World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Владимир Набоков (Vladimir Nabokov)

Лолита



Часть 2


     4

  Снова и снова  перелистываю  эти  жалкие  воспоминания  и  все
допытываюсь  у самого себя,  не оттуда ли,  не из блеска ли того
далекого лета пошла трещина через  всю  мою  жизнь.  Или,  может
быть,  острое  мое  увлечение  этим  ребенком  было  лишь первым
признаком врожденного извращения?  Когда стараюсь разобраться  в
былых   желаниях,  намерениях,  действиях,  я  поддаюсь  некоему
обратному  воображению,  питающему   аналитическую   способность
возможностями безграничными, так что всякий представляющийся мне
прошлый путь делится без конца на развилины в  одуряюще  сложной
перспективе  памяти.  Я  уверен все же,  что волшебным и роковым
образом Лолита началась с Аннабеллы.
   Знаю и то, что смерть Аннабеллы закрепила неудовлетворенность
того бредового лета и сделалась препятствием для  всякой  другой
любви  в  течение холодных лет моей юности.  Духовное и телесное
сливалось в нашей любви в такой совершенной  мере,  какая  и  не
снилась  нынешним  на  все  просто  смотрящим  подросткам  с  их
нехитрыми чувствами и  штампованными  мозгами.  Долго  после  ее
смерти я чувствовал,  как ее мысли текут сквозь мои.  Задолго до
нашей встречи у нас бывали  одинаковые  сны.  Мы  сличали  вехи.
Находили черты странного сходства.  В июне одного и того же года
(1919-го) к ней в дом и ко мне в дом,  в двух несмежных странах,
впорхнула  чья-то канарейка.  O,  Лолита,  если б ты меня любила
так!
   Я приберег  к  концу  рассказа  об  Аннабелле описание нашего
плачевного первого свидания.  Однажды поздно вечером ей  удалось
обмануть  злостную  бдительность  родителей.  В  рощице нервных,
тонколистых  мимоз,  позади  виллы,  мы  нашли  себе  место   на
развалинах  низкой  каменной  стены.  В  темноте,  сквозь нежные
деревца виднелись  арабески  освещенных  окон  виллы  -  которые
теперь,  слегка  подправленные цветными чернилами чувствительной
памяти,  я сравнил бы с игральными картами (отчасти, может быть,
потому,  что  неприятель  играл там в бридж).  Она вздрагивала и
подергивалась,  пока я целовал ее в уголок полураскрытых губ и в
горячую  мочку уха.  Россыпь звезд бледно горела над нами промеж
силуэтов удлиненных  листьев:  эта  отзывчивая  бездна  казалась
столь же обнаженной, как была она под своим легким платьицем. На
фоне неба со странной ясностью так выделялось ее лицо,  точно от
него исходило собственное слабое сияние.  Ее ноги, ее прелестные
оживленные ноги,  были не слишком тесно сжаты,  и когда моя рука
нашла   то,   чего   искала,   выражение   какой-то   русалочьей
мечтательности - не то боль, не то наслаждение - появилось на ее
детском  лице.  Сидя  чуть выше меня,  она в одинокой своей неге
тянулась к моим  губам,  причем  голова  ее  склонялась  сонным,
томным движением,  которое было почти страдальческим, а ее голые
коленки ловили,  сжимали мою кисть, и снова слабели. Ее дрожащий
рот, кривясь от горечи таинственного зелья, с легким придыханием
приближался к моему лицу.  Она старалась унять боль  любви  тем,
что  резко  терла свои сухие губы о мои,  но вдруг отклонялась с
порывистым взмахом кудрей,  а  затем  опять  сумрачно  льнула  и
позволяла  мне  питаться  ее  раскрытыми устами,  меж тем как я,
великодушно  готовый  ей  подарить  все  -  мое  сердце,  горло,
внутренности, - давал ей держать в неловком кулачке скипетр моей
страсти.
   Помню запах  какой-то пудры - которую она,  кажется,  крала у
испанской горничной матери  -  сладковатый,  дешевый,  мускусный
душок;  он  сливался  с  ее  собственным  бисквитным запахом,  и
внезапно чаша моих  чувств  наполнилась  до  краев;  неожиданная
суматоха под ближним кустом помешала им перелиться. Мы застыли и
с  болезненным  содроганием  в  жилах   прислушались   к   шуму,
произведенному,  вероятно,  всего  лишь  охотившейся кошкой.  Но
одновременно,  увы,  со стороны дома раздался голос госпожи  Ли,
звавший  дочь  с  дико  нарастающими перекатами,  и доктор Купер
тяжело прохромал с веранды в  сад.  Но  эта  мимозовая  заросль,
туман звезд,  озноб,  огонь, медовая роса и моя мука остались со
мной,  и эта девочка с наглаженными  морем  ногами  и  пламенным
языком  с  той поры преследовала меня неотвязно - покуда наконец
двдцать четыре года спустя я не рассеял наваждения, воскресив ее
в другой.

     5

   Дни моей юности,  как оглянусь на них,  кажутся улетающим  от
меня  бледным  вихрем  повторных лоскутков,  как утренняя мятель
употребленных бумажек,  видных пассажиру американского экспресса
в  заднее наблюдательное окно последнего вагона,  за которым они
вьются.  В  моих  гигиенических  сношениях  с  женщинами  я  был
практичен,  насмешлив  и  быстр.  В  мои  университетские годы в
Лондоне и Париже я удовлетворялся платными цыпками.  Мои занятия
науками  были  прилежны  и пристальны,  но не очень плодотворны.
Сначала я думал стать психиатром,  как многие неудачники;  но  я
был  неудачником  особенным;  меня охватила диковинная усталость
(надо пойти к доктору - такое томление); и я перешел на изучение
английской    литературы,    которым    пробавляется   не   один
поэт-пустоцвет,  превратясь в профессора с трубочкой,  в пиджаке
из добротной шерсти.  Париж тридцатых годов пришелся мне в пору.
Я обсуждал советские  фильмы  с  американскими  литераторами.  Я
сидел   с  уранистами  в  кафэ  "Des  Deux  Magots".  Я  печатал
извилистые этюды в малочитаемых журналах. Я сочинял пародии - на
Элиота, например:

            Пускай фрейляйн фон Кульп, еще держась
            За скобку двери, обернется... Нет,
            Не двинусь ни за нею, ни за Фреской.
            Ни за той чайкой...

   Одна из моих работ,  озаглавленная "Прустовская тема в письме
Китса  к  Бенджамину  Бейли",  вызвала  одобрительные  ухмылки у
шести-семи ученых,  прочитавших ее.  Я пустился писать  "Краткую
историю  английской  поэзии"  для  издателя с большим именем,  а
затем начал составлять тот учебник  французской  литературы  (со
сравнительными   примерами   из   литературы   английской)   для
американских  и  британских   читателей,   которому   предстояло
занимать  меня  в  течение  сороковых  годов  и  последний томик
которого был почти готов к напечатанию в день моего ареста.
   Я нашел  службу:  преподавал  английский язык группе взрослых
парижан шестнадцатого округа.  Затем в продолжение двух зим  был
учителем  мужской гимназии.  Иногда я пользовался знакомствами в
среде психиатров и работников по общественному призрению,  чтобы
с  ними  посещать разные учреждения,  как,  например,  сиротские
приюты и школы для малолетних преступниц,  где  на  бледных,  со
слипшимися  ресницами  отроковиц  я  мог  взирать  с  той полной
безнаказанностью, которая нам даруется в сновидениях.
   А теперь хочу изложить следующую мысль. В возрастных пределах
между  девятью  и  четырнадцатью  годами  встречаются   девочки,
которые для некоторых очарованных странников, вдвое или во много
раз старше них,  обнаруживают истинную свою сущность -  сущность
не   человеческую,   а  нимфическую  (т.е.  демонскую);  и  этих
маленьких избранниц я предлагаю именовать так: нимфетки.
   Читатель заметит,  что  пространственные  понятия  я  заменяю
понятиями времени.  Более того: мне бы хотелось, чтобы он увидел
эти пределы,  9 - 14,  как зримые очертания (зеркалистые отмели,
алеющие скалы) очарованного острова,  на котором водятся эти мои
нимфетки   и   который   окружен   широким   туманным   океаном.
Спрашивается:  в этих  возрастных  пределах  все  ли  девочки  -
нимфетки?  Разумеется,  нет. Иначе мы, посвященные, мы, одинокие
мореходы,  мы,  нимфолепты,  давно бы сошли с ума.  Но и красота
тоже  не  служит  критерием,  между тем как вульгарность (или то
хотя бы,  что зовется вульгарностью в той или другой  среде)  не
исключает  непременно  присутствия  тех  таинственных черт - той
сказочно-странной   грации,   той   неуловимой,    переменчивой,
душеубийственной,   вкрадчивой   прелести,  -  которые  отличают
нимфетку  от   сверстниц,   несравненно   более   зависящих   от
пространственного мира единовременных явлений, чем от невесомого
острова завороженного времени, где Лолита играет с ей подобными.
Внутри тех же возрастных границ число настоящих нимфеток гораздо
меньше числа некрасивых  или  просто  "миленьких(TM),  или  даже
"смазливых",   но   вполне  заурядных,  пухленьких,  мешковатых,
холоднокожих,  человечьих по природе своей девочек,  с  круглыми
животиками, с косичками, таких, которые могут или не могут потом
превратиться в красивых, как говорится, женщин (посмотрите-ка на
иную   гадкую   пышечку   в   черных   чулках  и  белой  шляпке,
перевоплощающуюся  в  дивную  звезду  экрана).  Если   попросить
нормального  человека  отметить  самую  хорошенькую на групповом
снимке школьниц или гэрл-скаутов, он не всегда ткнет в нимфетку.
Надобно  быть  художником  и сумасшедшим,  игралищем бесконечных
скорбей,   с   пузырьком   горячего   яда   в   корне   тела   и
сверхсладострастным пламенем, вечно пылающим в чутком хребте (о,
как приходится нам ежиться и хорониться!), дабы узнать сразу, по
неизъяснимым  приметам  -  по  слегка кошачьему очерку скул,  по
тонкости и шелковистости  членов  и  еще  по  другим  признакам,
перечислить которые мне запрещают отчаяние, стыд, слезы нежности
- маленького смертоносного демона в  толпе  обыкновенных  детей:
она-то,  нимфетка,  стоит среди них, неузнанная и сама не чующая
своей баснословной власти.
   И еще:  ввиду примата времени в этом колдовском деле, научный
работник должен быть готов принять во внимание,  что  необходима
разница в несколько лет (я бы сказал, не менее десяти, но обычно
в тридцать или сорок -  и  до  девяноста  в  немногих  известных
случаях)  между  девочкой  и  мужчиной  для того,  чтобы тот мог
подпасть  под   чары   нимфетки.   Тут   вопрос   приспособления
хрусталика,  вопрос  некоторого  расстояния,  которое внутренний
глаз с приятным  волнением  превозмогает,  и  вопрос  некоторого
контраста,  который разум постигает с судорогой порочной услады.
"Когда я  был  ребенком  и  она  ребенком  была"  (вс  Эдгаровый
перегар),  моя  Аннабелла  не была для меня нимфеткой:  я был ей
ровня;  задним числом я сам был фавненком на том же  очарованном
острове времени; но нынче, в сентябре 1952-го года, по истечении
двадцати девяти лет,  мне думается,  что я могу разглядеть в ней
исходное роковое наваждение.  Мы любили преждевременной любовью,
отличавшейся тем неистовством, которое так часто разбивает жизнь
зрелых людей.  Я был крепкий паренек и выжил; но отрава осталась
в ране,  и вот я уже мужал в  лоне  нашей  цивилизации,  которая
позволяет  мужчине увлекаться девушкой шестнадцатилетней,  но не
девочкой двенадцатилетней.
   Итак, немудрено,   что  моя  взрослая  жизнь  в  Европе  была
чудовищно двойственна.  Во вне я имел так называемые  нормальные
сношения  с земнородными женщинами,  у которых груди тыквами или
грушами,  внутри же я был сжигаем в адской печи  сосредоточенной
похоти,  возбуждаемой  во  мне  каждой  встречной  нимфеткой,  к
которой я,  будучи законоуважающим трусом, не смел подступиться.
Громоздкие    человечьи    самки,   которыми   мне   дозволялось
пользоваться,  служили лишь паллиативом.  Я готов поверить,  что
ощущения,  мною  извлекаемые из естественного соития,  равнялись
более или  менее  тем,  которые  испытывают  нормальные  большие
мужчины, общаясь с нормальными большими женщинами в том рутинном
ритме,  который сотрясает мир;  но беда в том, что этим господам
не  довелось,  как  довелось  мне,  познать проблеск несравненно
более пронзительного блаженства.  Тусклейший из моих к  поллюции
ведущих  снов был в тысячу раз красочнее прелюбодеяний,  которые
мужественнейший  гений  или  талантливейший  импотент  могли  бы
вообразить. Мой мир был расщеплен. Я чуял присутствие не одного,
а двух полов,  из коих ни тот,  ни другой не был моим;  оба были
женскими  для  анатома;  для меня же,  смотревшего сквозь особую
призму чувств,  "они были столь же  различны  между  собой,  как
мечта и мачта". Все это я теперь рационализирую, но в двадцать -
двадцать пять лет я не так ясно разбирался в  своих  страданиях.
Тело  отлично знало,  чего оно жаждет,  но мой рассудок отклонял
каждую  его  мольбу.  Мной  овладевали  то  страх  и  стыд,   то
безрассудный   оптимизм.   Меня   душили  общественные  запреты.
Психоаналисты     манили     меня     псевдоосвобождением     от
либидобелиберды.   То,  что  единственными  объектами  любовного
трепета  были  для  меня  сестры  Аннабеллы,  ее  наперсницы   и
кордебалет,     мне     казалось     подчас    предзнаменованием
умопомешательства.  Иногда же я говорил себе, что все зависит от
точки зрения и что,  в сущности,  ничего нет дурного в том,  что
меня до одури волнуют малолетние девочки. Позволю себе напомнить
читателю,  что  в  Англии,  с  тех  пор  как был принят закон (в
1933-ем году) о Детях и Молодых Особах, термин "гэрл-чайльд" (т.
е.  девочка) определяется,  как "лицо женского пола,  имеющее от
роду свыше восьми и меньше четырнадцати  лет"  (после  чего,  от
четырнадцати  до  семнадцати,  статут  определяет  это  лицо как
"молодую особу").  С другой  стороны,  в  Америке,  а  именно  в
Массачусетсе; термин "уэйуард чайльд" (непутевое дитя) относится
технически к девочке между семью и семнадцатью  годами,  которая
"общается  с порочными и безнравственными лицами".  Хью Броутон,
полемический писатель времен Джемса Первого,  доказал, что Рахаб
была  блудницей  в  десять  лет.  Все это крайне интересно,  и я
допускаю,  что вы уже видите,  как  у  меня  пенится  рот  перед
припадком - но нет,  ничего не пенится, я просто пускаю выщелком
разноцветные блошки счастливых мыслей в соответствующую чашечку.
Вот   еще  картинки.  Вот  Виргилий,  который  (цитирую  старого
английского поэта) "нимфетку в тоне пел  одном",  хотя  по  всей
вероятности   предпочитал  перитон  мальчика.  Вот  две  из  еще
несозревших дочек короля Ахнатена и его  королевы  Нефертити,  у
которых  было  шесть таких - нильских,  бритоголовых,  голеньких
(ничего,  кроме множества  рядов  бус),  с  мягкими  коричневыми
щенячьими  брюшками,  с  длинными  эбеновыми  глазами,  спокойно
расположившиеся на подушках и совершенно целые после трех  тысяч
лет.  Вот  ряд десятилетних невест,  которых принуждают сесть на
фасциний  -  кол  из  слоновой  кости  в  храмах   классического
образования.  Брак  и  сожительство  с  детьми  встречаются  еще
довольно   часто    в    некоторых    областях    Индии.    Так,
восьмидесятилетние  старики-лепчанцы  сочетаются с восьмилетними
девочками,  и кому какое дело.  В  конце  концов  Данте  безумно
влюбился  в  свою  Беатриче,  когда минуло только девять лет ей,
такой искрящейся,  крашеной,  прелестной,  в пунцовом  платье  с
дорогими каменьями,  а было это в 1274-ом году, во Флоренции, на
частном пиру,  в веселом мае месяце.  Когда же Петрарка  безумно
влюбился в свою Лаурину, она была белокурой нимфеткой двенадцати
лет,  бежавшей на ветру, сквозь пыль и цветень, сама как летящий
цветок, среди прекрасной равнины, видимой с Воклюзских холмов.
   Но давайте будем чопорными  и  культурными.  Гумберт  Гумберт
усердно старался быть хорошим.  Ей-Богу,  старался. Он относился
крайне бережно к обыкновенным  детям,  к  их  чистоте,  открытой
обидам,  и  ни  при  каких  обстоятельствах  не  посягнул  бы на
невинность ребенка,  если была хотя бы отдаленнейшая возможность
скандала.  Но как билось у бедняги сердце,  когда среди невинной
детской толпы он замечал ребенка-демона,  "enfant  charmante  et
fourbe"  -  глаза с поволокой,  яркие губы,  десять лет каторги,
коли покажешь ей, что глядишь на нее. Так шла жизнь. Гумберт был
вполне способен иметь сношения с Евой,  но Лилит была той, о ком
он мечтал.  Почкообразная стадия в развитии грудей  рано  (в  10
7/10   лет)   наступает   в   череде   соматических   изменений,
сопровождающих  приближение  половой   зрелости.   А   следующий
известный  нам  признак  -  это первое появление (в 11 2/10 лет)
пигментированных волосков. Моя чашечка полным-полна блошек.
   Кораблекрушение. Коралловый  остров.  Я один с озябшей дочкой
утонувшего пассажира.  Душенька,  ведь это  только  игра!  Какие
чудесные приключения я, бывало, воображы, сидя на твердой скамье
в городском парке и притворяясь  погруженным  в  мреющую  книгу.
Вокруг мирного эрудита свободно резвились нимфетки,  как если бы
он был приглядевшейся парковой статуей или частью светотени  под
старым  деревом.  Как-то  раз совершенная красотка в шотландской
юбочке с грохотом поставила тяжеловооруженную ногу подле меня на
скамейку,  дабы окунуть в меня свои голые руки и затянуть ремень
роликового конька - и я растворился в солнечных пятнах,  заменяя
книжкой фиговый лист, между тем как ее русые локоны падали ей на
поцарапанное колено,  и древесная тень,  которую я с нею  делил,
пульсировала  и  таяла  на  ее икре,  сиявшей так близко от моей
хамелеоновой щеки. Другой раз рыжеволосая школьница повисла надо
мною  в  вагоне  метро,  и  оранжевый пушок у нее под мышкой был
откровением, оставшимся на много недель у меня в крови. Я бы мог
пересказать   немало   такого   рода  односторонних  миниатюрных
романов.  Окончание некоторых из них бывало  приправлено  адовым
снадобием.  Бывало,  например,  я  замечал  с  балкона ночью,  в
освещенном  окне  через  улицу,  нимфетку,  раздевающуюся  перед
услужливым  зеркалом.  В  этой обособленности,  в этом отдалении
видение  приобретало   невероятно   пряную   прелесть,   которая
заставляла  меня,  балконного  зрителя,  нестись  во весь опор к
своему одинокому утолению.  Но с бесовской  внезапностью  нежный
узор наготы, уже принявший от меня дар поклонения, превращался в
озаренный лампой отвратительно голый локоть мужчины  в  исподнем
белье,  читающего  газету у отворенного окна в жаркой,  влажной,
безнадежной летней ночи.
   Скакание через   веревочку.   Скакание   на   одной  ноге  по
размеченной мелом панели.  Незабвенная старуха в черном, которая
сидела  рядом  со  мной  на парковой скамье,  на пыточной скамье
моего  блаженства  (нимфетка  подо   мной   старалась   нащупать
укатившийся стеклянный шарик),  и которая спросила меня - наглая
ведьма - не болит ли у меня живот.  Ах,  оставьте  меня  в  моем
зацветающем парке,  в моем мшистом саду. Пусть играют они вокруг
меня вечно, никогда не взрослея.

      б

   Кстати: я часто спрашивал себя, что случалось с ними потом, с
этими  нимфетками.  В  нашем  чугунно-решетчатом  мире  причин и
следствий,  не могло ли  содрогание,  мною  выкраденное  у  них,
отразиться на их будущем?  Вот, была моей - и никогда не узнает.
Хорошо.  Но не скажется ли это впоследствии, не напортил ли я ей
как-нибудь  в  ее  дальнейшей судьбе тем,  что вовлек ее образ в
свое тайное сладострастие? О, это было и будет предметом великих
и ужасных сомнений!
   Я выяснил,  однако, во что они превращаются, эти обаятельные,
сумасводящие нимфетки, когда подрастают. Помнится, брел я как-то
под  вечер  по  оживленной  улице,  весною,  в  центре   Парижа.
Тоненькая  девушка  небольшого  роста  прошла  мимо  меня скорым
тропотком на высоких каблучках;  мы одновременно оглянулись; она
остановилась,  и  я подошел к ней.  Голова.  ее едва доходила до
моей нагрудной шерсти;  личико было круглое,  с ямочками,  какое
часто  встречается  у  молодых  француженок.  Мне понравились ее
длинные ресницы и жемчужно-серый tailleur,  облегавший  ее  юное
тело,  которое  еще хранило (вот это-то и было нимфическим эхом,
холодком  наслаждения,  взмывом  в  чреслах)   что-то   детское,
примешивавшееся  к  профессиональному frbtillement ее маленького
ловкого зада. Я осведомился о ее цене, и она немедленно ответила
с  музыкальной  серебряной  точностью  (птица  -  сущая птица!):
"Cent".  Я попробовал поторговаться, но она оценила дикое глухое
желание  у  меня  в  глазах,  устремленных  с такой высоты на ее
круглый лобик и зачаточную шляпу (букетик да бант):  "Tant pis",
-  произнесла  она,  перемигнув,  и сделала вид,  что уходит.  Я
подумал:  ведь всего три года тому назад я мог видеть,  как  она
возвращается домой из школы! Эта картина решила дело. Она повела
меня вверх по обычной крутой лестнице с обычным сигналом звонка,
уведомлямщим   господина,   не   желающего   встретить   другого
господина,  что путь свободен или несвободен  -  унылый  путь  к
гнусной комнатке,  состоящей из кровати и биде.  Как обычно, она
прежде всего потребовала свой petit cadeau,  и,  как  обычно,  я
спросил ее имя (Monique) и возраст (восемнадцать). Я был отлично
знаком с банальными ухватками проституток:  ото всех них слышишь
это  dixhuit  -  четкое чирикание с ноткой мечтательного обмана,
которое они издают, бедняжки, до десяти раз в сутки. Но в данном
случае  было  ясно,  что Моника скорее прибавляет,  чем убавляет
себе  годика  два.  Это  я  вывел  из  многих  подробностей   ее
компактного,  как  бы точеного и до странности неразвитого тела.
Поразительно быстро раздевшись,  она постояла с минуту  у  окна,
наполовину  завернувшись  в  мутную  кисею  занавески,  слушая с
детским удовольствием (что в книге было бы халтурой) шарманщика,
игравшего  в  уже  налитом сумерками дворе.  Когда я осмотрел ее
ручки и обратил ее внимание на грязные ногти,  она  проговорила,
простодушно нахмурясь:  "Oui, се n'est pas bien", - и пошла было
к рукомойнику, но я сказал, что это неважно, совершенно неважно.
Со своими подстриженными темными волосами, светло-серым взором и
бледной кожей она была исключительно очаровательна.  Бедра у нее
были не шире, чем у присевшего на корточки мальчика. Более того,
я без колебания могу утверждать (и вот, собственно, почему я так
благодарно   длю   это   пребывание   с   маленькой   Моникой  в
кисейно-серой келье воспоминания),  что из тех восьмидесяти  или
девяноста  шлюх,  которые  в  разное  время по моей просьбе мною
занимались,  она была единственной,  давшей мне  укол  истинного
наслаждения.  "Il etait malin, celui, qui а invente се truc-la",
любезно заметила она и вернулась в одетое  состояние  с  той  же
высокого стиля быстротой, с которой из него вышла.
   Я спросил,  не даст ли она мне еще одно, более основательное,
свидание  в  тот  же  вечер,  и она обещала встретить меня около
углового кафэ,  прибавив,  что в течение  всей  своей  маленькой
жизни  никогда  еще  никого  не надула.  Мы возвратились в ту же
комнату.  Я не мог удержаться,  чтобы не сказать ей,  какая  она
хорошенькая,  на что она ответила скромно: "Tu es bien gentil de
dire cа",  - а потом,  заметив то,  что я заметил сам в зеркале,
отражавшем наш тесный Эдем,  а именно: ужасную гримасу нежности,
искривившую мне рот,  исполнительная Моника (о,  она  несомненно
была в свое время нимфеткой!) захотела узнать, не стереть ли ей,
avant qu'on se couche,  слой краски с губ на случай, если захочу
поцеловать ее.  Конечно, захочу. С нею я дал себе волю в большей
степени,  чем с какой-либо другой молодой гетерой,  и в ту  ночь
мое последнее впечатление от Моники и ее длинных ресниц отзывает
чем-то веселым,  чего нет в других  воспоминаниях,  связанных  с
моей  унизительной,  убогой и угрюмой половой жизнью.  Вид у нее
был необыкновенно довольный,  когда я дал ей  пятьдесят  франков
сверх  уговора,  после  чего  она засеменила в ночную апрельскую
морось с тяжелым Гумбертом,  валившим следом за ее узкой спиной.
