Он начал спокойно, заранее радуясь всему яду, который готовился вылить,
а кончил в исступлении и задыхаясь, как давеча с Лужиным.
Разумихин постоял, подумал и выпустил его руку.
- Убирайся же к черту! - сказал он тихо и почти задумчиво. - Стой! -
заревел он внезапно, когда Раскольников тронулся было с места, - слушай
меня. Объявляю тебе, что все вы, до единого болтунишки и фанфаронишки!
Заведется у вас страданьице - вы с ним как курица с яйцом носитесь! Даже и
тут воруете чужих авторов. Ни признака жизни в вас самостоятельной! Из
спермацетной мази вы сделаны, а вместо крови сыворотка! Никомуто из вас я не
верю! Первое дело у вас, во всех обстоятельствах - как бы на человека не
походить! Сто-о-ой! - крикнул он с удвоенным бешенством, заметив, что
Раскольников опять трогается уходить, - слушай до конца! Ты знаешь, у меня
сегодня собираются на новоселье, может быть уж и пришли теперь, да я там
дядю оставил, - забегал сейчас, - принимать приходящих. Так вот, если бы ты
не был дурак, не пошлый дурак, не набитый дурак, не перевод с
иностранного... видишь, Родя, я сознаюсь, ты малый умный, но ты дурак! - так
вот, если б ты не был дурак, ты бы лучше ко мне зашел сегодня, вечерок
посидеть, чем даром-то сапоги топтать. Уж вышел, так уж нечего делать! Я б
тебе кресла такие мягкие подкатил, у хозяев есть... Чаишко, компания... А
нет, - так и на кушетке уложу, - все-таки между нами полежишь... И Зосимов
будет. Зайдешь, что ли?
- Нет.
- Вр-р-решь! - нетерпеливо вскрикнул Разумихин, - почему ты знаешь? Ты
не можешь отвечать за себя! Да и ничего ты в этом не понимаешь... Я тысячу
раз точно так же с людьми расплевывался и опять назад прибегал... Станет
стыдно - и воротишься к человеку! Так помни же, дом Починкова, третий
этаж...
- Да ведь этак вы себя, пожалуй, кому-нибудь бить позволите, господин
Разумихин, из удовольствия благодетельствовать.
- Кого? Меня! За одну фантазию нос отвинчу! Дом Починкова, нумер сорок
семь, в квартире чиновника Бабушкина...
- Не приду, Разумихин - Раскольников повернулся и пошел прочь.
- Об заклад, что придешь! - крикнул ему вдогонку Разумихин. - Иначе
ты... иначе знать тебя не хочу! Постой, гей! Заметов там?
- Там.
- Видел?
- Видел.
- И говорил?
- Говорил.
- Об чем? Ну, да черт с тобой, пожалуй, не сказывай. Починкова, сорок
семь, Бабушкина, помни!
Раскольников дошел до Садовой и повернул за угол. Разумихин смотрел ему
вслед, задумавшись. Наконец, махнув рукой, вошел в дом, но остановился на
средине лестницы.
"Черт возьми! - продолжал он, почти вслух, - говорит со смыслом, а как
будто... Ведь и я дурак! Да разве помешанные не говорят со смыслом? А
Зосимов-то, показалось мне, этого-то и побаивается! - Он стукнул пальцем по
лбу. - Ну что, если... ну как его одного теперь пускать? Пожалуй,
утопится... Эх, маху я дал! Нельзя!" И он побежал назад, вдогонку за
Раскольниковым, но уж след простыл. Он плюнул и скорыми шагами воротился в
"Хрустальный дворец" допросить поскорее Заметова.
Раскольников прошел прямо на -ский мост, стал на средине, у перил,
облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль. Простившись с
Разумихиным, он до того ослабел, что едва добрался сюда. Ему захотелось
где-нибудь сесть или лечь, на улице. Склонившись над водою, машинально
смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в
сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой
набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча,
ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со
вниманием всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие-то
красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи - все это
завертелось и заплясало кругом. Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный
вновь от обморока одним диким и безобразным видением. Он почувствовал, что
кто-то стал подле него, справа, рядом; он взглянул - и увидел женщину,
высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с
красноватыми впавшими глазами. Она глядела на него прямо, но, очевидно,
ничего не видела и никого не различала. Вдруг она облокотилась правою рукой
о перила, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую, и
бросилась в канаву. Грязная вода раздалась, поглотила на мгновение жертву,
но через минуту утопленница всплыла, и ее тихо понесло вниз по течению,
головой и ногами в воде, спиной поверх, со сбившеюся и вспухшею над водой,
как подушка, юбкой.
- Утопилась! Утопилась! - кричали десятки голосов; люди сбегались, обе
набережные унизывались зрителями, на мосту, кругом Раскольникова, столпился
народ, напирая и придавливая его сзади.
- Батюшки, да ведь это наша Афросиньюшка! - послышался где-то недалеко
плачевный женский крик. - Батюшки, спасите! Отцы родные, вытащите!
- Лодку! Лодку! - кричали в толпе.
Но лодки было уж не надо: городовой сбежал по ступенькам схода к
канаве, сбросил с себя шинель, сапоги и кинулся в воду. Работы было немного:
утопленницу несло водой в двух шагах от схода, он схватил ее за одежду
правою рукою, левою успел схватиться за шест, который протянул ему товарищ,
и тотчас же утопленница была вытащена. Ее положили на гранитные плиты схода.
Она очнулась скоро, приподнялась и стала чихать и фыркать, бессмысленно
обтирая мокрое платье руками. Она ничего не говорила.
- До чертиков допилась, батюшки, до чертиков, - выл тот же женский
голос, уже подле Афросиньюшки, - анамнясь удавиться тоже хотела, с веревки
сняли. Пошла я теперь в лавочку, девчоночку при ней глядеть оставила, - ан
вот и грех вышел! Мещаночка, батюшка, наша мещаночка, подле живем, второй
дом с краю, вот тут...
Народ расходился, полицейские возились еще с утопленницей, кто-то
крикнул про контору... Раскольников смотрел на все с странным ощущением
равнодушия и безучастия. Ему стало противно. "Нет, гадко... вода... не
стоит, - бормотал он про себя. - Ничего не будет, - прибавил он, - нечего
ждать. Что это, контора... А зачем Заметов не в конторе? Контора в десятом
часу отперта..." Он оборотился спиной к перилам и поглядел кругом себя.
"Ну так что ж! И пожалуй!" - проговорил он решительно, двинулся с моста
и направился в ту сторону, где была контора. Сердце его было пусто и глухо.
Мыслить он не хотел. Даже тоска прошла, ни следа давешней энергии, когда он
из дому вышел, с тем, "чтобы все кончить!" Полная апатия заступила ее место.
"Что ж, это исход! - думал он, тихо и вяло идя по набережной канавы. -
Все-таки кончу, потому что хочу... Исход ли, однако? А все равно! Аршин
пространства будет, - хе! Какой, однако же, конец! Неужели конец? Скажу я им
иль не скажу? Э... черт! Да и устал я: где-нибудь лечь или сесть поскорей!
Всего стыднее, что очень уж глупо. Да и наплевать на это. Фу, какие глупости
в голову приходят..."
В контору надо было идти все прямо и при втором повороте взять влево:
она была тут в двух шагах. Но, дойдя до первого поворота, он остановился,
подумал, поворотил в переулок и пошел обходом, через две улицы, - может
быть, безо всякой цели, а может быть, чтобы хоть минуту еще протянуть и
выиграть время. Он шел и смотрел в землю. Вдруг, как будто кто шепнул ему
что-то на ухо. Он поднял голову и увидал, что стоит у того дома, у самых
ворот. С того вечера он здесь не был и мимо не проходил.
Неотразимое и необъяснимое желание повлекло его. Он вошел в дом, прошел
всю подворотню, потом в первый вход справа и стал подниматься по знакомой
лестнице, в четвертый этаж. На узенькой и крутой лестнице было очень темно.
Он останавливался на каждой площадке и осматривался с любопытством. На
площадке первого этажа в окне была совсем выставлена рама: "Этого тогда не
было", подумал он. Вот и квартира второго этажа, где работали Николашка и
Митька: "Заперта; и дверь окрашена заново; отдается, значит, внаем". Вот и
третий этаж... и четвертый... "Здесь!" Недоумение взяло его: дверь в эту
квартиру была отворена настежь, там были люди, слышны были голоса; он этого
никак не ожидал. Поколебавшись немного, он поднялся по последним ступенькам
и вошел в квартиру.
Ее тоже отделывали заново; в ней были работники; это его как будто
поразило. Ему представлялось почему-то, что он все встретит точно так же,
как оставил тогда, даже, может быть трупы на тех же местах на полу. А
теперь: голые стены, никакой мебели; странно как-то! Он прошел к окну и сел
на подоконник.
Всего было двое работников, оба молодые парня, один постарше, а другой
гораздо моложе. Они оклеивали стены новыми обоями, белыми, с лиловыми
цветочками, вместо прежних желтых, истрепанных и истасканных. Раскольникову
это почему-то ужасно не понравилось; он смотрел на эти новые обои враждебно,
точно жаль было, что все так изменили.
Работники, очевидно, замешкались и теперь наскоро свертывали свою
бумагу и собирались домой. Появление Раскольникова почти не обратило на себя
их внимания. Они о чем-то разговаривали. Раскольников скрестил руки и стал
вслушиваться.
- Приходит она, этта, ко мне поутру, - говорил старший младшему, -
раным-ранешенько, вся разодетая. "И что ты, говорю, передо мной
лимонничаешь, чего ты передо мной, говорю, апельсинничаешь?" - "Я хочу,
говорит, Тит Васильевич, отныне, впредь в полной вашей воле состоять". Так
вот оно как! А уж как разодета: журнал, просто журнал!
- А что это, дядьшка, журнал? - спросил молодой. Он, очевидно, поучался
у "дядьшки".
- А журнал, это есть, братец ты мой, такие картинки, крашеные, и идут
они сюда к здешним портным каждую субботу, по почте, из-за границы, с тем то
есть, как кому одеваться, как мужскому, равномерно и женскому полу. Рисунок,
значит. Мужской пол все больше в бекешах пишется, а уж по женскому отделению
такие, брат, суфлеры, что отдай ты мне все, да и мало!
- И чего-чего в ефтом Питере нет! - с увлечением крикнул младший, -
окромя отца-матери, все есть!
- Окромя ефтова, братец ты мой, все находится, - наставительно порешил
старший.
Раскольников встал и пошел в другую комнату, где прежде стояли укладка
и комод; комната показалась ему ужасно маленькою без мебели. Обои были все
те же; в углу на обоях резко обозначено было место, где стоял киот с
образами. Он поглядел и воротился на свое окошко. Старший работник искоса
приглядывался.
- Вам чего-с? - спросил он вдруг, обращаясь к нему.
Вместо ответа Раскольников встал, вышел в сени, взялся за колокольчик и
дернул. Тот же колокольчик, тот же жестяной звук! Он дернул второй, третий
раз; он вслушивался и припоминал. Прежнее, мучительно-страшное, безобразное
ощущение начинало все ярче и живее припоминаться ему, он вздрагивал с каждым
ударом, и ему все приятнее и приятнее становилось.
- Да что те надо? Кто таков? - крикнул работник, выходя к нему.
Раскольников вошел опять в дверь.
- Квартиру хочу нанять, - сказал он, - осматриваю.
- Фатеру по ночам не нанимают; а к тому же вы должны с дворником
прийти.
- Пол-то вымыли; красить будут? - продолжал Раскольников. - Крови-то
нет?
- Какой крови?
- А старуху-то вот убили с сестрой. Тут целая лужа была.
- Да что ты за человек? - крикнул в беспокойстве работник.
- Я?
- Да.
- А тебе хочется знать?.. Пойдем в контору, там скажу.
Работники с недоумением посмотрели на него.
- Нам выходить пора-с, замешкали. Идем, Алешка. Запирать надо, - сказал
старший работник.
- Ну, пойдем! - отвечал Раскольников равнодушно и вышел вперед,
медленно спускаясь с лестницы. - Эй, дворник! - крикнул он, выходя под
ворота.
Несколько людей стояло при самом входе в дом с улицы, глазея на
прохожих: оба дворника, баба, мещанин в халате и еще кто-то. Раскольников
пошел прямо к ним.
- Чего вам? - отозвался один из дворников.
- В контору ходил?
- Сейчас был. Вам чего?
- Там сидят?
- Сидят.
- И помощник там?
- Был время. Чего вам?
Раскольников не отвечал и стал с ним рядом, задумавшись.
- Фатеру смотреть приходил, - сказал, подходя, старший работник.
- Какую фатеру?
- А где работаем. "Зачем, дескать кровь отмыли? Тут, говорит, убивство
случилось, а я пришел нанимать". И в колокольчик стал звонить, мало не
оборвал. А пойдем, говорит в контору, там все докажу. Навязался.
Дворник с недоумением и нахмурясь разглядывал Раскольникова.
- Да вы кто таков? - крикнул он погрознее.
- Я Родион Романович Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля,
здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать. У дворника
спроси... меня знает. - Раскольников проговорил все это как-то лениво и
задумчиво, не оборачиваясь и пристально смотря на потемневшую улицу.
- Да зачем в фатеру-то приходили?
- Смотреть.
- Чего там смотреть?
- А вот взять да свести в контору? - ввязался вдруг мещанин и замолчал.
Раскольников через плечо скосил на него глаза, посмотрел внимательно и
сказал так же тихо и лениво:
- Пойдем!
- Да и свести! - подхватил ободрившийся мещанин. - Зачем он об том
доходил, у него что на уме, а?
- Пьян, не пьян, а бог их знает, - пробормотал работник.
- Да вам чего? - крикнул опять дворник, начинавший серьезно сердиться,
- ты чего пристал?
- Струсил в контору-то? - с насмешкой проговорил ему Раскольников.
- Чего струсил? Ты чего пристал?
- Выжига! - крикнула баба.
- Да чего с ним толковать, - крикнул другой дворник, огромный мужик, в
армяке на распашку и с ключами за поясом. - Пшол!.. И впрямь выжига... Пшол!
И, схватив за плечо Раскольникова, он бросил его на улицу. Тот
кувыркнулся было, но не упал, выправился, молча посмотрел на всех зрителей и
пошел далее.
- Чуден человек, - проговорил работник.
- Чуден нынче стал народ, - сказала баба.
- А все бы свести в контору, - прибавил мещанин.
- Нечего связываться, - решил большой дворник. - Как есть выжига! Сам
на то лезет, известно, а свяжись, не развяжешься... Знаем!
"Так идти, что ли, или нет", думал Раскольников, остановясь посреди
мостовой на перекрестке и осматриваясь кругом, как будто ожидая от кого-то
последнего слова. Но ничто не отозвалось ниоткуда; все было глухо и мертво,
как камни, по которым он ступал, для него мертво, для него одного... Вдруг,
далеко, шагов за двести от него, в конце улицы, в сгущавшейся темноте,
различил он толпу, говор, крики... Среди толпы стоял какой-то экипаж...
Замелькал среди улицы огонек. "Что такое?" Раскольников поворотил вправо и
пошел на толпу. Он точно цеплялся за все и холодно усмехнулся, подумав это,
потому что уж наверно решил про контору и твердо знал, что сейчас все
кончится.
<-- прошлая часть | весь текст сразу | следующая часть --> | | |