Малкольм МакДауэлл
Имя по-английски | | Malcolm McDowell |
Дата рождения | | 13.06.1943 г. |
Место рождения | | Лидс, Великобритания |
Род занятий | | роли в кино, продюсер в кино |
Когда в разгар «перестройки» Карен Шахназаров предложил Малькольму МакДауэллу исполнить одну из главных ролей (вместе с Олегом Янковским) в психологической драме «Цареубийца», английский актёр принял приглашение, надо полагать, с радостью. В тот момент его карьера пребывала в состоянии стагнации, если не явного упадка. А в СССР Малькольма отлично помнили по бесподобному бенефису в замечательной притче «О, счастливчик!» /1973/, закупленной в официальный кинопрокат, не говоря уже о видео, благодаря которому зрители только-только открывали лучшие работы «звезды».
Забавно, но вскоре после двойной партии – убийцы царя Юровского и современного психопата по фамилии Тимофеев – дела у Малькольма МакДауэлла наладились. Он смог занять свою нишу на «фабрике грёз», убедив режиссёров и продюсеров, что является незаменимым экранным злодеем. А когда – спустя полтора десятилетия – несколько иссякла и эта линия, Малькольм снова приехал в Россию! И пусть бездарный боевик с претенциозным названием «Зеркальные войны. Отражение первое» /2005/ несопоставим с упомянутой постановкой Шахназарова: последовавшее затем творческое оживление не подлежит сомнению.
Конечно, делать на основании вышеизложенного вывод о серьёзном влиянии нашей страны на судьбу Малькольма МакДауэлла было бы наивно, но всё-таки приятно, что он не обошёл стороной отечественный кинематограф. Ведь вклад урождённого Малькольма Джона Тэйлора, появившегося на свет 13-го июня 1943-го в городе Лидс графства Йоркшир в семье владельца паба Чарльза Тэйлора и управляющей отелем Эдны МакДауэлл1, в развитие национальном школы исполнительского мастерства является на редкость значительным.
Дебют Малькольма МакДауэлла состоялся в «Бедной корове» /1967/ Кена Лоуча2, но подлинно судьбоносной оказалась встреча с Линдсеем Андерсоном, готовившимся к съёмкам драмы «Если…» /1968/. В работе над образом Мика Трэвиса начинающий артист отчасти опирался на воспоминания о времени, проведённом в частной школе, и Малькольму удалось создать уникальный собирательный образ – представителя поколения, восстающего против закоснелых порядков и безграничной власти старших. Финальный прорыв к свободе, представленный в виде вооружённого восстания, понимался в иносказательно-символическом ключе.
Вместе с тем Мик заметно отличался от типичных героев из фильмов «рассерженных молодых людей», вышедших (в том числе стараниями того же Андерсона) в начале десятилетия. Это почувствовали и Джозеф Лоузи («Фигуры на ландшафте» /1970/), и особенно Брайан Форбс, в «Разъярённой луне» /1971/ которого макдауэлловский Брюс больше напоминает юных итальянских «контестаторов». А до логического завершения имидж Малькольма довёл великий Стэнли Кубрик.
Кто такой Алекс ДеЛардж? Малолетний садист и неформальный лидер небольшой шайки грабителей, насильников, убийц, пойманный, осуждённый и… доведённый пенитенциарной системой до состояния беспомощного «заводного апельсина». Тиран, терроризирующий, ловко используя несовершенство закона, всех, кто слабее (включая собственных подельников), который становится безвольной жертвой – и триумфально возвращается в прежнее состояние. Представитель молодёжи в том гипотетическом будущем, которое наступит, как только авторитет взрослых будет окончательно подорван. Малькольм МакДауэлл с одной стороны стал идеальным натурщиком, почти марионеткой, блистательно иллюстрируя режиссёрские тезисы, но с другой – привнёс непередаваемое ощущение тотальной импровизации, неподдельности и непредсказуемости реакций…
Не думаю, что будет преувеличением заявить: манера существования МакДауэлла на экране стала новым словом в актёрском мастерстве, заметно контрастируя с традиционной школой. Вот только возникает подозрение, что режиссёры это не слишком заметили и оценили – и что помимо Кубрика добился отличных результатов лишь Линдсей Андерсон, поведавший в упомянутом выше «О, счастливчике!» о дальнейшей судьбе Мика. В историко-приключенческом «Королевском блеске» /1975/, военных драмах «Асы в небе» /1976/ и «Переход» /1979/, фантастической картине «Эпоха за эпохой» /1979/ оставались, по большому счёту, лишь отголоски былых достижений. Своеобразной точкой перегиба можно считать заглавную роль в скандально известном полупорнографическом опусе «Калигула» /1979/.
Впрочем, изменилось не только поведение Малькольма МакДауэлла – резкой трансформации подвергся сам облик актёра3, который стал выглядеть гораздо старше своих лет. Вкупе с суровым нравом и свирепым взглядом это, по сути, предопределило его новый имидж, ограничив амплуа отрицательными ролями. И ещё хорошо, если поступали предложения отметиться в более-менее заметных картинах – таких, как «Люди-кошки» /1982/ или «Синий гром» /1983/!
К слову, и карьерный взлёт, о котором упоминалось в начале статьи, можно считать таковым только относительно. Не каждый артист обрадовался бы, получив эпитет «человек, который убил капитана Кирка», – а для Малькольма это стало похвалой! Далее последовали властолюбивые негодяи в футуристических кинокомиксах «Девушка на танке» /1995/ и «Кулак Северной Звезды» /1995/, вредный Остин Клоке в комедии «Мистер Магу» /1997/, харизматичный Гангстер 55 в отличном криминальном фильме «Гангстер № 1» /2000/ и т.д. и т.п. Да и последние роли, в том числе в вызвавших резонанс «Хэллоуине 2007» /2007/ и «Судном дне» /2008/, не вносят особого разнообразия.
…и всё-таки Малькольм МакДауэлл – настоящий счастливчик, поскольку едва ли кто-то возьмётся оспаривать его персональную лепту в развитие кинематографа.
__________ 1 – Позже Малькольм взял девичью фамилию матери, не желая, чтобы его путали с ещё одним английским актёром Малькольмом Тэйлором. 2 – К сожалению, сцену с его участием отсекли при монтаже. 3 – Если верить бульварной прессе, из-за злоупотребления алкоголем и наркотиками.
© Евгений Нефёдов, World Art, 2010.11.24 г.
| |