World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Марчелло Мастроянни


 Марчелло Мастроянни


Имя по-английскиMarcello Mastroianni
Дата рождения28.09.1924 г.
Дата смерти19.12.1996 г.
Полмужской
Место рожденияФонтана-Лири, Италия
Wiki вики (en) вики (ru) вики (ja)
На английскомimdb 
На русскомozon 
Тегиактер, итальянцы
Дочь:Кьяра Мастроянни
Жена:Катрин Денёв (1971-1975 г.)

Как-то даже не верится, что его не стало – 19-го декабря 1996-го года. Казалось бы, кого-кого, а уж этого жизнерадостного уроженца Фонтана-Лири1, завидного «жениха всей Италии», смерть не может не пощадить… В Советском Союзе, как и повсюду в мире, артиста полюбили всей душой! Тем более нам импонировало тёплое отношение Марчелло Мастроянни не только к русской культуре, но и к далёкой огромной стране в целом.

Ещё в эпоху увлечения сценой2, когда начинающий актёр вошёл в труппу римского Университетского театра, Марчелло участвовал – под руководством Лукино Висконти – в постановках «Трёх сестёр» и «Дяди Вани» и, к слову, всегда восторженно отзывался о Чехове, отмечая удивительную созвучность его пьес «кинематографу некоммуникабельности». У того же Висконти Мастроянни сыграл в экранизации другого нашего классика, Фёдора Михайловича Достоевского, действие повести «Белые ночи» которого было перенесено в современную Италию и насыщено приметами XX века. Можно вспомнить и «Очи чёрные» /1987/ Никиты Михалкова, где Марчелло вновь, на склоне лет, погрузился в чеховский мир, хотя артист и попал под горячую руку – за, так сказать, содействие режиссёру в недостойном экспорте русской культуры.

Впрочем, куда более спорным представляется непосредственное обращение к советской теме – в «Подсолнухах» /1970/. Даже если не сомневаться в искренности парня по имени Антонио, обрётшего в СССР вторую родину, не желающего возвращаться в раздираемую противоречиями, сотрясаемую забастовками Италию, герой, увы, не слишком правдоподобно вписался в социалистическую действительность, какой её увидел Витторио Де Сика. Хотя и допускаю, что миллионы зрителей не согласились бы со столь категоричным высказыванием, поверив: Марчелло, конечно же, предпочёл красавицу Людмилу Савельеву привлекательной итальянке Софи Лорен… Как бы то ни было, уже не удивишься, узнав, что Мастроянни действительно связан с нами по происхождению. Как стало известно в 1990-е, в Первую мировую войну мама будущего лицедея эмигрировала (правда, не из России, а с Украины) сначала в Германию, затем в Испанию и позже вышла замуж за итальянца.

Широкая публика знает Марчелло Мастроянни преимущественно по образам героев-любовников. Ведь и первая известность пришла к нему после легковесных фильмов «Девушки с площади Испании» /1952/ и «Дни любви» /1954/. Причём у одного из лидеров неореализма Джузеппе Де Сантиса, попробовавшего себя в неореализме «розовом», Мастроянни составил романтический дуэт с юной Мариной Влади, изобразив с ней влюблённую пару из народа, женящуюся, вопреки вялотекущей вражде семейств, собственным предубеждениям и даже сетованиям местного священника. Между прочим, не за это ли Владимир Высоцкий в небезызвестной песне «Агент 07» заметит про Джеймса Бонда, что «известный всем Марчелло в сравнении с ним – щенок»? Сформировавшийся имидж Мастроянни впоследствии всесторонне дополнял, обогащал нюансами.

В «Разводе по-итальянски» /1961/ Марчелло Мастроянни предстал вечным плейбоем, готовым на всё, чтобы расстаться с опостылевшей благоверной и с головой предаться утехам с молоденькой Анджелой (Стефания Сандрелли). Наличие уз Гименея либо стремление к супружеской жизни, как, например, в популярных лентах «Брак по-итальянски» /1964/, «Вчера, сегодня, завтра» /1965/ и «Жена священника» /1971/, тоже не мешало восприятию его героев в схожем ключе. Что уж говорить о менее известной совместной работе с Лорен, «Кукле гангстера» /1975/? А кто, как не Мастроянни мог по праву считаться идеальным Казановой, впервые примерив на себя эту маску ещё в «Казанове-70» /1965/?! Ведь и Феллини, хотя и отдавший партию Джакомо Дональду Сазерленду, доверит Мастроянни изобразить Снаропаза, дряхлеющего дамского угодника, то ли в грёзах, то ли наяву путешествующего по «городу женщин». Да и в образе пожилого Фреда из фильма «Джинджер и Фред» /1986/ не случайно просматриваются черты не только самого режиссёра, но и всё того же неутомимого венецианца. А упущенную маэстро возможность не преминул использовать Этторе Скола в «Ночи Варенны» /1982/. Даже в последние годы актёр не боялся романтических ролей, составив тандемы с англичанкой Джули Эндрюс («Чин-чин» /1991/) и американкой Ширли МакЛейн («Пожившие» /1992/).

Впрочем, заурядными соблазнителями его персонажи не были никогда. Помните, как в «Неисправимом лгуне» незадачливого героя Георгия Вицина упрекали: «Эх, ты, Марчелло Мастроянни!..»? Да и сам экранный Казанова относился к таким ролям с долей иронии, как в том же «Разводе по-итальянски». Снаропаза же Феллини и вовсе назвал мужчиной «смешным, хронически инфантильным, малодушным и высокомерным». Для Италии актёр был не только Дугласом Фэрбенксом, но и Чарли Чаплином! «Как получается, что подобное лицо меня кормит?» – бывало, недоумевал кумир, опровергая о себе очередные слухи3.

Да и в любом случае это – лишь одна, далеко не самая яркая и важная сторона амплуа Марчелло Мастроянни. У того же Висконти актёр предстал, например, «посторонним» из повести Альбера Камю. Ещё более многогранным оказалось сотворчество с Феллини. Уже выбор на роль римского журналиста Рубини, вхожего в высшее общество, живущее «сладкой жизнью», стал стопроцентно точным. Мастроянни вспоминал, что «почти полгода съёмок провёл в состоянии полного самозабвения, абсолютного блаженства», и ему вторил постановщик: «Это было фантастическое, необыкновенное путешествие». Тем более Марчелло пришлось раствориться без остатка в образе Гвидо, выплеснув в«8 1/2» /1963/, по выражению Федерико, «смесь эмоций, персонажей, раздражения, красок тьмы», живущих внутри. Даже странно, что впоследствии, вспоминая об Альтер-эго, режиссёр заставлял его разыгрывать, скорее, самопародию.

Плодотворным выдалось сотрудничество и с Микеланджело Антониони, в чью живописно-пластическую концепцию актёр вписался вполне органично. Нелло Полетти в «Ночи» /1962/, интеллектуал и интеллигент, отрешённый и растерянный, – как бы младший брат Рубини, не желающий «сливаться» со средой. Впоследствии Мастроянни встретится с Антониони лишь раз («За облаками» /1995/), исполнив символическую партию художника. Поневоле воспринимаешь это как знак особого расположения к артисту: ведь Микеланджело, как правило, не приглашал исполнителей ведущих мужских партий повторно.

У Этторе Сколы Марчелло Мастроянни воплотил целую галерею разнородных образов: от сатирически заострённого, как в «Драме ревности» /1970/, и трагикомического («Разрешите представиться? Рокко Папалео» /1971/, где Марчелло выпала честь посостязаться с самим Чаплином) до драматических и вовсе трагически-надломленных. Особое место занимает сотрудничество с парадоксальным, язвительным Марко Феррери. В «Большой жратве» /1973/ Мастроянни досталась партия самого отвратительного из компании поглотителей неисчислимых яств. Его герой-тёзка пускается во все тяжкие с особым остервенением, с нездоровым энтузиазмом, мечется и суетится, не ведая о неминуемой смерти от сердечного приступа. Кульминация «сладкой жизни»? Ничуть не менее блистательным видится и особого рода псевдо- или антивестерн «Не прикасайся к белой женщине» /1974/, где Марчелло перевоплотился в генерала Кастера, элегантного и самовлюблённого, щеголеватого и ограниченного, терпящего позорное поражение. Дутого величия, тонко подчёркнутого в жестах и мимике, генерал лишается почти сразу, как только расстаётся с… любимыми волосами. Наконец, в притче «Чао, самец» /1978/ мастроянниевский Луиджи предстаёт жалкой тенью прежних персонажей – состарившимся, вышедшим на пенсию прожигателем жизни, ощущающим близость уходав мир иной.

В целом же складывается впечатление, что едва не все мэтры итальянского экрана только и жаждали задействовать Марчелло Мастроянни: Валерио Дзурлини («Семейная хроника» /1962/), Лилиана Кавани («Шкура» /1981/ и «По ту сторону» /1982/), Элио Петри («Тодо моро» /1976/), Лина Вертмюллер («Кровавая стычка двух мужчин из-за вдовы, предположительно по политическим мотивам» /1973//), Дино Ризи («Жена священника» и «Призрак любви» /1981/), Марко Беллоккио («Генрих IV» /1984/)… Даже братья Паоло и Витторио Тавиани, чаще привлекавшие неизвестных исполнителей, доверили Марчелло знаковую роль в политической притче «Аллонзанфан» /1973/. А как же Марио Моничелли, Витторио Де Сика, Пьетро Джерми!.. Да и отдельные иностранные мастера, от французов Луи Маля и Жака Деми до англичанина Джона Бурмана, с удовольствием сотрудничали с неутомимым итальянцем. Значение работ Мастроянни для кинематографа бесспорно. Весь спектр его актёрских способностей был задействован без остатка, что случается в «важнейшем из искусств» всё-таки нечасто. Но…

Но тем досаднее, что примерно в середине 1980-х актёр словно выпал из поля зрения критиков и зрителей. Кто-то посетует на изменившиеся времена, и Мастроянни с Анитой Экберг в феллиниевском «Интервью» /1987/ действительно будут лицезреть на экране себя в молодости… Вот только Марчелло по-прежнему оставался востребованным у мастеров. Например, у грека Тео Ангелуполуса в притчах «Пчеловод» /1986/ и «Прерванный полёт аиста» /1991/. У талантливого молодого соотечественника Джузеппе Торнаторе в драме «Всё в порядке» /1990/. В road movie португальца Мануэля де Оливейра «Путешествие к началу света» /1997/ он вновь предстал Альтер-эго автора – режиссёром, вспоминающим прошлое. В изящной притче Рауля Руиса «Три жизни и одна смерть» /1996/ Марчелло уверенно погрузился в призрачный, ирреальный мир. Отметился у француза Бертрана Блие в картине «Раз, два, три – солнце» /1993/. И его игра нисколько не утратила убедительности! Другое дело, что как бы постарел, оказался отмечен печатью усталости сам кинематограф – и в грустном фильме-исповеди Сколы «Сплендор» /1989/ люди даже не захотят пойти в кинотеатр… Но это решительно не коснулось самого Марчелло Мастроянни, неутомимого, всегда неунывающего и в любой момент готового к творчеству. Великого, известного всем Марчелло.


__________
1 – Там он появился на свет 28-го сентября 1924-го года.
2 – А было это после того, как Мастроянни закончил, пойдя по стопам отца, ремесленное училище, проработав несколько лет простым рабочим, чертёжником, строителем.
3 – Хотя его романы с такими прославленными красавицами, как Катрин Денёв и Фэй Данауэй и стали достоянием общественности.
© Евгений Нефёдов, World Art, 2011.03.01 г.








фильм


фильм


фильм


фильм
фильм «»


фильм
фильм «»


фильм


фильм


фильм


фильм
фильм «»


фильм


фильм
фильм «Подсолнухи»


фильм


фильм


фильм
фильм «»


Роли в кино:

2020 — Феллини и духи (документальный фильм)
2014 — Счастлив быть другим (документальный фильм)
2012 — Окончательный монтаж – дамы и господа! (документальный фильм)
2007 — У каждого свое кино 7.0/10 (20)
2005 — Эльза и Фред
1997 — Путешествие к началу света - Мануэль
1996 — С согласия Перейры - Перейра
1996 — Три жизни и одна смерть - Джордж Викерс / Батлер / Люк / Матео
1995 — Сто и одна ночь Симона Синема
1995 — Снимать фильм - значит жить (документальный фильм)
1995 — За облаками
1994 — Высокая мода - Серджио / Сергей
1993 — Раз, два, три - солнце! - Константин
1993 — Мы не хотим об этом говорить
1992 — Пожившие - Джо Меледандри
1991 — Красивая любовь
1991 — Прерванный шаг аиста
1991 — Похититель детей
1991 — К вечеру - Профессор
1990 — У всех все впорядке - М. Скуро
1989 — Который час? - Марчелло, отец
1989 — Сплендор - Джордан
1987 — Мисс Аризона
1987 — Очи чёрные - Романе
1987 — Интервью - Марчелло Мастроянни
1986 — Пчеловод
1986 — Джинджер и Фред - Пиппо
1985 — Макароны - Антонио
1985 — Две жизни Маттии Паскаль - Маттиа Паскаль
1985 — Злоумышленники, как всегда, неизвестны - Тиберио
1984 — Генрих IV - Генрих IV
1983 — Габриэлла
1983 — Генерал погибшей армии - Генерал
1983 — История Пьеры - Падре
1982 — По ту сторону двери - Энрико
1982 — Ночь Варенны - Казанова
1981 — Шкура
1981 — Призрак любви - Нино Монти
1980 — Город женщин
1980 — Терраса - Луиджи
1979 — Пробка - невероятная история - Марко
1978 — Прощай, самец - Луиджи
1978 — Грязные руки
1978 — Такая, как ты есть
1978 — Неаполитанский детектив - Рафэ
1978 — Кровавя стычка между двумя мужчинами - Розарио
1978 — Двойное убийство - Инспектор Бруно Бальдассаре
1977 — Жена-любовница - Луиджи
1977 — Особый день
1976 — Дамы и господа, спокойной ночи
1976 — Женщина воскресенья - Коммиссионер
1976 — Благородный венецианец - Маркезе Лука Мария
1976 — Божественное создание
1976 — Тодо Модо - Дон
1975 — Куколка гангстера - Чарли Коллетто
1975 — По старым ступенькам - Профессор Бонаккорси
1974 — Не прикасайся к белой женщине
1974 — Мы так любили друг друга
1973 — Грязный уикэнд
1973 — Привет, артист - Николас
1973 — Убийство в Риме - Отец Антонелли
1973 — Большая жратва - Марчелло
1973 — Аллонзанфан - Фульвио
1973 — Самое важное событие с тех пор, как человек ступил на Луну - Марко
1972 — Что? - Алекс
1972 — Рим
1972 — Лиза - Джорджо
1971 — 1870
1971 — Сципион, называемый также Африканским - Сципион
1971 — Это случается только с другими - Марчелло
1971 — Разрешите представиться? Рокко Папалео - Рокко
1971 — Жена священника - Дон Марио
1970 — Драма ревности
1970 — Созерцатель - Сандро
1970 — Подсолнухи - Антонио
1970 — Лео последний - Принц Лео
1969 — Блокнот режиссера (документальный фильм)
1968 — Бриллианты на завтрак - Дюк Николас
1968 — Привидения по-итальянски - В титрах не указан
1968 — Любовники
1967 — Незнакомец - Артур
1966 — Я не понимаю - Альберто Сапорито
1966 — Маки - это тоже цветы - Инспектор
1965 — Вчера, Сегодня, Послезавтра - Марио
1965 — Казанова-70 - Андреа
1965 — Десятая жертва - Марчелло Поллетти
1965 — Я, я, я и другие - Пеппино
1965 — Сегодня, завтра, послезавтра - Марио
1964 — Брак по-итальянски - Доменико 8.2/10 (11)
1963 — Товарищи - Профессор
1963 — Вчера, сегодня, завтра - Три роли
1963 — - Гвидо Ансельми 7.9/10 (44)
1962 — Семейная хроника - Энрико
1962 — Частная жизнь - Фабио
1961 — Ночь - Джованни
1961 — Убийца - Полетти
1961 — Призраки Рима - Федерико и др.
1961 — Развод по-итальянски - Фердинандо (Фефе) Чефалу
1960 — Адуа и её подруги
1960 — Сладкая жизнь - журналист Марчелло Рубини 8.2/10 (27)
1960 — Красавчик Антонио - Антонио
1959 — Все влюблены - Джованни
1959 — Фердинанд I
1959 — Закон - Энрико Тоссо
1959 — Кусочек неба - Балестра
1959 — Враг моей жены - Марко
1958 — Летние рассказы
1958 — Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны - Тиберио
1957 — Белые ночи - Марио
1956 — Счастье быть женщиной - Коррадо Бетти
1955 — Прекрасная мельничиха
1954 — Жаль, что ты каналья
1954 — Наши времена - Муж Марии
1953 — Повесть о бедных влюблённых
1952 — Девушки с площади Испании
1952 — Герои воскресного дня
1950 — Воскресенье в августе
1950 — Париж всегда остаётся Парижем
1950 — Сердца над морем
1944 — Дети смотрят на нас




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура