World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Чарлз Диккенс (Charles Dickens)

Сомнамбулистка мистера Буля (статья) (1854)

Книга: Собрание сочинений в тридцати томах. Том 28.
Год издания: 1960 г.
Перевод Е. Коротковой
Издатель: ГИХЛ
OCR: Кудрявцев Г.Г.


     Тема  настоящей  статьи  -  крайне  сложный  и  явно  неизлечимый  (как
показывает дальнейшее развитие его симптомов) случай сомнамбулизма,  имевший
место в семье мистера Буля, этого всеми уважаемого джентльмена. Случай этот,
весьма интересный с психологической точки зрения, заслуживает внимания еще и
потому, что неоднократно повергал и  продолжает  повергать  мистера  Буля  в
состояние  мучительной  тревоги  каждый  раз,  как  упомянутому  джентльмену
случится захандрить. Как один из  врачей,  пользующих  это  семейство,  могу
заметить, что последнее случается не часто, так как тут следует  принять  во
внимание  и  сангвинический  темперамент  мистера   Буля,   и   удивительное
благодушие этого джентльмена, и его  непоколебимую  уверенность  в  крепости
своей конституции. Я вынужден добавить, что эта уверенность  нередко  бывала
причиной того, что мистер Буль выказывал пренебрежение к своей особе как раз
в тех случаях, когда этого делать не следовало.
     Больная, у которой были  обнаружены  эти  прискорбные  симптомы,  некая
старуха, именуемая миссис Эбигайль Дин. Домочадцы мистера Буля сократили для
простоты ее редкое в наши времена имя, и в  палатах  этого  джентльмена  она
известна всем под именем Эбби Дин *.
     Это имя я и буду употреблять, описывая течение болезни.
     Создается впечатление, что все, относящееся к этой  старухе,  несет  на
себе печать таинственности и исключительности. Знаменательно, что, хотя Эбби
Дин занимает в доме мистера Буля пост экономки  и  является  главою  Верхней
лакейской *, она не внушает никому ни капли доверия, и сам  мистер  Буль  не
имеет ни малейшего представления  о  том,  как  ей  удалось  заполучить  эту
должность. Зажатый в угол, - когда я беру  на  себя  смелость  загонять  его
туда, - он почесывает голову и изумленно таращит глаза, причем  единственное
объяснение, на которое он способен это: "Ба! Она здесь, и все тут! Больше  я
ничего не знаю". При этом у него бывает такой смущенный и расстроенный  вид,
что я воздерживаюсь от того, чтобы растолковать ему,  какой  глупостью  было
принять эту старуху на службу без рекомендации  или  предполагать  (а  я  не
сомневаюсь, что у него было такое предположение), что столь дряхлое существо
способно заслужить свое жалование.
     Нижеследующие выдержки из моих записей дадут представление о больной  в
ее  обычном  состоянии.  "Эбби  Дин.  Темперамент  флегматический.  Характер
желчный.  Кровообращение  весьма  медленное.  Речь   невнятная,   сонная   и
бессвязная. Рассудок слабый. Память короткая.  Пульс  очень  вялый.  Походка
поразительно медленная. В любое время готова погрузиться в тяжелый,  крепкий
сон. Будучи  разбужена,  начинает  брюзжать.  В  молодости  была  подвержена
припадкам, в результате которых ее сильно  перекосило,  сперва  на  одну,  а
потом и на другую сторону".
     Через несколько недель после того, как эта престарелая  особа  каким-то
непостижимым образом водворилась во главе челяди мистера Буля, она  впала  в
сомнамбулическое состояние. Мистер Буль заметил (я привожу  его  собственные
слова), что она "будто во сне,  слоняется  весь  день  по  дому",  задал  ей
несколько вопросов и, услышав в ответ какую-то тарабарщину, послал за  мной.
Я нашел ее на одной из скамей в Верхней лакейской,  она,  несомненно,  спала
(хотя глаза ее были открыты) и при этом  храпела.  Растолкав  ее  с  помощью
мистера Буля, я осведомился: "Знаете ли вы, как вас зовут?"  -  "О  господи!
Эбби Дин, конечно!" - отозвалась она." Я спросил:  "Знаете  ли  вы,  кто  вы
такая?" - "Домоправительница  мистера  Буля",  -  ответила  она  с  каким-то
злобным вызовом. "Знаете ли вы, что вы должны здесь делать?" - спросил я, на
что последовал ответ: "Знаю... Ничего". Тут вмешался мистер Буль  и  не  без
раздражения сообщил мне, что ему не  удалось  выудить  у  "старой  чертовки"
ничего более вразумительного с того  самого  дня,  как  она  притащила  свои
сундуки в его фамильный особняк.
