World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Антон Чехов

Роман с контрабасом





     Музыкант Смычков шел из города на дачу князя Бибулова, где по  случаю
сговора "имел быть" вечер с музыкой  и  танцами.  На  спине  его  покоился
огромный контрабас в кожаном футляре. Шел Смычков по берегу реки, катившей
свои прохладные воды хотя не величественно, но зато весьма поэтично.
     "Не выкупаться ли?" - подумал он.
     Не долго думая, он разделся и погрузил свое тело в прохладные  струи.
Вечер был великолепный.  Поэтическая  душа  Смычкова  стала  настраиваться
соответственно гармонии окружающего. Но какое сладкое чувство охватило его
душу, когда, отплыв шагов на сто в сторону, он  увидел  красивую  девушку,
сидевшую на крутом берегу и удившую рыбу. Он притаил дыхание  и  замер  от
наплыва  разнородных  чувств:  воспоминания  детства,  тоска  о  минувшем,
проснувшаяся любовь... Боже, а ведь он думал, что он уже  не  в  состоянии
любить! После того как он потерял веру в человечество (его горячо  любимая
жена бежала с  его  другом,  фаготом  Собакиным),  грудь  его  наполнилась
чувством пустоты, и оно стал мизантропом.
     "Что такое жизнь? - не раз задавал он себе  вопрос.  -  Для  чего  мы
живем? Жизнь есть миф, мечта... чревовещение..."
     Но стоя перед спящей красавицей  (нетрудно  было  заметить,  что  она
спала), он вдруг, вопреки своей воле, почувствовал в груди  нечто  похожее
на любовь. Долго он стоял перед ней, пожирая ее глазами...
     "Но довольно... - подумал он,  испустив  глубокий  вздох.  -  Прощай,
чудное виденье! Мне уже пора идти на бал к его сиятельству..."
     И еще раз взглянув на красавицу, он хотел  уже  плыть  назад,  как  в
голове его мелькнула идея.
     "Надо оставить ей  о  себе  память!  -  подумал  он.  -  Прицеплю  ей
что-нибудь к удочке. Это будет сюрпризом от "неизвестного".
     Смычков тихо подплыл к берегу, нарвал большой букет полевых и водяных
цветов и, связав его стебельком лебеды, прицепил к удочке.
     Букет подошел ко дну и увлек за собой красивый поплавок.
     Благоразумие, законы  природы  и  социальное  положение  моего  героя
требуют, чтобы роман кончился на этом самом месте,  но  -  увы!  -  судьба
автора неумолима:  по  независящим  от  автора  обстоятельствам  роман  не
кончился букетом.  Вопреки  здравому  смыслу  и  природе  вещей  бедный  и
незнатный контрабасист должен  был  сыграть  в  жизни  знатной  и  богатой
красавицы важную роль.
     Подплыв к берегу, Смычков был поражен: он не увидел своей одежды.  Ее
украли... Неизвестные злодеи, пока он любовался красавицей,  утащили  все,
кроме контрабаса и цилиндра.
     - Проклятие! - воскликнул Смычков. - О люди,  порождение  ехидны!  Не
столько возмущает меня лишение одежды (ибо одежда тленна), сколько  мысль,
что мне  придется  идти  нагишом  и  тем  преступить  против  общественной
нравственности.
     Он сел на футляр  с  контрабасом  и  стал  искать  выхода  из  своего
ужасного положения.
     "Не идти же голым к князю Бибулову! - думал он. - Там будут дамы!  Да
и к тому же воры вместе с брюками украли и находившийся в них канифоль!"
     Он думал долго, мучительно, до боли в висках.
     "Ба! - вспомнил он наконец. - Недалеко от берега  в  кустарнике  есть
мостик... Пока настанет темнота, я могу просидеть  под  этим  мостиком,  а
вечером, в потемках, проберусь до первой избы..."
     Остановившись на этой мысли, Смычков надел цилиндр, взвалил на  спину
контрабас и поплелся к кустарнику. Нагой, с  музыкальным  инструментом  на
спине, он напоминал некоего древнего мифического полубога.
     Теперь, читатель, пока мой герой сидит под мостом и предается скорби,
оставим его на некоторое время и обратимся к девушке,  удившей  рыбу.  Что
сталось с нею? Красавица,  проснувшись  и  не  увидев  на  воде  поплавка,
поспешила дернуть за леску.  Леска  тянулась,  но  крючок  и  поплавок  не
показались из воды. Очевидно, букет Смычкова размок в воде, разбух и  стал
тяжел.
     "Или большая рыба поймалась, - подумала  девушка,  -  или  же  удочка
зацепилась".
     Подергав еще немного за леску, девушка решила, что крючок зацепился.
     "Какая жалость! - подумала она. - А вечером  так  хорошо  клюет!  Что
делать?"
     И, не долго думая, эксцентричная  девушка  сбросила  с  себя  эфирные
одежды и погрузила прекрасное тело в струи по самые  мраморные  плечи.  Не
легко было отцепить крючок  от  букета,  в  который  впуталась  леска,  но
терпение и труд взяли свое. Через какие-нибудь  четверть  часа  красавица,
сияющая и счастливая, выходила из воды, держа в руке крючок.
     Но злая  судьба  стерегла  ее.  Негодяи,  укравшие  одежду  Смычкова,
похитили и ее платье, оставив ей только банку с червяками.
     "Что же мне теперь делать? - заплакала она. - Неужели  идти  в  таком
виде? Нет, никогда! Лучше смерть!  Я  подожду,  пока  стемнеет;  тогда,  в
темноте, я дойду до тетки Агафьи и пошлю ее домой  за  платьем...  А  пока
пойду спрячусь под мостик".
     Моя героиня, выбирая траву повыше и нагибаясь,  побежала  к  мостику.
Пролезая под мостик, она увидела там нагого человека с музыкальной  гривой
и волосатой грудью, вскрикнула и лишилась чувств.
     Смычков тоже испугался. Сначала он принял девушку за наяду.
     "Не речная ли это сирена, пришедшая увлечь меня? - подумал он, и  это
предположение польстило ему, так как он всегда был высокого мнения о своей
наружности. - Если же она не сирена,  а  человек,  то  как  объяснить  это
странное видоизменение? Зачем она здесь, под мостом? И что с ней?"
     Пока он решал эти вопросы, красавица приходила в себя.
     - Не убивайте меня! - прошептала она. -  Я  княжна  Бибулова.  Умоляю
вас! Вам дадут много денег! Сейчас я отцепляла в воде  крючок  и  какие-то
воры украли мое новое платье, ботинки и все!
     - Сударыня! - сказал Смычков умоляющим голосом.  -  И  у  меня  также
украли мое платье. К тому же они вместе с брюками утащили и находившийся в
них канифоль!
     Все играющие на  контрабасах  и  тромбонах  обыкновенно  ненаходчивы;
Смычков же был приятным исключением.
     - Сударыня! - сказал он немного погодя. - Вас, я  вижу,  смущает  мой
вид. Но, согласитесь, мне нельзя уйти отсюда, на тех же основаниях, как  и
вам. Я вот что придумал: не угодно  ли  вам  будет  лечь  в  футляр  моего
контрабаса и укрыться крышкой? Это скроет меня от вас...
     Сказавши это, Смычков вытащил из футляра контрабас.  Минуту  казалось
ему, что он, уступая футляр, профанирует святое  искусство,  но  колебание
было непродолжительно. Красавица легла в футляр и свернулась калачиком,  а
он затянул ремни и стал радоваться, что природа одарила его таким умом.
     - Теперь, сударыня, вы меня не видите, - сказал он. - Лежите здесь  и
будьте покойны. Когда станет темно, я отнесу вас в дом ваших родителей. За
контрабасом же я могу прийти сюда и потом.
     С наступлением потемок Смычков взвалил на плечи футляр с красавицей и
поплелся к даче Бибулова. План у него был  такой:  сначала  он  дойдет  до
первой избы и обзаведется одеждой, потом пойдет далее...
     "Нет худа без добра... - думал он, взбудораживая пыль босыми ногами и
сгибаясь под ношей. - За то теплое участие,  которое  я  принял  в  судьбе
княжны, Бибулов наверно щедро наградит меня".
     - Сударыня, удобно ли вам? -  спрашивал  он  тоном  cavalier  galant,
приглашающего  на  кадриль.  -   Будьте   любезны,   не   церемоньтесь   и
располагайтесь в моем футляре, как у себя дома!
     Вдруг галантному Смычкову  показалось,  что  впереди  его,  окутанные
темнотою,  идут  две  человеческие  фигуры.  Вглядевшись  пристальней,  он
убедился, что это не оптический обман: фигуры  действительно  шли  и  даже
несли в руках какие-то узлы...
     "Не воры ли это! - мелькнуло у него в голове.  -  Они  что-то  несут.
Вероятно, это наше платье!"
     Смычков положил у дороги футляр и погнался за фигурами.
     - Стой! - закричал он. - Стой! Держи.
     Фигуры оглянулись и, заметив погоню, стали улепетывать... Княжна  еще
долго слышала быстрые шаги и крики: "стой!" Наконец все смолкло.
     Смычков увлекся погоней, и, вероятно, красавице пришлось бы еще долго
пролежать в поле у дороги, если бы не счастливая игра  случая.  Случилось,
что в ту пору по  той  же  дороге  проходили  на  дачу  Бибулова  товарищи
Смычкова, флейта Жучков и кларнет Размахайкин. Споткнувшись о футляр,  оба
они удивленно переглянулись и развели руками.
     - Контрабас! - сказал Жучков. - Ба, да это контрабас нашего Смычкова!
Но как он сюда попал?
     - Вероятно, что-нибудь случилось со Смычковым, - решил Размахайкин. -
Или он напился, или же его ограбили... Во всяком случае,  оставлять  здесь
контрабас не годится. Возьмем его с собой.
     Жучков взвалил себе на спину футляр, и музыканты пошли дальше.
     - Черт знает, какая тяжесть! - ворчал всю дорогу флейта. - Ни за  что
на свете не согласился бы играть на таком идолище... Уф!
     Придя на дачу к князю Бибулову, музыканты положили  футляр  на  мете,
отведенном для оркестра, и пошли к буфету.
     В это время на даче уже  зажигали  люстры  и  бра.  Жених,  надворный
советник  Лакеич,  красивый  и  симпатичный   чиновник   ведомства   путей
сообщения, стоял посреди залы и,  заложив  руки  в  карманы,  беседовал  с
графом Шкаликовым. Говорили о музыке.
     - Я, граф, - говорил Лакеич, - в Неаполе был  лично  знаком  с  одним
скрипачом,  который  творил  буквально  чудеса.   Вы   не   поверите!   На
контрабасе... на  обыкновенном  контрабасе  он  выводил  такие  чертовские
трели, что просто ужас! Штраусовские вальсы играл!
     - Полноте, это невозможно... - усумнился граф.
     - Уверяю вас! Даже листовскую рапсодию исполнял! Я жил с ним в  одном
номере и даже от нечего  делать  выучился  у  него  играть  на  контрабасе
рапсодию Листа.
     - Рапсодию Листа... Гм!.. вы шутите...
     - Не верите? - засмеялся Лакеич. - Так я вам докажу сейчас!  Пойдемте
в оркестр.
     Жених и граф направились к оркестру. Подойдя к контрабасу, они  стали
быстро развязывать ремни... и - о ужас!
     Но тут, пока читатель, давший волю своему воображению,  рисует  исход
музыкального спора, обратимся к Смычкову... Бедный музыкант,  не  догнавши
воров и вернувшись  к  тому  месту,  где  он  оставил  футляр,  не  увидел
драгоценной ноши. Теряясь в догадках, он несколько  раз  прошелся  взад  и
вперед по дороге и, не найдя  футляра,  решил,  что  он  попал  не  на  ту
дорогу...
     "Это ужасно! - думал он, хватая себя  за  волосы  и  леденея.  -  Она
задохнется в футляре! Я убийца!"
     До самой полуночи Смычков ходил по дорогам и  искал  футляр,  но  под
конец, выбившись из сил, отправился под мостик.
     - Поищу на рассвете, - решил он.
     Поиски во время рассвета дали  тот  же  результат,  и  Смычков  решил
подождать под мостом ночи...
     - Я найду ее! - бормотал он, снимая цилиндр и хватая себя за  волосы.
- Хотя бы год искать, но я найду ее!


     И теперь еще крестьяне, живущие в описанных местах, рассказывают, что
ночами около мостика можно видеть  какого-то  голого  человека,  обросшего
волосами  и  в  цилиндре.  Изредка  из-под   мостика   слышится   хрипение
контрабаса.









Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru. Работаем для вас с 2003 года.
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | компьютерные игры и видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура