Седьмой час июньского вечера. От полустанка Хилково к дачному поселку
плетется толпа только что вышедших из поезда дачников - все больше отцы
семейств, нагруженные кульками, портфелями и женскими картонками. Вид у
все утомленный, голодный и злой, точно не для них сияет солнце и зеленеет
трава.
Плетется, между прочим, и Павел Матвеевич Зайкин, член окружного
суда, высокий сутуловатый человек, в дешевой коломянке и с кокардой на
полинялой фуражке. Он вспотел, красен и сумрачен.
- Каждый день изволите на дачу выезжать? - обращается к нему дачник в
рыжих панталонах.
- Нет, не каждый, - угрюмо отвечает Зайкин. - Жена и сын живут тут
постоянно, а я приезжаю раза два в неделю. Некогда каждый день ездить, да
и дорого.
- Это верно, что дорого, - вздыхают рыжие пантолоны. - В городе до
вокзала не пойдешь пешком, извозчик нужен, потом-с билет стоит сорок две
копейки... газетку дорогой купишь, рюмку водки по слабости выпьешь. Все
это копеечный расход, пустяковый, а гляди - и наберется за лето рублей
двести. Оно, конечно, лоно природы дороже стоит, не стану спорить-с...
идиллия и прочее, но ведь при нашем чиновницком содержании, сами знаете,
каждая копейка на счету. Потратишь неосторожно копеечку, а потом и не
спишь всю ночь... Да-с... Я, милостивый государь, не имею чести знать
вашего имени и отчества, получаю без малого две тысячи в год-с, состою в
чине статского советника, а курю табак второго сорта и не имею лишнего
рубля, дабы купить себе минеральной воды Виши, прописанной мне против
печеночных камней.
- Вообще мерзко, - говорит Зайкин после некоторого молчания. - Я,
сударь, держусь того мнения, что дачную жизнь выдумали черти да женщины.
Чертом в данном случае руководила злоба, а женщиной крайнее легкомыслие.
Помилуйте, это не жизнь, а каторга, ад! Тут душно, жарко, дышать тяжело, а
ты мыкаешься с места на место, как неприкаянный, и никак не найдешь себе
приюта. Там, в городе, ни мебели, ни прислуги... все на дачу увезли...
питаешься черт знает чем, не пьешь чаю, потому что самовар поставить
некому, не умываешься, а приедешь сюда, в это лоно природы, изволь идти
пешком по пыли, по жаре... тьфу! Вы женаты?
- Да-с... Трое деток, - вздыхают рыжие пантолоны.
- Вообще мерзко... Просто удивительно, как это мы еще живы.
Наконец дачники доходят до поселка. Зайкин прощается с рыжими
пантолонами и идет к себе на дачу. Дома застает он мертвую тишину. Слышно
только, как жужжат комары да молит о помощи муха, попавшая на обед к
пауку. Окна завешаны кисейными занавесочками, сквозь которые краснеют
блекнущие цветы герани. На деревянных, некрашенных стенах, около
олеографий, дремлют мухи. В сенях, в кухне, в столовой - ни души. В
комнате, которая в одно и то же время называется гостиной и залой, Зайкин
застает своего сына, Петю, маленького шестилетнего мальчика. Петя сидит за
столом и, громко сопя, вытянув нижнюю губу, вырезывает ножницами из карты
бубнового валета.
- А, это ты, папа! - говорит он, не оборачиваясь. - Здравствуй!
- Здравствуй... А мать где?
- Мама? Она поехала с Ольгой Кирилловной на репетицию играть театр.
Послезавтра у них будет представление. И меня возьмут... А ты пойдешь?
- Гм!.. Когда же она вернется?
- Она говорила, что вернется вечером.
- А где Наталья?
- Наталью взяла с собой мама, чтобы она помогала ей одеваться во
время представления, а Акулина пошла в лес за грибами. Папа, а отчего это,
когда комары кусаются, то у них делаются животы красные?
- Не знаю... Оттого, что они сосут кровь. Стало быть, никого нет
дома?
- Никого. Только я один дома.
Зайкин садится в кресло и минуту тупо глядит в окно.
- Кто же нам обедать подаст? - спрашивает он.
- Обедать сегодня не варили, папа! Мама думала, что ты сегодня не
приедешь, и не велела варить обед. Она с Ольгой Кирилловной будет обедать
на репетиции.
- Покорнейше благодарю, а ты что же ел?
- Я ел молоко. Для меня купили молока на шесть копеек. Папа, а зачем
комары сосут кровь?
Зайкин вдруг почувствовал, как что-то тяжелое подкатывает к его
печени и начинает сосать ее. Ему становится так досадно, обидно и горько,
что он тяжело дышит и дрожит; ему хочется вскочить, ударить о пол
чем-нибудь тяжелым и разразиться бранью, но тут он вспоминает, что доктора
строго запретили ему волноваться, встает и, насилуя себя, начинает
насвистывать из "Гугенотов".
- Папа, ты умеешь представлять в театре? - слышит он голос Пети.
- Ах, не приставай ко мне с глупыми вопросами! - сердится Зайкин. -
Пристал, как банный лист! Тебе уже шесть лет, а ты все так же глуп, как и
три года назад... Глупый, распущенный мальчишка! К чему, например, ты эти
карты портишь? Как ты смеешь их портить?
- Эти карты не твои, - говорит Петя, оборачиваясь. - Мне Наталья их
дала.
- Врешь! Врешь, дрянной мальчишка! - раздражается Зайкин все более и
более. - Ты всегда врешь! Высечь тебя нужно, свиненка этакого! Я тебе уши
оборву!
Петя вскакивает, вытягивает шею и глядит в упор на красное, гневное
лицо отца. Большие глаза его сначала мигают, потом заволакиваются влагой,
и лицо мальчика кривится.
- Да ты что бранишься? - визжит Петя. - Что ты ко мне пристал, дурак?
Я никого не трогаю, не шалю, слушаюсь, а ты... сердишься! Ну, за что ты
меня бранишь?
Мальчик говорит убедительно и так горько плачет, что Зайкину
становится совестно.
"И, правда, за что я к нему придираюсь?" - думает он. - Ну, будет...
будет, - говорит он, трогая мальчика за плечо. - Виноват, Петюха...
прости. Ты у меня умница, славный, я тебя люблю.
Петя утирает рукавом глаза, садится со вздохом на прежнее место и
начинает вырезывать даму. Зайкин идет к себе в кабинет. Он растягивается
на диване и, подложив руки под голову, задумывается. Недавние слезы
мальчика смягчили его гнев, и от печени мало-помалу отлегло. Чувствуется
только утомление и голод.
- Папа! - слышит Зайкин за дверью. - Показать тебе мою насекомую
коллекцию?
- Покажи!
Петя входит в кабинет и подает отцу длинный зеленый ящичек. Еще не
поднося к уху, Зайкин слышит отчаянное жужжание и царапанье лапок о стенки
ящика. Подняв крышку, он видит множество бабочек, жуков, кузнечиков и мух,
приколотых ко дну ящика булавками. Все, за исключением двух-трех бабочек,
еще живы и шевелятся.
- А кузнечик все еще жив! - удивляется Петя. - Вчера утром поймали
его, а он до сих пор не умер!
- Кто это тебя научил прикалывать их? - спрашивает Зайкин.
- Ольга Кирилловна.
- Самое бы Ольгу Кирилловну приколоть так! - говорит Зайкин с
отвращением. - Унеси отсюда! Стыдно мучить животных!
"Боже, как он мерзко воспитывается", - думает он по уходе Пети.
Павел Матвеевич забыл уже про умиление и голод и думает только о
судьбе своего мальчика. За окнами между тем дневной свет мало-помалу
тускнеет. Слышно, как дачники компаниями возвращаются с вечернего купанья.
Кто-то останавливается около открытого окна столовой и кричит: "Грибков не
желаете ли?" - кричит и, не получив ответа, шлепает босыми ногами
дальше... Но вот, когда сумерки сгущаются до того, что герань за кисейной
занавеской теряет свои очертания и в окно начинает потягивать свежестью
вечера, дверь в сенях с шумом открывается, и слышатся быстрые шаги, говор,
смех...
- Мама! - взвизгивает Петя.
Зайкин выглядывает из кабинета и видит свою жену Надежду Степановну,
здоровую, розовую, как всегда... С нею Ольга Кирилловна, сухая блондинка с
крупными веснушками, и двое каких-то незнакомых мужчин: один молодой,
длинный, с рыжей курчавой головой и с большим кадыком, другой - низенький,
коренастый, с бритой актерской физиономией и сизым, кривым подбородком.
- Наталья, ставь самовар! - кричит Надежда
Степановна, громко шурша платьем. - Говорят, Павел
Матвеевич приехал! Павел, где ты? Здравствуй, Павел!
- говорит она, вбегая в кабинет и тяжело дыша. -
Ты приехал? Очень рада... Со мной приехали двое наших
любителей... пойдем, я тебя представлю... Вот тот,
что подлинней, это Коромыслов... прекрасно поет, а другой,
этот маленький... некий Смеркалов, настоящий актер...
читает великолепно. Уф, утомилась! Сейчас у нас
репетиция была... Великолепно идет. Мы ставим
"Жильца с тромбоном" и "Она его ждет"... Послезавтра
спектакль...
- Зачем ты их привезла? - спрашивает Зайкин.
- Необходимо, папочка! После чая нам нужно роли повторить и пропеть
кое-что... Я с Коромысловым дуэт буду петь... Да, как бы не забыть! Пошли,
голубчик, Наталью взять сардин, водки, сыру и еще чего-нибудь. Они,
вероятно, и ужинать будут... Ох, устала!
- Гм!.. У меня денег нет!
- Нельзя же, папочка! Неловко! Не заставляй меня краснеть!
Через полчаса Наталья посылается за водкой и закуской; Зайкин,
напившись чаю и съевши целый французский хлеб, уходит в спальню и ложится
в постель, а Надежда Степановна и ее гости, шумя и смеясь, приступают к
повторению ролей. Павел Матвеевич долго слышит гнусавое чтение Коромыслова
и актерские возгласы Смеркалова... За чтением следует длинный разговор,
прерываемый визгливым смехом Ольги Кирилловны. Смеркалов, на правах
настоящего актера, с апломбом и жаром объясняет роли...
Далее следует дуэт, а за дуэтом звяканье посуды... Зайкин сквозь сон
слышит, как уговаривают Смеркалова прочесть "Грешницу" и как тот,
поломавшись, начинает декламировать. Он шипит, бьет себя по груди, плачет,
хохочет хриплым басом... Зайкин морщится и прячет голову под одеяло.
- Вам идти далеко и темно, - слышит он час спустя голос Надежды
Степановны. - Почему вам не остаться у нас ночевать? Коромыслов ляжет
здесь, в гостиной, на диване, а вы, Смеркалов, на Петиной постели... Петю
можно в кабинете мужа положить... Право, оставайтесь!
Наконец, когда часы бьют два, все смолкает... Отворяется в спальной
дверь, и показывается Надежда Степановна.
- Павел, ты спишь? - шепчет она.
- Нет, а что?
- Поди, голубчик, к себе в кабинет, ляг на диване, а тут, на твоей
кровати, я Ольгу Кирилловну положу. Поди, милый! Я бы ее в кабинете
положила, да она боится спать одной... Вставай же!
Зайкин поднимается, накидывает на себя халат и, взявши подушку,
плетется в кабинет... Дойдя ощупью до своего дивана, он зажигает спичку и
видит: на диване лежит Петя. Мальчик не спит и большими глазами глядит на
спичку.
- Папа, отчего это комары не спят ночью? - спрашивает он.
- Оттого... оттого, - бормочет Зайкин, - оттого, что мы здесь с тобой
лишние... Даже спать негде!
- Папа, а отчего это на лице у Ольги Кирилловны веснушки?
- Ах, отстань! Надоел!
Подумав немного, Зайкин одевается и выходит на улицу освежиться... Он
глядит на утреннее небо, на неподвижные облака, слушает ленивый крик
сонного коростеля и начинает мечтать о завтрашнем дне, когда он, поехав в
город и вернувшись из суда, завалится спать... Вдруг из-за угла
показывается человеческая фигура.
"Сторож, должно быть..." - думает Зайкин.
Но, вглядевшись и подойдя поближе, он узнает в фигуре вчерашнего
дачника в рыжих пантолонах.
- Вы не спите? - спрашивает он.
- Да, не спится что-то... - вздыхают рыжие пантолоны. - Природой
наслаждаюсь... Ко мне, знаете ли, приехала с ночным поездом дорогая
гостья... мамаша моей жены. С нею прибыли мои племянницы... прекрасные
девушки. Весьма рад, хотя и... очень сыро! А вы тоже изволите природой
наслаждаться?
- Да, - мычит Зайкин, - и я тоже природой... Не знаете ли, нет ли тут
где-нибудь поблизости какого-нибудь кабака или трактирчика?
Рыжие пантолоны поднимают глаза к небу и глубокомысленно
задумываются...
|