Бела Балаш
Имя по-английски | | Bela Balazs |
Дата рождения | | 04.08.1884 г. |
Род занятий | | режиссер в кино, сценарий в кино |
БАЛАШ, Балаж (Balazs), Бела (4.VIII.188417.V.1949) венгерский писатель, теоретик кино, сценарист. Доктор философских наук. Окончил Будапештский университет (1908). В 1909 начал литературную деятельность. Активно участвовал в деятельности венгерской компартии. После поражения венгерской революции (1919) эмигрировал в Вену, где продолжал литературную деятельность, сотрудничал в газете «Der Tag» как театрал и кинокритик. В 1925 Балаш написал книгу «Видимый человек» теоретический труд, посвященный эстетике киноискусства, его специфическим особенностям. В 1926 переехал в Германию, возглавлял «Революционный рабочий театр Германии», продолжал журналистскую и литературную деятельность. В это время Балаш написал ряд сценариев, среди которых экранизация драмы Б. Брехта «Трёхгрошовая опера» (1931, совместно с Л. Вайдой и Л. Лео). Балаш один из основателей «Народного киносоюза» («Volksfilm Verband») первой пролетарской организации кинозрителей в Германии. В 1930 вышла вторая большая теоретическая работа Балаша о кино «Дух фильмы», в которой он разрабатывает проблемы звукового кино. В 1931 Балаш приехал в СССР; принимал участие как сценарист в создании советских фильмов («Карл Бруннер», 1936; «В чёрных горах», 1941), читал лекции по эстетике киноискусства во ВГИКе, выступал в печати с критическими и теоретическими статьями. В 1945 вышла его книга «Искусство кино» большой теоретический труд, переведённый на многие языки. В 1945 Балаш возвратился в Венгрию, преподавал в Академии драматического и кинематографического искусства, читал лекции в киношколах Польши и Чехословакии, редактировал кинематографический журнал «Прожектор». Труды Балаша переведены на многие языки. Они оказывают большое влияние на развитие теории кино.
Соч. в рус.пер.: Видимый человек, М., 1925; Культура кино, Л.М.,1925;Стильная фильма,стиль фильмы и стиль вообще, «Киножурнал АРК», 1926, №2; Проблема звучащего кино, «Кино и культура», 1930, №11 12; Одно убеждение, в сб.: Звуковое кино, М., 1930; Новые фильмы новое жизнеощущение, «Сов. кино», 1933, № 34; Звуковое кино, там же, 1933, № 12; Восстание рыбаков, там же, 1934, № 6; Сюжеты и герои западного кино, «Интернац. литеатра», 1935, № 2; Дух фильмы, М., 1935; Секрет успехов, «Литературное Закавказье», Тифлис, 1935, № 1; Ответ моим критикам, «ИК», 1936, № 6; Тайна Чаплина, там же, 1936, № 10; К проблеме киностиля, там же, 1937, № 1.
Лит.: Вайсфельд И., Итоги дискуссии о «Духе фильмы», «ИК», 1936, № 6; Буров С., Бела Балаш теоретик и критик кино, там же, 1947, № 1; Эизенштеин С., Бела забывает ножницы, Избранные произведения, т. 2, М., 1964.
| |