Остановившись  перед витриной,  она произнесла с большим смаком:
"Je vais m'acheter des bas!" -  и  не  дай  мне  Бог  когда-либо
забыть маленький лопающийся звук детских губ этой парижаночки на
слове "bas",  произнесенном  ею  так  сочно,  что  "а"  чуть  не
превратилось в краткое бойкое "о".
   Следующее наше свидание состоялось  на  другой  день,  в  два
пятнадцать пополудни у меня на квартире,  но оно оказалось менее
удовлетворительным:  за ночь она как бы повзрослела,  перешла  в
старший класс и к тому же была сильно простужена. Заразившись от
нее насморком,  я отменил четвертую встречу - да, впрочем, и рад
был   прервать   рост   чувства,   угрожавшего  обременить  меня
душераздирающими грезами и вялым разочарованием.  Так пускай  же
она  останется гладкой тонкой Моникой - такой,  какою она была в
продолжение тех двух-трех  минут,  когда  беспризорная  нимфетка
просвечивала сквозь деловитую молодую проститутку.
   Мое недолгое с нею знакомство  навело  меня  на  ряд  мыслей,
которые  верно покажутся довольно очевидными читателю,  знающему
толк в этих делах.  По объявлению в непристойном  журнальчике  я
очутился,  в  один  предприимчивый  день,  в конторе некоей Mlle
Edith,  которая начала с того,  что предложила мне выбрать  себе
спутницу  жизни  из  собрания  довольно  формальных фотографий в
довольно засаленном альбоме ("Regardez-moi cette belle brune?" -
уже  в  подвенечном  платье).  Когда  же  я  оттолкнул  альбом и
неловко,  с  усилием,  высказал  свою  преступную   мечту,   она
посмотрела  на  меня,  будто  собираясь  меня прогнать.  Однако,
поинтересовавшись,  сколько я  готов  выложить,  она  соизволила
обещать  познакомить  меня  с лицом,  которое "могло бы устроить
дело".  На другой  день  астматическая  женщина,  размалеванная,
говорливая,    пропитанная    чесноком,    с    почти   фарсовым
провансальским выговором и  черными  усами  над  лиловой  губой,
повела  меня в свое собственное,  по-видимому,  обиталище и там,
предварительно  наделив  звучным  лобзанием   собранные   пучком
кончики   толстых  пальцев,  дабы  подчеркнуть  качество  своего
лакомого,  как розанчик, товара, театрально отпахнула занавеску,
за  которой  обнаружилась половина,  служившая по всем признакам
спальней большому и нетребовательному  семейству;  но  на  сцене
сейчас  никого  не  было,  кроме  чудовищно упитанной,  смуглой,
отталкивающе некрасивой девушки, лет по крайней мере пятнадцати,
с малиновыми  лентами в тяжелых черных косах,  которая сидела на
стуле и нарочито няньчила  лысую  куклу.  Когда  я  отрицательно
покачал гoловой   и  попытался  выбраться  из  ловушки,  сводня,
учащенно лопоча,  начала стягивать грязно-серую фуфайку с  бюста
молодой  великанши,  а  затем,  убедившись  в моем решении уйти,
потребовала "son argent".  Дверь в глубине комнаты отворилась, и
двое мужчин,  выйдя из кухни,  где они обедали, присоединились к
спору.  Были они какого-то кривого  сложения,  с  голыми  шеями,
чернявые;  один  из них был в темных очках.  Маленький мальчик и
замызганный,  колченогий младенец замаячили где-то  за  ними.  С
наглой   логичностью,  присущей  кошмарам,  разъяренная  сводня,
указав на мужчину в очках,  заявила,  что  он  прежде  служил  в
полиции - так что лучше,  мол,  раскошелиться. Я подошел к Марии
(ибо таково было  ее  звездное  имя),  которая  к  тому  времени
преспокойно переправила свои грузные ляжки со стула в спальне на
табурет за кухонным столом,  чтобы там снова приняться за суп, а
младенец  между  тем  поднял с полу ему принадлежавшую куклу.  В
порыве жалости,  сообщавшей  некий  драматизм  моему  идиотскому
жесту,  я сунул деньги в ее равнодушную руку.  Она сдала мой дар
экс-сыщику, и мне было разрешено удалиться.
<-- прошлая часть | весь текст сразу | следующая часть -->


Владимир Набоков, «Лолита», часть:  









Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура