МЕРИМЕ Проспер [Prosper Mérimée, 1803-1870] - французский писатель. Выходец из мелкобуржуазной среды. Окончил юридический факультет Сорбонны. В 1822 Мериме знакомится со Стендалем, оказавшим на него большое влияние. В 1825 Мериме печатает свою книгу "Театр Клары Газуль" (Théâtre de Clara Gazul), сборник гл. обр. антиклерикальных и - в некоторой мере - антидворянских и антимонархических комедий. Выдав этот сборник за книгу испанской артистки, существовавшей лишь в его воображении, Мериме издает затем книгу "Гузля" (Guzla, 1827) - собрание якобы иллирийских песен сказителя Гиакинфа Маглановича. С успехом удовлетворив романтическую страсть к мистификациям [на удочку "Гузля" попались Пушкин ("Песни западных славян"), Мицкевич и немецкий ученый Гергард], Мериме отдался серьезному творчеству. В 1828 выходит его историческая драма-хроника "Жакерия" (La Jacquerie) - замечательная попытка изобразить положительными чертами восстание средневековых крестьян, ярко отражающая сдвиги, происшедшие в социальной жизни Франции в эпоху феодально-католической реакции в конце 20-х гг. XIX в., когда особенно резкими становятся бунтарские настроения мелкой буржуазии и ее интеллигенции. Среди небольших новелл 1829 наряду с негрофильской новеллой "Таманго" (Tamango) особенно следует отметить новеллы "Взятие редута" (L’enlèvement de la redoute), блестящую страницу наполеоновских войн, и "Матео Фальконе" (Mateo Falcone), посвященную героизации той душевной прямоты и чувства чести, к-рые Мериме считал свойственными корсиканским крестьянам. Эти две новеллы Мериме, а также пьеса "Недовольные" (Les Mécontents), появившаяся в начале 1830, в к-рой автор осмеивает неудачу дворянского заговора в эпоху Империи, выясняют природу его социального протеста накануне Июльской революции: Мериме выступает здесь (под явным влиянием Стендаля) от имени бонапартистских слоев либеральной мелкобуржуазной интеллигенции, поклонявшихся героическим традициям наполеоновской эпохи и идеологически смыкавшихся здесь с группой наполеоновского дворянства. На Июльскую революцию, борцами к-рой явились мелкая буржуазия и пролетариат, Мериме - представитель тех групп мелкобуржуазной интеллигенции, к-рые тянулись к крупной буржуазии, - не откликнулся.
Антифеодальные и антиклерикальные установки классовой группы, идеологом к-рой был Мериме, отчасти являлись традицией Великой французской революции и Империи, но в значительно большей степени восходили к предреволюционному свободомыслию Вольтера и материалистически настроенных салонов XVIII в. При наличии крепкого ядра буржуазных лит-ых традиций (гл. обр. вольтеровских: рационализм, социально-осмысленная ирония, математически точная новеллистическая композиция) Мериме мог активно противиться влияниям дворянского романтизма, развенчивая в своих литературных мистификациях романтический принцип местного колорита или насмехаясь над романтической эмфазой. Мериме избегает лиризма, ему чужда экзальтированная взволнованность романтиков; он не поддается увлечению самодовлеющей красочностью быта, обнаруживает предельную скупость в характеристиках, описаниях и пейзажах. Лаконизм, даже некоторая сухость в изложении, полное отсутствие декламации, романтического "красноречия" типичны для Мериме. Это резко отделяет Мериме от романтиков, с к-рыми его только в малой степени сближает интерес к экзотическим и фантастическим сюжетам. При этом однако необходимо иметь в виду что напр. в своей фантастической новелле позитивист Мериме не проявляет веры в сверхчувственное и почти всегда стремится вскрыть позитивные основы загадочного факта, если только не забавляется, мистифицируя читателя.
После Июльской революции, когда политические друзья Мериме, близкие к кругам финансово-индустриальной буржуазии, стали у власти, Мериме получает должность инспектора исторических памятников Франции. Увлеченный службой (на к-рой он остается в течение двадцати лет), много путешествуя по Франции, Англии, Германии и Италии, Мериме отдает свой досуг преимущественно искусствоведческим сочинениям: "Записки о путешествии по югу Франции" (Notes d’un voyage dans le Midi de France, 1835), "Этюд о религиозной архитектуре" (Essai sur l’architecture religieuse, 1837) и мн. др...[
читать дальше]