World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Самуил Маршак

Школа простой жизни (1913)

Книга: Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6.
Год издания: 1971 г.
Издатель: Художественная литература
OCR: Бычков М.Н.


     Брошюра с проспектом "Morkshin School" или "Simple Life School" ("Школы
простой жизни") появилась около двух лет тому назад. Написана она была,  как
небольшая поэма, как сказка Оскара Уайльда, и на первый  взгляд  была  полна
самых несбыточных мечтаний.
     Читателю ее рисовалась идеальная семья  воспитателей  и  воспитанников,
объединенных идиллической любовью и  бескорыстной  дружбой,  добывающих  все
необходимое  для  жизни  трудами  собственных  рук  и  отделенных  от  всего
остального   мира   непроходимыми   лесными   чащами.   Члены   этой   семьи
довольствуются  немногими  одеждами,  едва  прикрывающими   тело,   питаются
растительными, невареными продуктами, спят на голой земле. Конечно, при этом
имеется оговорка: дети, поступающие в школу, постепенно приучаются к  новому
режиму.
     Упрощение  жизненной  обстановки,  один  из  главных  принципов  школы,
распространяется не только на подробности домашнего быта, но  и  на  учебные
предметы, и на программу детского чтения. С  течением  времени  пред  детьми
школы должна раскрыться самая содержательная и самая захватывающая из  книг:
книга природы.
     Главной целью подобного  "опрощения"  было:  укрепление  духа  и  тела,
приспособление к самым  трудным  обстоятельствам  жизни,  а  также  экономия
времени и сил - тех сил, которые обыкновенно тратятся нами на удовлетворение
наших - далеко не насущных - потребностей, а  могли  бы  быть  потрачены  на
служение и помощь ближнему.
     Все  эти  идеи  проспекта  не  могли  не  показаться   симпатичными   и
Заслуживающими всякого сочувствия. Но осуществимы ли они в наш век? И притом
в какой стране? - в Англии, где и на милю нельзя уйти от  автомобильной  или
железной  дороги,  в  самом  центре  европейской  цивилизации,  позитивизма,
материализма...
     Я посетил "Morkshin School" или "Школу простой жизни", на этих днях, то
есть через полтора года после ее возникновения.
     Я убедился в том, что эта школа, действительно, возникла и  существует,
и притом ни на йоту не отступила от своей программы и от своих принципов.
     В трех часах езды от Лондона,  в  графстве  Hampshire,  среди  сосновых
лесов, одиноко высится красивое двухэтажное здание с  садами,  огородами,  с
разбросанными там и здесь палатками.
     У арки, увитой красными и белыми розами  и  отделяющей  площадку  перед
домом от широко и свободно раскинутого сада, встретил меня глава школы - м-р
Ойлер. При нервом взгляде  на  этого  человека  можно  было  растеряться  от
неожиданности  впечатления.  Я   ожидал   увидеть   исконного   англичанина,
наделенного дипломом и высокой ученой  степенью  Оксфордского  университета,
бывшего некогда чемпионом крикета и,  кажется,  лаун-тенниса  (блистательное
отличие  англичанина!),  а  увидел  человека  с   наружностью   знатного   и
благородного араба из Палестины, или, еще лучше сказать, увидел живую  копию
с Иоанна Крестителя {1},  каким  его  изобразил  Александр  Иванов.  Рослый,
статный, с  ниспадающими  на  плечи  темными  волосами,  с  вьющейся  темной
бородой, с арабским профилем лица, весь окрашенный ровным и навсегда осевшим
загаром, покрывающим  и  большой  выпуклый  лоб,  и  стройные  ноги,  -  он,
казалось, никогда и не носил другого наряда, чем эта облегающая тело рубашка
и короткие штаны до колен.
     Радушно провел он меня на поляну сада, где (это было  на  закате)  дети
совершали свою вечернюю трапезу. Расположились они порознь, - кто на скамье,
кто на траве под  отдаленным  деревом.  В  руках  у  каждого  была  тарелка,
нагруженная  доверху  листьями  салата  и  капусты,  бразильскими   орехами,
финиками, бананами и т. д. Дети были одеты, как их учитель.  Длинные  волосы
их были перевязаны ленточками или начесаны  на  лоб.  Впрочем,  в  школе  не
оказалось на этот счет общего правила, общего фасона: иные из мальчиков были
коротко острижены, иные причесаны по-английски, с пробором.
     Только у немногих были полные щеки, пухлые  руки  и  ноги.  Большинство
детей отличалось скорей худощавой, чем полной комплекцией. Но все до  одного
обнаруживали стройные и мускулистые  члены,  хорошо  расправленные  плечи  и
грудь и отличались тем же ровным и нежным оттенком загара, что и их учитель.
Здоровье и сила явственно сказывались в каждом их движении, в каждом взгляде
покойных и уверенных глаз.
     Тут   были   дети   всевозможных   возрастов.   Школа    принимает    и
пятнадцатилетних юношей, и совсем малышей до грудных младенцев  включительно
и, - можно ли идти еще дальше? - до... родителей, которые являются  в  школу
учиться воспитанию ребенка. Большая часть детей поступила в эту школу  после
долгих мытарств по другим - заурядным и "образцовым"  -  школам  и,  главным
образом, вследствие расшатанности здоровья и нервов.
     Пока длился школьный ужин, я успел оглядеть овощи на огородах, цветы  и
молодые деревья в саду, - результаты трудов учителей и учительниц,  учеников
и учениц. В школе нет разделения труда: девочки работают вместе с мальчиками
на огородах и по подрезке деревьев, а  мальчики  в  свою  очередь  принимают
деятельное участие в стирке,  которая,  кстати  сказать,  является  в  школе
большим событием. За стиркой обыкновенно ведется оживленная беседа на  самые
разнообразные темы. Такая "обывательская" беседа, на которую в  обыкновенные
дни не выпадает достаточного времени, сильно облегчает и взрослым,  и  детям
этот малопривлекательный труд.  Учителя  и  взрослые  дети  стирают  крупное
белье; малыши - носовые платочки.
     Во время ужина школьный сад навестил добрый  приятель  детей  -  кролик
Эрнест. Это не прирученный кролик и не домашний,  а  самый  "настоящий",  то
есть дикий, живущий собственным умом. При школе нет домашних животных  -  ни
собак, ни  кошек,  которые,  по  мнению  м-ра  Ойлера,  являются  психически
искалеченными существами. М-р Ойлер и "его" дети были бы гораздо больше рады
завязать дружбу со свободными  обитателями  леса.  При  добром  и  неизменно
спокойном  отношении  к  этим  существам,   короткое   знакомство   с   ними
осуществимо. Первым  наглядным  подтверждением  правильности  этого  взгляда
явился кролик Эрнест,  усвоивший  себе  привычку  посещать  школьный  сад  в
закатные часы.
     Закат догорел; наступило время сна.
     Дети, со свернутыми одеялами в руках, подошли прощаться с м-ром Ойлером
и его голубоглазой женой, которую природа одарила золотыми, ниспадающими  до
земли, волосами.
     - Прощай, Питер! Прощай, Эльса! - прощебетала детвора.
     После прощаний и поцелуев все они, в  своих  длинных  ночных  одеяниях,
потянулись к воротам для того, чтобы идти на ночлег в  темный,  темный  лес.
Только немногие улеглись под деревьями или в палатках в саду.
     Лунной ночью мы  прошлись  с  Питером  (м-ром  Ойлером)  в  лес  к  той
отдаленной чаще, где находится место его ночного покоя: это самая  передовая
позиция в лесу, где учитель спит чутко, как часовой, готовый  отозваться  на
первый зов его питомцев.
     В смутном сиянии луны, встававшей из-за сосновых ветвей, мы  разглядели
по дороге под деревьями маленькие аккуратно  сложенные  пакетики.  Это  были
ребятишки, спавшие в разных местах  без  подушек  на  одном  одеяльце,  одна
половина которого служит им простыней, а другая выполняет свою прямую миссию
- одеяла.
     Дети м-ра Ойлера не  боятся  ночной  темноты.  Впрочем,  их  маленькие,
невозмутимые сердца не доступны никакому чувству страха...
     Утром их ожидали обычные занятия, обычная работа. Это - прежде всего  -
работа по дому (после получасового "пробега"),  затем  -  после  завтрака  -
работа в саду, чтение, уроки. Гимнастику они проделывают не многосложную, не
утомительную. Главные движения ее преподал им Раймонд Дункан, брат Айседоры.
     Если день выдается очень уж пасмурный, с проливным  дождем,  -  дети  и
учителя сидят в одной из комнат, ткут,  прядут,  слушают  музыку  или  ведут
тихую беседу. В одну из таких бесед Питер рассказывал  детям,  что  у  Эльсы
через несколько месяцев должен родиться ребенок.  Питер  просил  детей,  как
преданных  друзей  своих,  пожелать  чего-нибудь  хорошего  этому   еще   не
рожденному младенцу.  Дети  отнеслись  с  глубокой  серьезностью  к  просьбе
учителя, и каждый  по  очереди  пожелал  младенцу  таких  прекрасных,  таких
волшебных  вещей,  каких  бы  не  выдумал  никакой  мастер  сказок,  никакой
Андерсен...










Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура