Тосиро Мифунэ родился 1 апреля 1920 года в Циндао. Воспитывался в Маньчжурии. Его детство было самым обычным — предоставленный сам себе мальчик играл, дружил и учился. Годы его совершеннолетия неудачно совпали с периодом Второй мировой, но на фронт Мифунэ не попал, будучи отправленным обучаться ремеслу в маньчжурский авиационный комплекс — несомненная удача для молодого человека в 1940 году.
В 1946 году Тосиро Мифунэ принял участие в конкурсе студии «
Тохо», которой не хватало новых молодых актеров, талантливых и амбициозных. Таких, как Мифунэ. Его приняли, и это была вторая большая удача в его жизни.
Дебютировал в кино Тосиро ни шатко ни валко — мелкой эпизодической ролью в фильме «Время новых дураков» (1947) Кадзиро Ямамото, тогда еще у своего наставника. Но молодой человек быстро учился; Ямамото давил на характер, самолюбие и упорство. Результаты были видны уже в следующем образе Мифунэ — гангстер Эдзима из «По ту сторону серебряного хребта» Сэнкити Танигути. Сценаристом фильма был начинающий режиссер
Акира Куросава — в третий и главный раз повезло Тосиро Мифунэ. Больше фортуна не улыбалась ему, но в её улыбке уже не было никакой надобности.
Работая у Куросавы, актер постигал наивысшие секреты актерского мастерства, но не из-за режиссера и его подсказок, а благодаря полученной на съемочной площадке свободе. Первым плодом дуэта Мифунэ-Куросава стал «Пьяный ангел», где Тосиро играл (уже второй раз подряд) гангстера. Из следующих заметных работ: «Бездомный пес» (1949), «Скандал» (1950), ну и, конечно, «Расемон», где Мифунэ сыграл отшельника-бандита Тадзэмару. Достаточно сказать, что «Расемон» стал первым японским фильмом за рубежом, признанным на международных кинофорумах, именно благодаря «Расемону» европейцы увидели японское кино, услышали имена новых режиссеров и актеров, в числе которых, разумеется, были Тосиро Мифунэ и Акира Куросава.
Заслуженно получив ореол славы, Мифунэ играет много, но неизменно хорошо. Первые режиссеры Японии, и не только, пытаются заполучить этого бравого молодца, но он остается верен лишь Куросаве и еще паре своих друзей, среди которых можно отметить Микио Нарусэ и
Хироси Инагаки. У последнего Мифунэ сыграл легендарного самурая Миямото Мусаси в одноименном фильме 1954 года («Самурай» в российском прокате). Год спустя «Миямото Мусаси» получит «Оскар» в номинации «за лучший фильм на иностранном языке». Но все же главные свои роли Мифунэ сыграет в фильмах Акиры Куросавы: «Идиот» (1951) (прообраз Рогожина), «Семь самураев» (1954) — самый известный в мире фильм японского производства, «Трон в крови, Или Паучий замок» (1957) — экранизация шекспировского «Макбета», где Васидзу в исполнении Мифунэ признан одним из лучших образов актера, «На дне» (по Горькому). Кульминацией мастерства Мифунэ можно считать его последнюю совместную работу с Куросавой — «Красная борода» (1964), где актер сыграл доктора Нийдэ — самая глубокая и искренне исполненная Мифунэ роль.
В 1963 году актер основывает собственную компанию «Мифунэ про». С того времени он снялся в колоссальном количестве разнообразных картин в Японии и за границей. Из самых известных можно отметить следующие фильмы: «Восставший» (1967) режиссера Масаки Кобаяси,«Праздник гион», «Красные волосы» (1969), «Красное солнце» (1971) и главную роль в лучшем японском фильме 1989 года «Смерть мастера чайной церемонии» Кэя Кумана.
Тосиро Мифунэ скончался в декабре 1997 года.