World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Антон Чехов

Сапоги





     Фортепианный  настройщик  Муркин,  бритый  человек  с  желтым  лицом,
табачным носом и с ватой в ушах,  вышел  из  своего  номера  в  коридор  и
дребезжащим голосом прокричал:
     - Семен! Коридорный!
     И, глядя на его испуганное лицо, можно было  подумать,  что  на  него
свалилась штукатурка или  что  он  только  что  у  себя  в  номере  увидел
привидение.
     - Помилуй, Семен! - закричал он, увидев бегущего к нему  коридорного.
- Что же это такое? Я человек ревматический, болезненный, а ты заставляешь
меня выходить босиком! Отчего ты до сих пор не даешь мне сапог? Где они?
     Семен вошел в номер Муркина,  поглядел  на  то  место,  где  он  имел
обыкновение ставить вычещенные сапоги, и почесал затылок: сапог не было.
     - Где же им быть, проклятым? - проговорил Семен. -  Вечером,  кажись,
чистил и тут поставил... Гм!.. Вчерась, признаться, выпивши был...  Должно
полагать, в другой номер поставил. Именно так и есть, Афанасий  Егорыч,  в
другой номер! Сапог-то много, а черт их в пьяном виде разберет, ежели себя
не помнишь... Должно, к барыне поставил, что рядом живет... к актрисе...
     - Изволь я теперь из-за тебя идти к  барыне  беспокоить!  Изволь  вот
из-за пустяка будить честную женщину!
     Вздыхая и кашляя, Муркин подошел к двери соседнего номера и осторожно
постучал.
     - Кто там? - послышался через минуту женский голос.
     - Это  я-с!  -  начал  жалобным  голосом  Муркин,  становясь  в  позу
кавалера, говорящего с великосветской дамой. - Извините  за  беспокойство,
сударыня,  но  я  человек  болезненный,  ревматический...  Мне,  сударыня,
доктора велели ноги в тепле держать, тем более что мне сейчас  нужно  идти
настраивать рояль к генеральше Шевелицыной. Не могу же  я  к  ней  босиком
идти!..
     - Да вам что нужно? Какой рояль?
     - Не рояль, сударыня, а в отношении сапог! Невежда Семен почистил мои
сапоги  и  по  ошибке  поставил  в  ваш  номер.  Будьте,  сударыня,  столь
достолюбезны, дайте мне мои сапоги!
     Послышалось шуршанье, прыжок с кровати и шлепанье туфель, после  чего
дверь слегка отворилась, и пухлая женская ручка бросила  к  ногам  Муркина
пару сапог. Настройщик поблагодарил и отправился к себе в номер.
     - Странно... - пробормотал он, надевая сапог. - Словно как будто  это
не правый сапог. Да тут два левых сапога! Оба левые! Послушай,  Семен,  да
это не мои сапоги! Мои сапоги  с  красными  ушками  и  без  латок,  а  это
какие-то порванные, без ушек!
     Семен поднял сапоги, перевернул их несколько раз перед своими глазами
и нахмурился.
     - Это сапоги Павла Александрыча... - проворчал он, глядя искоса.
     Он был кос на левый глаз.
     - Какого Павла Александрыча?
     - Актера... каждый вторник сюда ходит... Стало быть,  это  он  вместо
своих ваши надел... Я к ней в номер поставил,  значит,  обе  пары:  его  и
ваши. Комиссия!
     - Так поди и перемени!
     - Зравствуйте! - усмехнулся Семен. - Поди и перемени... А где  ж  мне
взять его теперь? Уж час времени, как ушел... Поди ищи ветра в поле!
     - Где же он живет?
     - А кто ж его знает! Приходит сюда каждый вторник, а где живет -  нам
неизвестно. Придет, переночует, и жди до другого вторника...
     - Вот видишь, свинья, что ты наделал! Ну, что мне теперь делать!  Мне
к генеральше Шевелицыной пора, анафема ты этакая! У меня ноги озябли!
     - Переменить сапоги недолго. Наденьте эти сапоги, походите в  них  до
вечера, а вечером в театр... Актера Блистанова  там  спросите...  Ежели  в
театр не хотите, то придется до того вторника ждать. Только  по  вторникам
сюда и ходит...
     - Но почему же тут два левых сапога? - спросил настройщик,  брезгливо
берясь за сапоги.
     - Какие бог послал, такие и носит. По бедности... Где актеру взять?..
"Да и сапоги же, говорю, у вас, Павел Александрыч! Чистая срамота!" А он и
говорит: "Умолкни, говорит, и бледней! В этих самых  сапогах,  говорит,  я
графов  и  князей  играл!"  Чудной  народ!  Одно  слово,  артист.  Будь  я
губернатор или какой начальник, забрал бы всех этих актеров - и в острог.
     Бесконечно крехтя и морщась, Муркин натянул на свои  ноги  два  левых
сапога и, прихрамывая, отправился к  генеральше  Шевелицыной.  Целый  день
ходил он по городу, настраивал фортепиано, и целый день ему казалось,  что
весь мир глядит на  его  ноги  и  видит  на  них  сапоги  с  латками  и  с
покосившимися каблуками! Кроме нравственных мук, ему пришлось еще испытать
и физические: он натер себе мозоль.
     Вечером  он  был  в  театре.  Давали  "Синюю  Бороду".  Только  перед
последним действием, и то благодаря  протекции  знакомого  флейтиста,  его
пустили за кулисы. Войдя в мужскую уборную, он застал в ней  весь  мужской
персонал. Одни переодевались, другие мазались, третьи курили. Синяя Борода
стоял с королем Бобешом и показывал ему револьвер.
     - Купи! - говорил Синяя Борода. - Сам купил в  Курске  по  случаю  за
восемь, ну, а тебе отдам за шесть... Замечательный бой!
     - Поосторожней... Заряжен ведь!
     -  Могу  ли  я  видеть  господина  Блистанова?  -  спросил   вошедший
настройщик.
     - Я самый! - повернулся в нему Синяя Борода. - Что вам угодно?
     - Извините, сударь, за беспокойство, -  начал  настройщик  умолкающим
голосом, - но,  верьте...  я  человек  болезненный,  ревматический...  Мне
доктор приказали ноги в тепле держать...
     - Да вам, собственно говоря, что угодно?
     - Видите ли-с... - продолжал настройщик, обращаясь к Синей Бороде.  -
Того-с... эту  ночь  вы  изволили  быть  в  меблированных  комнатах  купца
Бухтеева... в шестьдесят четвертом номере...
     - Ну, что  врать-то!  -  усмехнулся  король  Бобеш.  -  В  шестьдесят
четвертом номере моя жена живет!
     - Жена-с? Очень приятно-с...  -  Муркин  улыбнулся.  -  Оне-то,  ваша
супруга, собственно мне и выдали ихние сапоги... Когда они,  -  настройщик
указал на Блистанова, - от них ушли-с, я хватился  своих  сапог...  кричу,
знаете ли, коридорного, а коридорный и говорит: "Да я, сударь, ваши сапоги
в соседний номер поставил!" Он по ошибке, будучи  в  состоянии  опьянения,
поставил в шестьдесят четвертый номер мои сапоги и  ваши-с,  -  повернулся
Муркин к Блистанову, - а вы, уходя вот от ихней супруги, надели мои-с...
     -  Да  вы  что  же  это?  -  проговорил  Блистанов  и  нахмурился.  -
Сплетничать сюда пришли, что ли?
     - Нисколько-с! Храни меня бог-с! Вы меня не поняли-с... Я ведь насчет
чего? Насчет сапог! Вы  ведь  изволили  ночевать  в  шестьдесят  четвертом
номере?
     - Когда?
     - В эту ночь-с.
     - А вы меня там видели??
     - Нет-с, не видел-с, - ответил Муркин в сильном  смущении,  садясь  и
быстро снимая сапоги. - Я не видел-с, но мне ваши сапоги вот ихняя супруга
выбросила... Это вместо моих-с.
     - Так какое же  вы  имеете  право,  милостивый  государь,  утверждать
подобные вещи? Не говорю уж о себе, но вы оскорбляете женщину,  да  еще  в
присутствии ее мужа!
     За кулисами поднялся страшный шум. Король  Бобеш,  оскорбленный  муж,
вдруг побагровел и изо всей силы  ударил  кулаком  по  столу,  так  что  в
уборной по соседству с двумя актрисами сделалось дурно.
     - И ты веришь? - кричал ему Синяя Борода. - Ты веришь этому  негодяю?
О-о! Хочешь, я убью его, как собаку? Хочешь? Я из него бифштекс сделаю!  Я
его размозжу!
     И все, гулявшие в этот вечер в городском саду около  летнего  театра,
рассказывают теперь, что они видели, как перед четвертым актом  от  театра
по главной аллее промчался босой человек  с  желтым  лицом  и  с  глазами,
полными  ужаса.  За  ним  гнался  человек  в  костюме  Синей  Бороды  и  с
револьвером в руке. Что случилось далее - никто не видел. Известно только,
что Муркин потом, после знакомства с Блистановым, две недели лежал больной
и к словам: "Я человек болезненный, ревматический" - стал  прибавлять  еще
"Я человек раненый"...









Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru. Работаем для вас с 2003 года.
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | компьютерные игры и видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура