Кристиан Бейл
Имя по-английски | | Christian Bale |
Дата рождения | | 30.01.1974 г. |
Место рождения | | Хаверфордвест, Великобритания |
Род занятий | | роли в кино, продюсер в кино |
В одной из телевизионных передач режиссёр Владимир Грамматиков рассказал одну «забавную» историю. О том, как западные продюсеры, принявшие участие в финансировании ленты «Мио, мой Мио» /1987/, пытались извлечь дополнительные барыши из того факта, что юный артист, исполнивший главную роль, одновременно был выбран самим Стивеном Спилбергом. Правда, замечательная военная драма под названием «Империя солнца» /1987/ так и не вызвала, вопреки ожиданиям, особого резонанса – да и упомянутая экранизация сказки Астрид Линдгрен, осуществлённая совместными усилиями кинематографистов СССР и ряда западных стран, снискала известность лишь у нас в стране. Иными словами – юный Кристиан получил тогда лишь аванс будущей славы, которая ожидала его тем не менее с неизбежностью.
А как же иначе? Исполнитель, утверждённый мэтром из 4000 (!) претендентов, не мог не обладать ярким дарованием. Кристиан Чарльз Филипп Бейл, родившийся 30-го января 1974-го года в Уэльсе, в семье неутомимого искателя приключений (и политического активиста) и цирковой танцовщицы, с детства отличался повышенной амбициозностью, чему способствовал и свободный, «творческий» образ жизни семьи. Он уже в девять лет дебютировал на малом экране в рекламных роликах компании Pac-Man, а вскоре – попробовал силы на сцене Лондонского Уэст-Энда, выступив партнёром популярного комика Роуэна Эткинсона. К двадцати годам Кристиан прослушал курсы таких престижных учебных заведений, как Королевская академия драматического искусства, Лондонская академия музыки и драматического искусства и Центральная школа речи и драмы. Столь же ранним – и весьма успешным – оказался и его опыт покорения кинематографа.
В принципе, юного Бейла можно было лицезреть ещё в небольших ролях, соответственно царевича Алексея и Бена Харриса, в телефильме «Анастасия: загадка Анны» /1986/ и сериале «Сердце страны» /1987/. Однако лишь партии в упомянутых работах Грамматикова и Спилберга заслуживают пристального внимания. И если успех киносказки объясняется детской непосредственностью и искренностью тринадцатилетнего Кристиана, то с «Империей солнца» дела обстоят куда сложнее. Складывается ощущение, что перед нами – актёр с классическим драматическим образованием и огромным опытом, в равной степени способный демонстрировать и естественность реакции на грани наивности, и драматизм ситуации, в которой маленький (по возрасту) человек вынужден решать далеко не ребяческие проблемы. Бейлу – разумеется, не без помощи режиссёра, сделавшего акцент на автобиографических мотивах взятого за основу романа, – удалось затмить гораздо более искушённых партнёров по съёмочной площадке уровня Джона Малковича и Миранды Ричардсон.
Но что делать, если зрители встретили фильмы прохладно? Впрочем, Кристиан Бейл не отчаивался – и охотно соглашался на новые проекты. Он сумел не затеряться, в частности, в осуществлённой в 1989-м году Кеннетом Брэна экранизации шекспировской хроники «Генрих V», а в телевизионной адаптации приключенческого романа Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» /1989/ воплотил образ легендарного Джима Хокинса. Ещё более серьёзными заявками стали два мюзикла, «Юные продавцы газет» /1992/ и «Свингующие ребята» /1993/, к работе над которыми Бейл прилежно готовился на протяжении 10 недель, изучая танцы и боевые искусства. Наконец, нельзя не признать достижением мрачную историческую драму «Принц Ютландии» /1994/ датчанина Габриэля Акселя, обратившегося к скандинавскому сказанию, когда-то взятому Вильямом Шекспиром в качестве основы для трагедии Гамлета, где актёр мастерски исполнил заглавную роль.
На этом можно подвести черту под условным начальным этапом творческой карьеры Кристиана Бейла, прекрасно, заметим, отвечающей озвученному им1 кредо: «Актёр никогда не может быть важнее, чем фильм, в котором снимается». Далее пришлось мириться с определённой стагнацией, соглашаясь на предложения нечасто. Правда, хороший вкус ему не изменял и здесь, обеспечивая участие преимущественно в киноверсиях литературных произведений Генри Джеймса, Джозефа Конрада, всё того же Шекспира… Кристиан, кроме того, неплохо воплотил образ Иисуса из Назарета в телефильме «Мария, мать Иисуса» /1999/. Известность постепенно накапливалась – и всё равно прорыв оказался неожиданным.
Изначально Мэри Хэррон намеревалась доверить партию своего «американского психопата» Леонардо Ди Каприо – но пришлось остановиться на менее именитом Бейле, который, по иронии судьбы, первым претендовал на роль художника Джека в «Титанике» /1997/ Джеймса Кэмерона. Фильм не попал в число лидеров проката, однако вызвал заметный художественный резонанс и быстро обрёл «культовый» статус. Теперь уже многие обратили внимание на Кристиана Бейла, неповторимо загадочного в обличии преуспевающего «яппи» Патрика Бэйтмена, промышляющего… зверскими и бессмысленными убийствами. Смесь аристократизма и безумия, высокого интеллекта и неконтролируемой ярости – и это один и тот же человек!
Став знаменитостью, Кристиан начал получать предложения в перспективные проекты: «Детектив Шафт» /2000/, «Мандолина капитана Корелли» /2001/, «Власть огня» /2002/, «Новый мир» /2005/. Не обошлось и без ярких главных ролей – вспомним и фантастический боевик «Эквилибриум» /2002/, и изощрённый шизофренический триллер «Машинист» /2004/. А дальше возникли очертания Бэтмена… Негласно одобрив выбор Кристофера Нолана, впервые утвердившего на эту знаковую роль исполнителя неамериканского происхождения, зрители, в сущности, обеспечили Кристиану Бейлу статус «суперзвезды». Его трактовка двойственного характера Брюса Уэйна, периодически облачающегося в костюм летучей мыши, вызывает немалый интерес и уважение. И всё-таки, признаться, ещё более важным кажется то, как именно актёр распорядится своей славой. Первые попытки – вроде «Престижа» и «Поезда на Юму» – вполне обнадёживают. Что будет дальше?
__________ 1 – В интервью журналу Spin, март 1996-го. © Евгений Нефёдов, World Art, 2008.10.05 г.
| |