World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  
случайная персона в базе данных: Ирина Гринёва

Василий Суриков



 Василий Суриков


Имя по-английски------------
Дата рождения12.01.1848 г.
Дата смерти06.03.1916 г.
Пол------------
Место рожденияКрасноярск, Россия
Род занятийхудожник


Суриков Василий Иванович [12(24).1. 1848, Красноярск, - 6(19).3.1916, Москва], русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской АХ (1869-75) у П. П. Чистякова. Действительный член петербургской АХ (1893). Уже в годы учения, обращаясь к исторической живописи, С. стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые детали, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры, убедительности свободной группировки фигур («Княжий суд», 1874, «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы», 1875, обе - в Третьяковской галерее). С 1877 жил в Москве, систематически совершал поездки в Сибирь, был на Дону (1893), на Волге (1901-03), в Крыму (1913). Посетил Германию, Францию, Австрию (1883-84), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. С. страстно любил русскую старину: обращаясь к сложным переломным эпохам в истории России, он стремился в прошлом народа найти ответ на волнующие вопросы современности. В 1880-е гг. С. создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Берёзове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887; все - в Третьяковской галерее). С глубиной и объективностью проницательного историка С. раскрыл в них трагические противоречия истории, логику её движения, испытания, закалившие характер народа, борьбу исторических сил в петровское время, в эпоху раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в его картинах выступает борющаяся, страдающая, торжествующая народная масса, бесконечно разнообразная, богатая яркими типами, объединёнными в картинах в подлинно симфоническое созвучие. С. показывает бурлящие в народе бунтарские силы; его влекут к себе могучие характеры (такие, как исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине «Утро стрелецкой казни», или проникнутая страстью и фанатичной убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноимённой картине), раскрывающиеся в бурных событиях русской истории. С большим мастерством С. передавал облик площадей и улиц старой Москвы и заполняющие их толпы народа, с глубокой любовью к идеалу прекрасного, созданному народным творчеством, изображал одежды и утварь, вышивки, роспись, резьбу. В своих монументальных по форме картинах С. создал новаторский тип композиции, при которой общее движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события; он добился удивительной гармонии полнозвучных чистых красок в пленэрной живописи. В его произведениях общий колорит, ритм цветовых пятен, фактура и направление движения мазка усиливают психологическую характеристику человека, а цвет порой приобретает почти символическое звучание. После смерти в 1888 жены С. впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, С. создал полотно «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей, Ленинград), запечатлевшее образ народа, полного удали, здоровья и веселья, В исторических картинах 1890-х гг. С. обращается к иной проблематике, избирая в прошлом русского народа события, в которых он действует как единая, лишённая внутреннего трагического раскола сила, совершающая героические подвиги во славу Родины. В картине «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Русский музей; см. илл.) мысль С. «две стихии встречаются» раскрыта в смелой удали казацкого войска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сибирских племён. В картине «Переход Суворова через Альпы» (1899, Русский музей) воспето мужество русских воинов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа, характерное для исторической живописи С. 1890-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах («Сибирская красавица». Портрет Е. А. Рачковской, 1891, Третьяковская галерея). В годы реакции С., верный демократическим традициям, работал (1909-10) над картиной «Степан Разин» (начата в 1903; Русский музей). С. также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи). Патриотическое, правдивое творчество С., впервые с такой силой показавшее народ как движущую силу истории, стало новым этапом в мировой истории живописи. Имя С. присвоено Московскому художественному институту, в Красноярске открыт Дом-музей С. и сооружен ему памятник (бронза, гранит, 1954, скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани).

Лит.: В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. Н. Г. Машковцева], М., 1960; В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. Д. Сарабьянова], М., 1963; Кеменов В.С., Историческая живопись Сурикова. 1870-1880-е гг., М., 1963.

© Большая советская энциклопедия

artsurikov.ru/biography.php - подробная биография Василия Сурикова. Галерея картин, эскизов, рисунков художника. Воспоминания современников.








Картины художника:

1915  —  Портрет Н. П. Кончаловского
1915  —  Алупка Ай-Петри
1913  —  Автопортрет
1913  —  В Крыму
1912  —  Берлин. Набережная
1910  —  Арль. Бой быков
1910  —  Севилья
1910  —  Севилья II
1910  —  Севилья. Альказар
1910  —  Севилья. Площадь боя быков
1910  —  Севилья. Бой быков
1910  —  Барселона. Бой быков
1910  —  Гренада. Альгамбра
1910  —  Толедо
1910  —  Толедо. Собор
1905  —  Портрет П. П. Кончаловского
1900  —  Неаполь
1900  —  Рим. Площадь Барберини
1900  —  Венеция. Палаццо дожей
1900  —  Колизей
1900  —  Флоренция. Прогулка
1900  —  Собор Св. Марка в Венеции
1900  —  Венеция. Палаццо Дориа
1900  —  Флоренция. Площадь Микеланджело
1900  —  Автопортрет
1895  —  Река Обь
1895  —  Иртышь
1893  —  Вид на Красноярск
1893  —  Красноярск. Качинская улица
1892  —  Девушка в красной кофте
1891  —  Портрет О. В. Кончаловской
1890  —  Дом Охотникова в Красноярске
1890  —  Тобольск
1890  —  Портрет К. М. Верхотуровой
1887  —  Портрет Н. П. Пассека
1887  —  Нижний Новгород
1887  —  Мужские головы в зимних шапках
1884  —  Венеция. Собор Св. Марка
1884  —  Миланский собор
1884  —  Собор Св. Петра в Риме
1884  —  Букет
1884  —  Серебряный бокал с розами
1884  —  Девушка с цветами в волосах
1884  —  Итальянки
1884  —  Четыре итальянки
1884  —  Помпея. Фонтан
1884  —  Помпея. Фонтан II
1884  —  Помпея. Улица
1884  —  Помпея. Фреска
1884  —  Портрет И. С. Остроухова
1883  —  Париж. Крыши домов
1883  —  Портрет О. В. Суриковой
1883  —  Дети художника
1883  —  Автопортрет
1883  —  Натюрморт
1883  —  Танцующие девушки
1882  —  Натурщица в русском костюме
1882  —  Портрет княгини С. А. Кропоткиной
1881  —  Портрет Н. С. Матвеева
1881  —  Портрет Н. С. Матвеева в детстве
1881  —  Портрет О. В. Суриковой в детстве
1880  —  Дачи под Самарой
1880  —  Самара
1880  —  Самара II
1880  —  Извозчик
1880  —  Колокольня
1880  —  Уголок сада
1880  —  Стена
1880  —  Зубовский бульвар зимой
1880  —  Московский дворик
1880  —  Уголок Москвы
1880  —  Букет в стакане
1876  —  Вид на Кремль зимой
1876  —  Колокольня И. Великого и Успенский собор
1876  —  Самовар
1876  —  Автопортрет. Портрет А. Е. Шаре
1875  —  По Неве на санях
1874  —  На Невском проспекте вечером
1874  —  На Невском проспекте днем
1873  —  Красный коврик
1873  —  Деревня у подножия гор
1873  —  Изба
1873  —  Сибирский пейзаж. Торгошино
1873  —  Минусинск. В пути
1873  —  Хакас с закованными в цепи ногами
1873  —  Минусинская степь
1871  —  Под дождем в дилижансе
1871  —  Вечер в Петербурге
1867  —  Богоматерь
1867  —  Голова Богоматери




Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура