж
1970 — Преступления будущего - оператор
1970 — Преступления будущего - монтаж
1969 — Стерео - монтаж
1969 — Стерео - оператор
1967 — Из скважины - оператор
1967 — Из скважины - монтаж
1966 — Переход - оператор
1966 — Переход - монтаж




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура