World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Джек Николсон


 Джек Николсон


Имя по-английскиJack Nicholson
Дата рождения22.04.1937 г.
Полмужской
Место рожденияНью-Йорк, США
Wiki вики (en) вики (ru)
На английскомimdb 
Тегиактер, работал в сша, американцы

Когда Джек Николсон появляется в кадре, зритель волей-неволей перестаёт замечать всё остальное. Конечно, особый магнетизм натуры, умение фокусировать на себе взгляды публики, даже если с его персонажами на экране, кажется, ничего не происходит, являются в значительной степени прирождёнными. Но сложно не обратить внимания, как настойчиво Джек шлифовал данный от Бога талант, заслужив репутацию одного из величайших лицедеев в истории кинематографа. Причём Николсон, начавший штурмовать экран первым из четверых актёров1, ставших гордостью нового Голливуда, всё же не отличается даром перевоплощения. Не покидает ощущение, что он остаётся самим собой, к каким бы обстоятельствам ни адаптировался, какую бы партию ни исполнял: частного сыщика или главы преступного мира, сходящего с ума писателя или Президента США.

Дебют Джека Николсона состоялся в двадцатиоднолетнем возрасте2 в телесериале «Дневной театр», а уже через два года начинающий артист получил роль в кинофильме – криминальной драме «Плачущий убийца». Ему в известной степени повезло, поскольку удалось влиться в дружную компанию Роджера Кормана, прославленного «независимого» кинематографиста, снимавшего ленты в кратчайшие сроки, на минимальные средства, но вместе с тем – не ограничивавшего творческую свободу учеников и единомышленников. Партии Николсона в «Магазинчике ужасов» /1960/, «Вороне» /1963/, а особенно – в напряжённом и стильном (несмотря на причастность к постановке… пятерых режиссёров!) «Ужасе» /1964/ приятно удивляют и по сей день. По-своему выразителен Джек был и в вестернах («Побег в никуда» /1965/ и «Перестрелка» /1968/3), и в агрессивных молодёжных опусах: «Дикая гонка» /1960/, «Ангелы ада на колёсах» /1967/, «Псих-аут» /1967/.

Впрочем, первое серьёзное актёрское достижение, хотя в значительной степени и вытекало из упомянутых работ, решительно подводило черту под начальным периодом. Образ адвоката Джорджа Хэнсона, избравшего, в отличие от встреченных «беспечных ездоков», путь внутренней эмиграции, покорил умением исчерпывающе передать жизненную драму при минимуме отведённого экранного времени… Отныне Джек Николсон начал проявлять удивительную прозорливость, неизменно выбирая фильмы, которым суждено не просто снискать коммерческий успех, а – вобрать в себя наиболее характерные черты эпохи, пополнить число ярчайших страниц кинематографической летописи. Так, в «Пяти лёгких пьесах» /1970/ увидели себя, точно в зеркале, «потерявшиеся» представители творческой интеллигенции. Баддаски, получивший «последний наряд» непосредственно перед увольнением в запас, частный сыщик Джейк Гиттес, заплутавший в лабиринтах Китайского квартала», репортёр Дэвид Локк, присвоивший себе чужую личность, – все они несли печать глубокого разочарования, моральной усталости, ощущение враждебности окружающего мира, присущие самому времени.

И всё-таки итог «бунтарским» умонастроениям подвела другая (возможно, самая знаменитая) роль Джека Николсона. Возмутитель спокойствия МакМёрфи, переведённый из тюрьмы в психиатрическую клинику, где лишь попытался донести до других пациентов чувство свободы и… был подвергнут лоботомии, оказался идеальным выразителем чаяний поколения, бросившего вызов Системе. После столь мощного триумфа даже вполне неплохие работы (например, вестерны «Излучины Миссури» /1976/ и «Отправляясь на юг» /1978/) не могли добавить к сказанному ничего существенного…

Вот только Джек Николсон занял среди коллег, по сути, эксклюзивное положение, не столько приспосабливаясь к меняющемуся времени, сколько – по мере сил участвуя в формировании его нового облика. Так, начало «рейганомики» далеко не вдруг «осияла» роль Джека Торрэнса – писателя, медленно сходящего с ума в уединённом доме и в итоге набрасывающегося с топором в руках на жену и сына. Не менее актуальными, хотя и с углублением в социальные проблемы, оказались триллер «Почтальон всегда звонит дважды» /1981/ и криминальная драма «Граница» /1982/. Но и в, казалось бы, жизнеутверждающих произведениях – от иронических мелодрам до «чёрных комедий» («Честь семьи Прицци» /1985/, «Ведьмы из Иствика» /1987/) – нет-нет, да и проскальзывали нотки мизантропии. Венцом всему стала фонтанирующая, бурлескная, бескомпромиссная партия Джокера – вечного соперника Бэтмена. Его широкая улыбка, навечно застывшая на лице, артистичность натуры и абсолютная безжалостность производили куда более сильное впечатление, чем благородные жесты и целеустремлённый взгляд штатного супермена Америки!

Таким образом, Джек Николсон добился того, чего редко удаётся достичь в принципе: стал легендой ещё при жизни, тем самым – придавая особое измерение любому фильму, в котором снимался. Это прекрасно видно в вольной, новаторски выстроенной биографии такой неоднозначной личности, как Джимми Хоффа4, или в небезызвестном фильме ужасов Майка Николса, где артисту потребовалась минимальная помощь со стороны гримёра, чтобы продемонстрировать процесс внутренней, глубинной трансформации человека в волка. А главное, Джек остаётся «суперзвездой» де-факто, честно отрабатывая гонорары в $10-15 млн., и с наступлением нового столетия, когда многих его коллег потеснили молодые кумиры.

Каково это, чувствовать себя частью Истории (как минимум, истории искусства) и одновременно – участником непрекращающегося творческого процесса? Недавние партии кумира, безусловно, обогатились новыми нюансами. Романтическая комедия «Любовь по правилам… и без» /2003/, драмы «О Шмидте» /2002/ и «Пока не сыграл в ящик» /2007/ могут послужить уникальными примерами приятия артистом своих осенних лет, до которых всего десятилетием ранее казалось бесконечно далеко. Подлинно великий человек тем (помимо общепризнанных достижений, конечно) и отличается, что не требует доказательств собственного величия!


__________
1 – Также имеются в виду Дастин Хоффман, Роберт Де Ниро, Аль Пачино.
2 – Он родился 22-го апреля 1937-го года на Манхэттене.
3 – В обоих случаях он взял на себя функции продюсера.
4 – Между прочим, постановку тогда осуществил Дэнни ДеВито, давний друг Джека.
© Евгений Нефёдов, World Art, 2011.03.01 г.








фильм
фильм «Бэтмен»


фильм


фильм
фильм «Граница»


фильм
фильм «Волк»


фильм


фильм
фильм «Бэтмен»


фильм


фильм
фильм «Бэтмен»


фильм
фильм «Бэтмен»


фильм


фильм


фильм
фильм «Про Шмидта»


фильм
фильм «Хоффа»


фильм


фильм


фильм


фильм


фильм


фильм
фильм «Волк»


фильм
фильм «Бэтмен»


фильм
фильм «Бэтмен»


Роли в кино:

2023 — Титаны - в 1 эпизоде
— эпизод #4.09 Dude, Where's My Gar? [2023.04.20]
2022 — Дневники Энди Уорхола - в 1 эпизоде
— эпизод #1.04 Collab: Andy & Basquiat [2022.03.09]
2018 — Робин Уильямс: Загляни в мою душу (документальный фильм)
2012 — Комната 237 (документальный фильм)
2011 — Мир Кормана (документальный фильм)
2010 — Я ещё здесь
2010 — Надежда для Гаити
2010 — Как знать... - Чарлз 4.8/10 (13)
2008 — Роман Полански: Разыскиваемый и желанный (документальный фильм)
2007 — Пока не сыграл в ящик - Эдвард Коул 8.5/10 (156)
2006 — Отступники - Фрэнк Ксотелло 8.2/10 (347)
2005 — Лос-Анджелес (документальный фильм)
2005 — В глубокой глотке (документальный фильм)
2003 — Управление гневом - Доктор Бадди Райделл 6.9/10 (52)
2003 — Любовь по правилам... и без - Хэрри 6.8/10 (26)
2003 — Беспечные ездоки, бешенные быки (документальный фильм)
2003 — Шер: прощальное турне (документальный фильм)
2002 — Ребёнок с фотографии (документальный фильм)
2002 — Про Шмидта - Уоррен Шмидт
2001 — Стэнли Кубрик: Жизнь в кино (документальный фильм)
2001 — Америка: Дань героям (документальный фильм)
2001 — Обещание - Детектив Джерри Блэк 7.6/10 (12)
1998 — Пир проститутки (документальный фильм)
1997 — Лучше не бывает - Писатель Мелвин Юдалл 7.7/10 (63)
1996 — Кровь и вино - Торговец вином Алекс Гейтс
1996 — Марс атакует! - Президент Джеймс Дэйл 6.6/10 (97)
1996 — Вечерняя звезда - Астронавт Гарретт Бридлав
1995 — Постовой на перекрёстке - Фрэдди Гэйл
1994 — Волк - Уилл Рэнделл 7.4/10 (48)
1992 — Несколько хороших парней - Нэтан Р. Джессеп 7.3/10 (15)
1992 — Хоффа - Джеймс Хоффа
1992 — Она отвлекает
1992 — Мужские хлопоты - Тренер собак Хэрри Блисс
1990 — Два Джейка - Частный детектив Джейк Гиттес
1989 — Бэтмен - Джокер 7.7/10 (189)
1987 — Чертополох - Фрэнсис
1987 — Теленовости - Билл Рорич
1987 — Иствикские ведьмы - Дэрил Ван Хорн 7.8/10 (55)
1986 — Детёныш слонов
1986 — Ревность - Журналист Марк Формэн
1986 — Один голос
1985 — Честь семьи Прицци - Чарли
1983 — Язык нежности - Гарретт Бридлав
1982 — Граница - Чарли Смит
1981 — Красные - Юджин
1981 — Почтальон всегда звонит дважды - Бродяга Фрэнк Чемберс
1981 — Нотр-дам с Круазет (документальный фильм)
1981 — Регтайм
1980 — Сияние - Джек 8.0/10 (247)
1978 — На юг! - Уголовник-неудачник Генри Мун
1976 — Последний магнат - Бриммер
1976 — Излучины Миссури - Конокрад Том Логан
1975 — Пролетая над гнездом кукушки - Р.П. МакМерфи 8.5/10 (945)
1975 — Профессия - репортер - Дэвид Лок
1975 — Томми - Специалист
1975 — Состояние - Оскар
1974 — Китайский квартал - Джейк Гиттес 7.6/10 (45)
1973 — Последний наряд - Билли Баддаски
1972 — Садовый король - Дэвид
1971 — Безопасное место - Митч
1971 — Познание плоти - Джонатан
1971 — Хроники: последнее представление Вана (документальный фильм)
1970 — Пять легких пьес - Роберт
1970 — Дерзкие мятежники - Банни
1970 — В ясный день увидишь вечность - Тэд
1969 — Беспечный ездок - Джордж Хэнсон 7.9/10 (42)
1968 — Псих выходит - Гитарист Стоуни
1968 — Мишени
1968 — Голова
1967 — Огонь на поражение - Билли Спеара
1967 — Ангелы Ада на колёсах - Поэт
1967 — Резня в день Святого Валентина - Эпизодическая роль
1965 — Побег в никуда - Уэс
1964 — Энсин Палвер
1964 — Побег к ярости - Джей
1964 — В ад с черного хода
1963 — Ворон - Рексфорд
1963 — Ужас - Офицер Андре
1962 — Маленькая армия
1962 — Заброшенная земля - Уилл
1960 — Маленький магазинчик ужасов - Пациент дантиста Уилбор Форс 8.2/10 (13)
1960 — Дикая гонка - Главарь банды Джонни
1960 — Стадс Лониган
1960 — Слишком рано для любви
1958 — Плачущий убийца

Режиссер в кино:

1990 — Два Джейка
1978 — На юг!
1971 — Он сказал поехали
1963 — Ужас

Сценарий/идея в кино:

1971 — Он сказал поехали
1968 — Голова
1967 — Поездка
1965 — Побег в никуда
1964 — Побег к ярости
1963 — Остров грома

Продюсер в кино:

1990 — Два Джейка
1971 — Он сказал поехали
1968 — Голова
1967 — Огонь на поражение
1965 — Побег в никуда




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура