Основа: холст Техника: масло Высота: 45 см. Ширина: 54 см. Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Информация: До 1918 года находилась в собрании С.И. Щукина, Москва. В ГМИИ с 1948 года.
Xудожественная группа "Наби", к которой принадлежал Морис Дени, походила скорее на тайный орден или духовное братство, чем на творческое содружество. Регулярные собрания этих живописцев, в ходе которых они облачались в специальные ритуальные одеяния, легче уподобить отправлению некоего эзотерического обряда, чем встрече друзей и соратников по искусству. Стилизация в жизни естественно сочеталась у "набидов" со стилизацией в творчестве, где эстетическим образцом для них было искусство итальянских мастеров XV века, чье влияние оставило явный след в "Портрете жены" Дени. Впрочем, интерес к раннему Возрождению и средневековью был у этих художников глубоким. Культура той эпохи мыслилась ими антитезой современному буржуазному прозаизму и вдохновила их на понимание искусства как пути к нравственному очищению и на определение цели художественного творчества как воплощения скрытого за внешней видимостью явлений высшего порядка вещей. При этом ни Дени, ни его соратники не пренебрегали интересом к реальности; сквозь любой, даже самый будничный аспект бытия просвечивает, по их мнению, смысл тайный и неуловимый. Поэтому неудивительно и то, что художник со столь возвышенным и отвлеченным строем мыслей и чувств обратился к изображению своей молодой жены на фоне заурядного городского пейзажа, и то, что, воплощая этот конкретный образ, он подверг его такой стилизации, что почти утрачивается сходство с конкретной моделью. / © www.museum.ru/gmii
|