     Долгое время ее  ежедневно  обкладывали  шпанскими  пластырями.  Широко
применяли  горчичные  припарки;  в  качестве  оттягивающего   средства   был
использован  ляпис;  через  шею  ей  продергивали  заволоки;  а  иные  особо
усердствующие в своей преданности мистеру Булю слуги по целым дням гоняли се
рысью и при этом толкали  и  щипали.  Должен  сознаться,  что  такой  способ
лечения, с некоторыми перерывами весьма энергично применяемый и по сей день,
привел к тому, что больной стало не лучше, а хуже.  Она  впала  в  состояние
упорного, хронического сомнамбулизма, и нет ни малейшей надежды добиться  ее
исцеления какими-нибудь доступными человеку средствами.
     Этот случай, относящийся к  заболеваниям  коматозного  типа,  интересен
главным образом своим упорным характером. Его симптомы не дают почти никакой
пищи воображению. Не сомневаюсь, что с того самого дня, как  эта  несчастная
вступила на стезю болезни, ее летаргическое состояние не озарилось ни единым
проблеском разума. Поведение ее  ничем  не  отличается  от  поведения  самых
безнадежных сомнамбулистов, описанных в солидных  медицинских  руководствах.
Обычно она встает, одевается и идет в ту комнату,  где  мистер  Буль  хранит
свою казну, или в Верхнюю лакейскую, чтобы посидеть там на  скамье,  которую
она обычно занимает, и по дороге старается не стукаться головой о  притолоку
и о стены, но не проявляет никаких иных признаков умственной энергии.
     Иногда она засиживается там до поздней ночи, бормочет, стонет  и  время
от времени вскакивает, жалуясь, что враги не дают ей покоя (как и  следовало
ожидать, мания преследования - один из симптомов ее болезни). Она то и  дело
набивает свои карманы толстыми пачками,  состоящими  из  различных  проектов
мистера Буля, планов каких-то усовершенствований в его  владениях  и  других
важных документов, потом безо всякой к тому причины выбрасывает их, а  когда
эти  проекты  вновь  предлагают  ее  вниманию,  отказывается  их  принимать.
Некоторые из них она рассовывает но разным углам и щелям и тут же  забывает,
что она с ними  сделала.  Иногда,  блуждая  по  палатам  мистера  Буля,  она
начинает ломать руки и твердит, что,  если  с  ней  не  будут  обращаться  с
большим уважением, она "уйдет". Поразительный пример той  хитрости,  которую
она не утратила, невзирая на свое слабоумие: она ни разу и носу за дверь  не
высунула; очевидно, где-то в  глубине  ее  помраченного  сознания  шевелится
смутная догадка, что, если она хоть однажды покинет свое место, мистер  Буль
ни за какие блага на  свете  не  согласится  впустить  ее  снова.  Глаза  ее
постоянно  открыты,  как  у  лунатика,  но  зрительные  способности   весьма
ограничены. Всем наблюдавшим за плачевным развитием  ее  болезни  давно  уже
ясно, что она не видит того, что превосходно видно каждому.
     Упомяну обстоятельство (на мой взгляд, весьма знаменательное),  которое
показывает, сколь угрожающий характер приняла болезнь Эбби  Дин.  У  мистера
Буля есть "кабинет" *, затейливо и тонко изготовленный по нынешним образцам;
он сделан из различных пород дерева, довольно искусно инкрустирован и связан
в лапу: не следует забывать, что он собран из самых разнообразных по  своему
происхождению и качеству кусков; должен, однако, признаться, что  они  плохо
пригнаны друг к другу,  и  "кабинет"  мистера  Буля  готов  в  любую  минуту
развалиться на части. И все же в нем  представлено  несколько  замечательных
образчиков  английского  дерева,  из  коих  в  былые  времена  мистеру  Булю
изготовляли отличные кабинеты; среди них можно назвать тоненький, но прочный
и крепкий образец доброго садового дуба, который мистер Буль в  кругу  своих
друзей  обычно  шутливо  именует  "Джонни"  *.  Этот  "кабинет"  никогда  не
доставлял особой радости мистеру Булю, но, получив  его  от  фабриканта,  он
согласился пользоваться им за неимением лучшего. Слегка поворчав, он  сделал
его хранителем самого ценного своего  достояния  и  наряду  с  прочим  своим
имуществом вверил его заботам Эбби Дин. И хотя у меня пока еще  нет  теории,
которая объясняла бы,  каким  образом  эта  злополучная  старуха  ухитряется
подчинять  своему  коварному  влиянию  неодушевленные  предметы,  я   должен
сознаться, что  она  парализовала  весь  "кабинет";  это  неоспоримый  факт,
который могут подтвердить тысячи заслуживающих доверия свидетелей.  Как  это
ни  удивительно,  но,  попав   под   ее   попечение,   "кабинет"   заразился
сомнамбулизмом. Он покрылся пылью, полон моли, обветшал и почти ни на что не
годен. Петли его заржавели, замки не отпираются, дверцы  скрипят,  ящики  не
выдвигаются и не задвигаются; мистеру Булю  не  удается  ничего  протолкнуть
туда, получает же он оттуда лишь канцелярские бумаги и канитель,  в  каковой
совершенно не нуждается, так как постоянно имеет под  рукой  огромный  запас
этого товара. Все составные  части  кабинета,  кое-как  прилаженные  друг  к
другу, ссохлись и покоробились, и даже Джонни мало чем отличается от прочих;
я думаю, во всем свете не сыщется такого неустойчивого сооружения. Печальное
состояние мистера Буля так тесно связано  с  помешательством  его  экономки,
что, рассказывая о заболевании последней, я не могу обойтись без того, чтобы
не упоминать то и дело имени ее злополучного хозяина. На днях,  например,  с
мистером Булем стряслась большая беда, и он убежден, что попал в нее не  без
помощи Эбби Дин. Дело было так. Некто Ник, смертельный  враг  мистера  Буля,
отличающийся к тому же столь несомненным фамильным сходством со своим тезкою
*, врагом рода  человеческого,  что,  если  последнего  именуют  отцом  лжи,
первого  следует  назвать,  по  крайней  мере,  ее  дядюшкой  -  обуреваемый
непомерной дерзостью и властолюбием, учинил ряд незаконных действий, и в том
числе захватил индюшку, которая содержалась неподалеку от дома мистера Буля,
в одной усадьбе под знаком "Полумесяца") *. Мистер Буль, понимая, что,  если
общепринятые представления о добре и зле будут  хоть  раз  нарушены,  он  не
сможет поручиться и за сохранность своих собственных владений, присоединился
к обитателям "Полумесяца", требующим возвращения индюшки. Сделал он  это  не
столько ради самой птицы, которая совершенно непригодна, чтобы быть поданной
к рождественскому столу,  сколько  из-за  того,  что  считал  принципы  Ника
серьезной угрозой своему спокойствию. Поэтому он поручил Эбби Дин  терпеливо
и в то же время как можно более решительно и  твердо  разъяснить  Нику,  что
впредь ни одна кража, в том числе кража индюшек, не останется безнаказанной;
и что если оный Ник не прекратит  свои  вероломные  действия,  он  (то  есть
мистер Буль) вынужден будет его  покарать.  Исполняя  данное  ей  поручение,
старуха понесла нечто столь монотонное, туманное,  сбивчивое  и  бессвязное,
что чем дольше продолжались переговоры, тем сильнее укреплялся Пик  в  своем
убеждении (и в этом нет ничего удивительного!), что мистер Буль трус,  слова
которого не заслуживают ни малейшего внимания. И вследствие этого  продолжал
упорствовать в своих кознях, от которых  при  иных  обстоятельствах,  весьма
вероятно, отказался бы, чем и вынудил мистера Буля послать против него своих
горячо любимых детей.
     Сыновья мистера Буля так  отважны,  с  такой  поразительной  твердостью
выносят все невзгоды, бесстрашие этого неукротимого племени делает его столь
могущественным, что слухи об их доблестных подвигах наполняют  душу  мистера
Буля гордостью и восхищением.  Однако  война  заставляет  его  не  на  шутку
тревожиться за жизнь своих детей - увы, в  мирное  время  цена  человеческой
жизни заботит его куда меньше! - и добрый старик частенько плачет  украдкой,
думая о том, что благородная кровь тех, кто бесконечно мил его  сердцу,  все
еще льется и будет литься. Одно из отвратительных проявлений недуга Эбби Дин
состоит в том, что сейчас, когда в жизни мистера Буля наступил столь  важный
и мучительный кризис, она по-прежнему, все с тем же сонным видом  "слоняется
повсюду" (я снова привожу слова достойного джентльмена) и являет собой такой
неприглядный контраст  деятельным  сыновьям  мистера  Буля,  что  последний,
будучи от природы человеком мирным, временами едва удерживается от искушения
прикончить ее одним ударом по голове.
     Еще один симптом (о нем упоминают некоторые  авторы  научных  трудов  о
сомнамбулизме) заключается в том, что больная часто не может  отличить  себя
от других людей. Было замечено, что она путает себя с вышеупомянутыми сынами
мистера Буля и в какой-то мере  считает  себя  причастной  к  их  доблестным
подвигам.
     Внимательно изучив указанный симптом, я нимало  не  сомневаюсь,  что  с
течением времени больная будет все сильнее упорствовать в своем заблуждении,
и ясно представляю себе, как спустя  несколько  месяцев  она  будет  сонливо
нашептывать всем, находящимся в палатах мистера  Буля,  что  она  заслуженно
разделяет славу, которую снискали себе его верные сыны. Полагаю  также,  что
она  каким-нибудь  таинственным  образом  ухитрится  заразить  этим  недугом
"кабинет" и что примерно к этому же времени  сие  нелепое  сооружение  будет
одержимо точно такой же манией.
     Говоря  о  симптомах  этого  тяжелого  случая  сомнамбулизма,   следует
упомянуть, что больная  обладает  достаточной  долей  сообразительности  для
того, чтобы уклоняться от исполнения повседневных обязанностей, взятых ею на
себя при поступлении на службу к мистеру Булю, неизменно ссылаясь  при  этом
на драку, в которой участвуют его сыновья. Из-за этой мнимой причины она  не
радеет о палатах мистера Буля, дурно управляет его владениями,  пренебрегает
нуждами и жалобами народа, откладывает все дела.  "И  между  тем,  -  вполне
резонно замечает мистер Буль, - раз уж я имел несчастье впутаться во все эти
злоключения на стороне, мне хотелось бы сделать хоть немного  добра  у  себя
дома. Мне бы хотелось  хоть  чем-нибудь  уравновесить  здесь  те  лишения  и
горести, которые выпали на долю моих домашних. И если правой рукой я посылаю
на заклание возлюбленных детей своих, то, ради бога, не  мешайте  мне  левой
растить и вскармливать тех, что остались со мною". Но что толку говорить все
эти (равно как и любые другие) слова  сомнамбулистке?  Более  того.  Нередко
можно услышать, как, "слоняясь по дому" (я снова цитирую мистера Буля), Эбби
бормочет, что, если кто-нибудь ее тронет, он тем самым подвергнет  опасности
находящихся на чужбине сыновей мистера Буля, которым в этом случае  каким-то
непостижимым образом будет нанесен ущерб. И невзирая на то, что  даже  самый
последний холоп как в палатах мистера Буля, так и за их пределами знает, что
в словах ее нет и тени  правдоподобия,  я  с  сожалением  замечаю,  что  они
являются непреодолимым препятствием для осуществления каких бы  то  ни  было
попыток привести ее в сознание, и хотя среди слуг мистера  Буля  нашлось  бы
немало таких, которые могли бы попользовать Эбби  Дин  дюжей  встряской  или
целительным  дерганьем  за  нос,  все  они  воздерживаются  от  того,  чтобы
предложить свою благодетельную помощь.  В  заключение  этого  отчета  должен
сказать, что "кабинет" зловещим скрипом вторит стенаниям Эбби Дин и что  мои
наблюдения дают  мне  основания  предполагать,  что  в  январе  или  феврале
будущего года он будет скрипеть еще громче,  если  только  не  развалится  к
этому времени на кусочки *.
     Таково  состояние  больной.  Нам  предстоит  решить,  способна  ли  она
проснуться? Если бы наука оказалась в силах каким-нибудь способом  пробудить
ее, была бы разрешена одна из важнейших проблем нашего времени, ибо  до  тех
пор, пока Эбби Дин хотя бы смутно не осознает, какое влияние  оказывает  она
на мистера Буля и его дела, никакие силы на земле не помогут мистеру Булю от
нее избавиться. Я согласен  с  мистером  Булем,  что  привести  ее  в  такое
состояние, когда она могла бы спокойно выслушать предупреждение об отказе от
места, является делом первостепенной важности. И хотя мне хотелось бы, чтобы
мистер Буль не подвергал себя излишним волнениям, я не могу с  ним  спорить,
когда он (в который уж раз!) принимается доказывать мне, что единственное, в
чем он нуждается в наше бурное время, это мужская рука, которая  хозяйничала
бы в его владениях.









Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура